Согласованные обособленные определения. 8-й класс. Образовательная система "Школа–2100"

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 8


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


ЦЕЛИ УРОКА:

  • Обобщить знания учащихся об определениях и способах их выражения.
  • Познакомить с понятием "согласованные обособленные определения" и условиями обособления согласованных определений.
  • Развивать умение находить и пунктуационно оформлять смысловые отрезки - согласованные определения.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент. Записываем дату проведения урока.

Место проведения: классная работа.

2. Учитель. В начале нашего урока мы проведем языковую разминку на изученные ранее правила.

- Посмотрите внимательно на стенд "Путешествуем по стране "Морфология", он рассказывает о самостоятельной части речи "Причастии".

- Вспомните, что такое причастие? На какие вопросы отвечает?

- Как в тексте вы будете находить причастия? (по вопросам и суффиксам).

- Вспомните орфограмму: слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. (СЛАЙД № 2).

НЕ с причастиями пишется
СЛИТНО РАЗДЕЛЬНО
1. Слово не употребляется без НЕ:   недоумевающий взгляд 1. Краткое причастие: собрание не закончено
2. Нет противопоставления с союзом А: незакончившееся собрание 2. Есть противопоставление с союзом А: не закончившееся, а начатое собрание
3. Нет зависимого слова (одиночное): незакончившееся собрание 3. Есть зависимое слово: не закончившееся вовремя собрание

Ассоциативные рисунки.

- Какую информацию содержат данные рисунки?

(СЛАЙД № 3)

Информация для учителя:

Слайд № 4. Это краткое причастие. Оно всем своим видом старается подчеркнуть, что оно маленькое, краткое, места старается занимать как можно меньше, поэтому и частица НЕ с ним пишется только раздельно, и в суффиксе оно оставляет только одну букву Н.

Слайд № 5. Этот рисунок позволяет проиллюстрировать слитное написание с причастием. Ушли от причастия зависимые слова, и стало оно одиночным. "Хоть ты меня не бросай, не уходи", - просит одиночное причастие частицу НЕ. И она, превратившись в приставку, старается скрасить одиночество причастия.

Слайд № 6.Этот рисунок называется "Носики-курносики", суффикс "задирают" носики, так как пишутся с двумя Н.

Это бывает в четырех случаях:

  • если в слове есть приставка (Слайд № 7);
  • если в слове есть суффиксы - ова, -ева (Слайд №8);
  • если в слове есть зависимые слова (Слайд № 9);
  • если слово образовано от бесприставочного глагола совершенного вида, кроме раненый.

Словарная работа:

- Записываем словосочетания под диктовку, пользуясь таблицей, ассоциативными рисунками, графически объясняя выбор данной орфограммы.

Не прекращающийся в течение дня дождь, никем не нарушаемая тишина, непродуманное решение, неразгаданные тайны, стены не выкрашены, не раскатывающийся, а грохочущий гром, неизгладимое впечатление, не заметивший неприятеля, не терпящий боли. (СЛАЙД № 10).

Проверка выполненной работы.

- Зачитайте словосочетания, в которых НЕ с причастием пишется слитно. Объясните написание, пользуясь ассоциативными рисунками.

(СЛАЙДЫ № 5).

- Зачитайте словосочетания, в которых НЕ с причастием пишется раздельно. Объясните написание, пользуясь ассоциативными рисунками.

(СЛАЙДЫ № 4).

- Объясните, чем обусловлено написание суффиксов - УЩ -, -АЩ- в причастиях ГРОХОЧУЩИЙ, НЕ ТЕРПЯЩИЙ БОЛИ.

(СЛАЙДЫ № 10,11).

- Как объяснить написание одной и двух букв - Н - в словосочетаниях непродуманное решение, неразгаданные тайны, стены не выкрашены.

- Вызвало ли у вас сомнение написание производного предлога В ТЕЧЕНИЕ ДНЯ. - Какой подсказкой вы воспользовались? (Словосочетание указывает на время, обозначаемое буквой "t", легко превращаемой в "е"; на рисунке - часы).

(СЛАЙДЫ № 12, 13 ).

- Как называются с точки зрения синтаксиса словосочетания:

не прекращающийся в течение дня дождь

никем не нарушаемая тишина

(СЛАЙД №14).

(Причастный оборот - смысловой отрезок, который относится к определяемому слову - существительному или местоимению - прилагательному).

- Каким членом предложения будут являться данные смысловые отрезки?

- Какой второстепенный член предложения называется определением?

- Чем различаются согласованные и несогласованные определения?

- Какими частями речи могут быть выражены согласованные определения?

3. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕЙ РАБОТ Ы.

Тест по домашнему заданию.

Фамилия ученика________________________________

1. Вставьте пропущенные буквы в словах, графически обоснуйте выбор орфограммы.

На ре:кость пр:красных стихов, вошли в мое сущ:ство, пережитых рад:стей, какое(то) (ни)когда и (ни)где (не)существовавшее лукоморье, зачем(то) прикова:ый к дубу, на (не)ведомых дорожках, невида:ых зверей, (не)обыкнове:ое впеч:тление, (не)забвенные строки, в:йдя и ок:завшись, жизне:ый состав, р:скошно шумит.

