Открытый урок русского языка в 6-м классе (УМК под ред. С.И. Львовой) в форме заочной экскурсии по Байкалу "Правильное употребление имен числительных в речи"

Разделы: Русский язык


Задачи:

  • совершенствовать умение употреблять имена числительные в речи в соответствии с грамматическими, орфографическими и орфоэпическими нормами;
  • развивать речь учащихся, орфографическую и пунктуационную зоркость, навыки работы со словарями;
  • воспитывать любовь к родному краю и русскому языку.

Оборудование: карточки с текстом, путевые листы экскурсантов, толковый и орфоэпический словари, фотографии с видами озера Байкал, мультимедийное оборудование, презентация.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Ребята, я рада приветствовать вас на уроке русского языка. Откройте тетради, запишите число, тему урока.

II. Постановка задач урока.

- Как вы думаете, какие задачи мы должны поставить перед собой сегодня на уроке?

- Да, мы будем говорить о правильном употреблении имён числительных в речи, особое внимание уделим грамматическим, орфографическим и орфоэпическим нормам. Также совершим заочную экскурсию по озеру Байкал. [Слайд 1] Вы ещё раз убедитесь, что имя числительное - важная часть речи, без которой не обойтись при общении.

В конце урока вы должны будете оценить свою работу и работу одноклассников на уроке.

III. Работа по теме урока.

- Что такое норма языка?

- Что означает словосочетание "грамматическая норма"? (Правила образования форм слова, словосочетаний и предложений.)

- Что такое орфографическая норма? (Регулирует правильное написание слов.)

- Орфоэпическая? (Устанавливает правила словесного ударения и правильного произношения звуков в словах.)

- А что такое экскурсия?

Объяснение, данное учениками, предлагается сравнить с толкованием значения этого слова в толковом словаре:

- Посмотрите значение этого слова в словаре. В каком же словаре будете его искать?

- Так как в толковом словаре, находящемся в приложении к учебнику, этого слова нет, мы послушаем учащегося, который выписал лексическое значение слова из Словаря русского языка Сергея Ивановича Ожегова.

- Экскурсия - : [Слайд 2]

- Слово имеет два значения. Какое подойдёт к нашему уроку?

- Запишите его в тетрадь, оформив предложение в соответствии со схемой [ cущ.в им. п. - сущ. в им. п.]. Назовите подлежащее и сказуемое, объясните постановку знаков препинания.

- Подберите однокоренные слова к этому к этому слову, объясните их лексическое значение. (Экскурсант - участник экскурсии. Экскурсовод - руководитель экскурсии.)

- Сегодня на уроке вы выступите в роли и экскурсантов, и экскурсоводов.

В путь!

- Представьте, что вы на Байкале. (Подготовленный ученик читает текст "Синь синяя:) [Слайд 3]

Cинь синяя. И не видно края, и нет у неё границ и берегов, и где-то за туманом синь воды переходит в синь неба, и стоит первозданная библейская тишина, которая если где и сохранилась в наш шумный век, то лишь на вершинах гор и вот здесь, на Байкале. Катер не плывёт, а словно парит в этой синеве. Сказка:

- А путешествовать будем вот на этом, а, может быть, и на другом катере. [Слайд 4]

- Устно опишите воображаемый катер, используя имена числительные.

- Ребята, у каждого из вас есть путевые листы экскурсантов. Подпишите их: свою фамилию и имя напишите в родительном падеже. Сегодня на уроке мы будем их заполнять.

- Прежде чем сделать первую запись, давайте прочитаем текст, который у вас на карточках.

Славное море. Именно так называли Байкал путешественники ещё в середине 17 века. Однако, вода в нём не солёная.

Это самое глубокое озеро в мире. Его глубина достигает 1637 метров. Водные запасы более 25000 кубических километров. Это 23 Аральских и 92 Азовских морей. Вода в озере настолько прозрачна, что если бросить в него белый диск диаметром в 20 сантиметров, то он будет виден на глубине 40 метров.

Возраст Байкала около 25000000 лет.

- Есть ли в этом тексте числительные? Посчитайте, сколько их. Назовите их.

