Цели урока (обучающие):
- познакомить с причастием как особой глагольной формой и ее морфологическими признаками;
- дать представление об особенностях значения, образования и морфемной структуры причастия;
- выработать умение опознавать причастия на уровне морфемной структуры, специфических словообразовательных моделей и по значению;
- познакомить с механизмом словообразования и формообразования причастий.
Цели урока (развивающие):
- активизировать и оптимизировать познавательную деятельность учащихся через образную форму подачи лингвистического материала;
- способствовать развитию психо-интеллектуальных качеств личности учащихся, формированию их абстрактно-теоретического мышления на основе перцептивно-сенсорных процессов при визуализированном способе представления информации;
- создать условия для формирования у учащихся информационно-коммуникативной и рефлексивной компетенций при получении информации о языковом явлении из блоков, созданных в различных знаковых системах, и при переводе информации из одной знаковой системы в другую, адекватную познавательной и коммуникативной ситуации ( из визуально-образного ряда в текст, схему, таблицу и т. д.).
Цели урока (воспитательные):
- обеспечить повышение общекультурного уровня учащихся, углубляя их представление о современных жанрах массовой культуры (фэнтези, комиксы и т. д.), а также способах представления учебной информации ( презентация, слайд-фильм, электронный учебник).
Оборудование урока: компьютеры (3-4 в зависимости от количества формируемых групп и технической оснащенности), мультимедийный проектор, раздаточный материал: карточки с заданиями по вариантам и уровням сложности (Приложение 1, Приложение 2), схема алгоритма рассуждений при выполнении практического задания (Приложение 3), опорные схемы по признакам глагола и прилагательного у причастия (Приложение 4, Приложение 6), карты контроля и оценки результатов работы на уроке (Приложение 5).
Ход и структура урока.
I. Организационный момент.
Сообщение темы урока, целей и учебных задач, а также формы проведения занятия.
Учитель: Причастие – особая форма глагола, и наше первое знакомство с ней произойдет по-особенному. Мы станем участниками лингвистического фэнтези под названием: «Здравствуйте, я Причастие!» или «Посвящение в подданные принцессы Причастие». А вы знаете, что такое фэнтези?
Ученики: многие, знакомые с этим популярным жанром фантастической литературы, кинематографа, живописи и компьютерных игр, вспомнят в качестве примеров книги Дж. Р.Р. Толкиена «Властелин колец» и их экранизацию П. Джексона, а также романы о Гарри Поттере Д.К. Роулинг и экранизации романов режиссера К. Коламбуса.
Можно использовать краткое сообщение подготовленного ученика о жанре фэнтези.
Учитель: Добро пожаловать в мир лингвистического фэнтези!
Демонстрируется Слайд №4.
Анимационная заставка к учебному интерактивному слайд-фильму, который является структурообразующей основой всего урока. Название слайд-фильма и его жанр.
Мы будем сегодня и на протяжении ряда уроков стараться стать полноправными подданными принцессы Причастие, а для этого необходимо познакомиться с условиями и порядком вступления в это звание.
Демонстрируется Слайд№5.
Учитель либо ученики зачитывают условия и порядок вступления в подданные принцессы Причастие:
- Знать родословную Причастия.(От какой части речи образовалась).
- Усвоить характерные особенности ее нрава и поведения.(Морфологические признаки).
- Уметь воспевать и прославлять Причастие. (Давать морфологическую характеристику).
- Узнавать Причастие в любом обществе и окружении. (Опознавать и выделять причастие в тексте по смыслу и грамматическим признакам).
- Постоянно строить и носить ее образ в своем сердце. (уметь образовывать причастие).
- Прибегать к ее милости в случае необходимости. (Использовать в устной и письменной речи).
- Никогда не ошибаться при устном и письменном ее упоминании. (Соблюдать нормы образования, произношения и правописания причастия).
Демонстрируется Слайд №6.
Учитель: В свою очередь Причастие дает присягу своим подданным.
Учитель или ученики зачитывают текст присяги принцессы Причастие.
« Я, принцесса Причастие, «часть речи, причастная к глаголу в образе прилагательного» ,«служащая к сокращению человеческого слова и заключающая в себе имени и глагола силу», обязуюсь придать речи своих подданных смысловую емкость, одновременно выражая и значение действия, и значение признака предмета, а также лаконизм и красоту их высказываниям».
Принцесса Причастие.
II. Подготовка к восприятию нового материала. Актуализация знаний, умений и навыков по пройденному материалу.
Акцентирование внимания на отдельных морфологических признаках глагола и прилагательного.
Демонстрируется Слайд №7.
Учитель: читает бегущую строку в кадре с изображением Глагола-воина в стиле фэнтези.