2. Выделить значимые части в слове ПЕРЕЖИТЫХ.

3. Найдите ошибки в фонетическом разборе.

Войдя - вой-дя, 2 слога.

[вай'д'а]

в - [в ]- согласный, звонкий, непарный; твердый, парный;

0 - [а] - гласный, ударный;

й -[ й ]- согласный, глухой, парный; твердый, парный;

д - [д ']- согласный, звонкий, парный; мягкий, парный;

я - [а ']- гласный, ударный.

5 букв, 5 звуков.

ТЕКСТ НА ЭКРАНЕ.

(СЛАЙД № 15)

Пушкин поразил меня своим колдовским прологом к "Руслану":

У лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том:

Казалось бы, какой пустяк - несколько хороших, пусть даже прекрасных, на редкость прекрасных стихов! А меж тем они на весь век вошли в мое существо, стали одной из высших радостей, пережитых мной на земле. Казалось бы, какой вздор - какое - то никогда и нигде не существовавшее лукоморье, какой - то "ученый" кот, ни с того ни с сего очутившийся на нем и зачем-то прикованный к дубу, какой-то леший, русалки, и "на неведомых дорожках следы невиданных зверей":

У Гоголя необыкновенное впечатление произвели на меня "Старосветские помещики" и "Страшная месть", Какие незабвенные строки! Как дивно звучат они для меня и до сих пор, с детства войдя в меня без возврата, тоже оказавшись в числе того самого важного, из чего образовался мой, как выражался Гоголь, "жизненный состав". Эти "поющие двери", этот "прекрасный" летний дождь, который роскошно шумит по саду, эти дикие коты, обитавшие за садом в лесу:

Задание: прочитайте текст с расставленными знаками препинания.

- Зачитайте смысловые отрезки - обособленные члены предложения - укажите слова, к которым они относятся.

- Что же такое обособление?

(один из способов смыслового выделения или уточнения части высказывания или части предложения.)

- Как же произносятся и как выделяются на письме обособленные второстепенные члены предложения?

(Произносятся с интонацией, выделяются запятыми.)

4. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА. ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ. (СЛАЙД № 16).

- По ключевым словам:

смысловой отрезок

согласованные и несогласованные определения

распространенные и одиночные определения

обособленные и необособленные определения

выделительные знаки препинания

- НАЗОВИТЕ ТЕМУ УРОКА.

- Итак, тема нашего урока: "Согласованные обособленные определения". (СЛАЙД № 17).

- Попробуйте определить цели урока.

(СЛАЙД №18).

ЦЕЛИ УРОКА:

Обобщить знания учащихся об определениях и способах их выражения.

Познакомиться с понятием "согласованные обособленные определения" и условиями обособления согласованных определений.

Развивать умение находить и пунктуационно оформлять смысловые отрезки - согласованные определения.

5. ОТКРЫТИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ.

Учащиеся работают в группах, используется побуждающий диалог, учитель осуществляет координацию действий.

КАРТОЧКА № 1. (СЛАЙД № 19).

Сгибаемая ударами ветра и дождя трава ложилась на землю.

- Трава, сгибаемая ударами ветра и дождя, ложилась на землю.

Задание:

1. Найти обособленные члены, указать их вид (какой это второстепенный член предложения).

2. Определить, какой частью речи выражен обособленный член предложения.

3. Указать, к какому слову относится (часть речи).

4. На основе сопоставления с первым примером предложить версию обособления.

5. Составить связный ответ, в каких случаях есть обособление, а в каких - нет.

6. Выбрать графическую схему.

КАРТОЧКА № 2. (СЛАЙД № 20).

На небе показался ясный месяц. - Ясный месяц, полный и красный, показался из-за горизонта.

Задание:

1. Найти обособленные члены, указать их вид (какой это второстепенный член предложения).

2. Определить, какой частью речи выражен обособленный член предложения.

3. Указать, к какому слову относится (часть речи).

4. На основе сопоставления с первым примером предложить версию обособления.

5. Составить связный ответ, в каких случаях есть обособление, а в каких - нет.

6. Выбрать графическую схему.

КАРТОЧКА № 3. (СЛАЙД № 21).

Расстрелявшего все боеприпасы летчика окружили немецкие самолеты. - Расстрелявшего все боеприпасы, его окружили немецкие самолеты. - Его, расстрелявшего все боеприпасы, окружили немецкие самолеты.

Задание:

1. Найти обособленные члены, указать их вид (какой это второстепенный член предложения).

2. Определить, какой частью речи выражен обособленный член предложения.

3. Указать, к какому слову относится (часть речи).

4. На основе сопоставления с первым примером предложить версию обособления.

5. Составить связный ответ, в каких случаях есть обособление, а в каких - нет.

6. Выбрать графическую схему.

КАРТОЧКА № 4. (СЛАЙД № 22 ).

Измученные долгой дорогой мальчики подходили к дому. - Измученные долгой дорогой, мальчики мгновенно уснули.