Почему вы решили, что это числительные?

- Какие бывают числительные по значению и грамматическим признакам?

- Чем они отличаются?

- На какие группы делятся количественные числительные?

- Какими могут быть количественные и порядковые числительные по строению? Чем они отличаются друг от друга?

- Начнём оформление наших путевых листов. Встречающиеся в тексте словосочетания числ. + сущ. занесите в нужные графы таблицы, записав все числительные словами. Укажите их падеж и объясните правописание.

- Проверяем. У кого есть ошибки, исправьте их.

Один ученик на доске в это время склоняет числительное 1637 (метров). Затем - проверка.

- Как произносится слово тысяча в разговорной речи, смотрите в соответствующем словаре в приложении к учебнику?

- Как склоняются составные количественные числительные? Просклонять устно 40 (метров).

- Как склоняются порядковые числительные? Устно просклонять 17(век).

Физкультминутка (проводит физорг класса).

- Ребята, а вы знаете, сколько видов животных и растений обитает на Байкале?

- Давайте с этим вопросом обратимся к экскурсоводу. Подготовленный ученик рассказывает:

- В озере обитают 1800 различных видов животных и растений, многие из которых нигде кроме Байкала не встречаются. [Слайд 5] Например, нерпа. голомянки, омуль.

- Сделайте ещё одну запись в путевом листе, внеся в него словосочетание числ. + сущ. из прослушанного предложения, объясните правописание числительного.

- Скажите, в каких числительных после первого корня пишется мягкий знак?

- Ну, а теперь мы отправимся в бухту Песчаную. Слово экскурсоводу. [Слайды 6, 7, 8] Подготовленный ученик рассказывает:

- Эта бухта покоряет с первого взгляда. По краям бухты - причудливые нагромождения скал. Почти к воде подошла мрачная скала Будда. Деревья на песчаном берегу необычны. Ветер выдул из-под корней грунт и словно поставил деревья на высокие ходули. Их так и зовут - "ходульные".

Солнечных дней здесь больше, чем на некоторых южных курортах, а осадков выпадает в 4 раза меньше, чем в Сочи.

- Назовите числительное, которое есть в рассказе экскурсовода. Какое оно? Куда мы его запишем?

- Девочки склоняют 4 (яблока), мальчики - 4 (девочки).

- Какой вывод можно сделать о склонении числительных 1, 3, 4 в сочетании с одушевлёнными и неодушевлёнными существительными?

- Чем же ещё может удивить Байкал? Послушаем экскурсовода. [Слайд 9] Рассказывает подготовленный ученик:

На озере много минеральных источников, там можно построить немало курортов. В 1759 году начал действовать курорт Горячинск. Легенда приписывает его открытие неизвестному охотнику, который оставил умирать у горячего источника раненую хищниками собаку, а сам ушёл дальше. Возвращался тем же путём, он изумился - собака его совершенно выздоровела, а следы её привели к горячему ключу. Тогда охотник сам искупался в нём, и давняя болезнь перестала его мучить. Тогда весть о волшебной воде разнеслась по всему Байкалу.

- Устно просклоняем числительное 1751 (год). Объясните орфограммы.

- А с какими числительными мы сегодня не поработали? (Дробными).

- Из каких частей состоят дробные числительные и как склоняются?

- Как склоняется полтора?

- Что вы знаете о собирательных числительных?

- Итак, наша экскурсия завершилась. [Последний слайд]

Слово "байкал" в переводе с тюркского означает "богатое озеро". Не зря оно получило такое название. Байкал - это неповторимое творение природы.

- Какую пользу принёс вам урок?

- Выполнили ли вы задачи, поставленные в начале урока?

- Посмотрите на путевые листы. Много ошибок вы допустили?

- Оцените свою работу на уроке.

- А кто из одноклассников работал лучше и хуже вас? Почему?

Домашнее задание: продолжить заполнение путевых листов, выполняя упражнение 780; упр. 779 или 786.

Путевой лист экскурсанта::::::::::::::::::

Числительные Коли

Целые числа

чествен

Дробные

ные

Собирательные

Порядковые
Простые        
Сложные        
Составные