Ученики хором (по знаку) произносят нужные части текста.
- Жил-был в стране Морфоландии вечно молодой и воинственный царевич Глагол. Ценил он в своих подданных умение действовать, поэтому всегда их спрашивал: что делать? Что сделать? Что делал? Что сделал?
Демонстрация Слайда №8.
Акцентируется внимание на категориях времени и возвратности у глагола.
Учитель или ученики читают бегущую строку слайда:
- Умел он путешествовать во времени: то жил в настоящем, то оказывался в прошлом, то заглядывал в будущее, но всегда возвращался с помощью волшебного кристалла – суффикса – СЯ.
Демонстрация Слайдов №9-10.
Акцентируется внимание на грамматическую категорию вида у глагола.
Учитель: Царевич Глагол постоянно сражался с коварными ошибками из враждебной Ошибандии и часто оставлял их в совершенно разбитом виде. Кстати, на какие вопросы отвечает глагол совершенного вида?
Ученики: Что сделать? Что сделал?
Учитель: Но иногда ему не удавалось победить злобные ошибки, и разгром Ошибандии оставался незавершенным. Кстати, на какие вопросы отвечает глагол несовершенного вида?
Ученики: Что делать? Что делал?
Демонстрация Слайдов №11-12.
Учитель: Все подданные любили царевича Глагола и давали ему отличную морфологическую характеристику.
Далее учащимся предлагается задание по морфологической характеристике 2-х глаголов : Воин сражается, герой победит.
Ученики: двое у доски, остальные на месте занимаются разбором глаголов, затем проверяют правильность решения по слайду «Проверь себя».
Демонстрация Слайдов № 13-14-15.
Содержание слайдов акцентирует внимание на грамматических признаках прилагательного.
Учитель или другая группа учеников, читающих бегущую строку слайдов (страничек электронного учебника):
- Полюбил царевич Глагол царевну Прилагательное. Она отличала своих подданных по признакам и оценивала по качествам. Поэтому прежде всего задавала вопросы… Какие?
Ученики (хором): Чей-чья-чьи? Какой-какая-какие?
Учитель: Подданные любили ее за умение всегда меняться по всем падежам, числам и родам и давали ей отличную морфологическую характеристику. А вы умеете давать морфологическую характеристику прилагательному?
Ученики: на доске и в тетрадях делают морфологический разбор 2-х прилагательных: нарядным платьем, хрустальной туфелькой; далее проверяется правильность разбора по слайду «Проверь себя».
Демонстрируется Слайд№16.
Учитель: Поженились Глагол и Прилагательное и стали вместе править Морфоландией. Только были у них расхождения в некоторых вопросах. Какие?
Ученики (опираются на содержание слайда): Прилагательное интересовалась: Какой? Какая? А Глагол спрашивал: Что делал? Что сделал?
III. Объяснение нового материала.
Ученики разбиваются на группы и получают задание: отбирать в ходе дальнейшего чтения необходимую информацию. 1 группа: признаки прилагательного у причастия; 2 группа: признаки глагола у причастия; 3 – отличия причастия от этих частей речи. (Пометки можно делать в тетради, взяв за образец имеющиеся схемы в раздаточном материале).
Демонстрация Слайда №17.
Учитель: Родилась у царевича Глагола и царевны Прилагательное принцесса Причастие, которая их помирила, потому что была похожа и на Глагол и на Прилагательное:
- Обозначала признак, но по действию;
- Вопросы задавала и как Прилагательное, и как Глагол.
Ученики читают вопросы: Какой? Какая? Что делающий?
Что делающая? Тот, который что-то делает.
Тот, с которым что-то делают.
Демонстрация Слайда№18.
Учитель: Однако Причастие имела свою неповторимую индивидуальность: она называла признак непостоянный, развивающийся во времени.
Ученики хором или по отдельности читают текстовой материал слайда, обращая внимание на суффиксы причастия: Девочка (какая? Что делающая?) от читать – читающая; фея (какая? Что сделавшая?) от прилететь – прилетевшая; и т. д.
Демонстрация Слайдов № 19-20-21.
Они содержат информацию об общих и отличительных признаках причастия и прилагательного.
Учитель: У царевны Прилагательное Причастие научилась не только задавать вопросы и быть в предложении определением. Она была похожа на нее «внешним видом, образом» и способностью изменяться по всем падежам, числам и родам.
Ученики: склоняют слово «сидящий» по падежам с поддержкой анимационного текста слайда.
Учитель: По рекомендации царевны Прилагательное Причастие никогда не расставалась со своим наставником – Магом Именем Существительным и во всем его слушалась: вопросы задавала только от него и всегда согласовывала с ним свои число, род и падеж.