Задание:

1. Найти обособленные члены, указать их вид (какой это второстепенный член предложения).

2. Определить, какой частью речи выражен обособленный член предложения.

3. Указать, к какому слову относится (часть речи).

4. На основе сопоставления с первым примером предложить версию обособления (возможно это определение, находясь перед определяемым существительным, имеет добавочное обстоятельственное значение причины, если отвечает на вопрос ПОЧЕМУ? или обстоятельственное значение уступки, если отвечает на вопрос НЕСМОТРЯ НА ЧТО?).

5. Составить связный ответ, в каких случаях есть обособление, а в каких - нет.

6. Выбрать графическую схему.

КАРТОЧКА № 5. (СЛАЙД № 23).

Раненный осколком в плечо капитан Сабуров не покинул поле боя. - Раненный осколком в плечо, капитан Сабуров не покинул поле боя. -

Задание:

1. Найти обособленные члены, указать их вид (какой это второстепенный член предложения).

2. Определить, какой частью речи выражен обособленный член предложения.

3.Указать, к какому слову относится (часть речи).

4. На основе сопоставления с первым примером предложить версию обособления (возможно это определение, находясь перед определяемым существительным, имеет добавочное обстоятельственное значение причины, если отвечает на вопрос ПОЧЕМУ? или обстоятельственное значение уступки, если отвечает на вопрос НЕСМОТРЯ НА ЧТО?).

5. Составить связный ответ, в каких случаях есть обособление, а в каких - нет.

6. Выбрать графическую схему.

6. ПРОВЕРКА ВЫПОЛНЕННОЙ РАБОТЫ.

- Один учащийся от группы выступает со своей версией обособления согласованных определений.

Остальные слушают, делают краткую запись в тетрадях выводов о каждом условии обособления.

7. РАБОТА С УЧЕБНИКОМ.

- Прочитайте правило об обособлении согласованных определений на 230 странице.

- Сравните выведенное вами самостоятельно правило с правилом в учебнике.

- Все ли условия обособления названы вами?

8. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

- Пользуясь графическими схемами, составьте инструкцию обособления смысловых отрезков - согласованных определений.

- С какого шага нужно начать рассуждение? (Посмотреть, есть ли в предложении смысловой отрезок - обособленное определение).

- Как вы думаете, сколько шагов будет содержать данный алгоритм и от чего будет зависеть количество шагов?

9. СОПОСТАВЬТЕ СВОЙ АЛГОРИТМ С ПРЕДСТАВЛЕННЫМ В УЧЕБНИКЕ.

- Все ли условия обособления вы учли? СТР.231.

Зачитать 1-2 алгоритма

10. ЗАКРЕПЛЕНИЕ. (Слайд № 24).

1.Упр. 324- развивается умение находить смысловые отрезки - согласованные определения и определять условия их обособления или необособления в соответствии с алгоритмом.

  • 1 вариант - предложения 1 - 5;
  • 2 вариант - предложения 6 - 9.

2. Упр. 326 - развивается умение находить смысловые отрезки - согласованные определения, оформлять их на письме, графически объясняя условия обособления или необособления.

  • 1 ряд - находит предложения с определениями, имеющими дополнительное обстоятельственное значение;
  • 2 ряд - находит предложения с обособленными определениями;
  • 3 ряд - находит предложения с необособленными определениями.

11. Итог урока.

- Назовите ключевые слова урока (смысловой отрезок, согласованные и несогласованные определения, распространенные и одиночные определения,

обособленные и необособленные определения, выделительные знаки препинания, добавочное обстоятельственное значение причины и уступки).

(СЛАЙД № 25) - Можно ли сказать, что распространенные согласованные определения обособляются всегда? (Нет, не обособляются, если стоит перед определяемым словом - существительным.)

(СЛАЙД № 26). - Можно ли сказать, что любое определение (распространенное и нераспространенное, после и перед определяемым словом, относящееся к существительному и местоимению) всегда обособляется, если имеет добавочное обстоятельственное значение? (Да!)

(СЛАЙД № 27). Какие еще условия являются универсальными для обособления? (Отрыв согласованного определения от определяемого слова и местоимение в роли определяемого слова).

Можно ли сказать, что любое определение (распространенное и нераспространенное, стоящее после и перед определяемым словом, относящееся к личному местоимению) всегда обособляется?

13. (СЛАЙД № 28). ТЕСТ:

1. Удалось ли разобраться в теме урока:

а) да;

б) нет.

2. Тема урока освоена:

а) достаточно хорошо;

б) не совсем хорошо;

в) не усвоена.

3. Материал урока помог мне:

а) закрепил знания по теме

б) еще больше меня запутал.

14. (СЛАЙД № 29). Домашнее задание: упражнение 325, стр. 232, выполняем по заданию учебника. Прочитайте его, дайте рекомендации по его выполнению классу.

15. (СЛАЙД № 30). - Вернемся к целям нашего урока.

- Как вы считаете, достиг ли наш урок целей?

Оценка за урок выставляется с учетом листа опроса.