Ученики: работают с анимационным текстом слайда, наблюдая за характером согласования причастия с существительным. Река (какая?) от течь - текущая; розы (какие?) от облететь – облетевшие; и т. д.
Учитель: Но в отличие от Прилагательного Причастие обозначало не постоянные признаки, а развивающиеся во времени, создаваемые действием.
Ученики: работают с текстом слайда, наблюдая и сравнивая признаки, обозначаемые прилагательным и причастием.
Прилагательное: единороги (какие?)- гордые, белые, свободные.
Причастие: единороги (какие?) – купающиеся, пасущиеся, гулявшие и т. д.
Учитель: Попробуем обобщить полученную информацию об общих признаках прилагательного и причастия.
Ученики (1 группа): называют общие и отличительные признаки, обобщая информацию и переводя ее в другую знаковую систему (из текста в схему).
Демонстрация Слайда№22.
Учитель: Проверим ваши выводы и еще раз назовем по данной схеме общие и отличительные признаки прилагательного и причастия. Приложение№6.
Демонстрация Слайдов№23-24-25-26.
Материал данных слайдов позволяет сопоставить морфологические признаки глагола и прилагательного.
Учитель: Но характер у принцессы Причастие был «глагольный». Она стала настоящим воином и часто врагов из Ошибандии разбивала совершенно, однако окончательный их разгром ей совершить не удавалось.
Ученики: работают с текстом слайда, наблюдая за проявлением категории вида у причастия. Принцесса (что делающая?) – побеждающая (несов. вид); Принцесса (что сделавшая?) – победившая (сов. вид).
Учитель: Как глагол, Причастие умела путешествовать во времени и могла жить не только в настоящем, но и в прошедшем времени. Только в будущее ей заглянуть не удавалось.
Ученики: работают с анимационным текстом слайда.
Корабли (какие?) от улетать –улетающие (наст. время).
Корабли (какие?) от улететь – улетевшие (прош. время).
Учитель: Чтобы Причастие могла возвращаться из прошлого, Глагол позволял ей пользоваться «возвратным» волшебным кристаллом – суффиксом СЯ.
Ученики: читают и анализируют содержание слайда. Принцесса (какая?) от вернуться – вернувшаяся ( прш. время).
Учитель: Как Глагол, Причастие могла управлять подданными и иметь при себе верных друзей в лице Существительных и Наречий.
Учащиеся: Проговаривают анимационный текст слайда, наблюдая за характером подчинительной связи между причастием, существительным и наречием.
Прич. +Сущ. Оседлавшая (кого?) ящера; Прощающаяся (с кем?) с рыцарем;
Прич.+ Нар. Прощающаяся (как?) сердечно.
Учитель: Каковы общие морфологические признаки глагола и причастия?
Учащиеся 2 группы сообщают результаты своих наблюдений над общими признаками причастия и глагола.
Учитель: А что отличает причастие от глагола и прилагательного?
Ученики 3 группы сообщают результаты своих наблюдений.
Демонстрация Слайдов №27-28.
Слайды представляют собой интерактивные схемы общих признаков причастия, глагола и прилагательного.
Учитель: Проверим правильность ваших наблюдений и выводов и еще раз назовем общие с глаголом и прилагательным морфологические признаки причастия.
Ученики: работают с данными схемами по слайдам и по их распечаткам в раздаточном материале, зарисовывая и записывая их содержание в тетрадь.
Приложение№ 4.
Учитель обращает внимание на то, что глагольные признаки у причастия находятся в основе и передаются через заключенные в ней морфемы (суффиксы), а признаки прилагательного сконцентрированы в окончании. Приложение№4.
Демонстрация Слайда №29.
Учитель: Вы уже, наверное, обратили внимание на особенные суффиксы причастий, по которым их всегда можно узнать. Попробуйте назвать их по памяти.
Ученики: пытаются их вспомнить и назвать.
Демонстрируется Слайд №29. (анимационная его часть).
Учитель: Причастие всегда носила драгоценное ожерелье из редких суффиксов. По ним подданные ее всегда узнавали. Нам также необходимо запомнить их, чтобы узнавать причастие в тексте.
Ученики: называют с помощью слайда суффиксы причастия и записывают их в тетрадь как главные опознавательные грамматические признаки причастия.
Ащ-ящ,ущ-ющ, вш-ш, ом-ем-им, енн-нн, т.
IV. Практическая часть.
Задания на опознание языкового материала, выделение его в тексте по значению и грамматическим признакам. В качестве дополнительного задания на этом этапе изучения можно предложить задание по образованию причастий по словообразовательным моделям.
Демонстрируется Слайд №30.
Анимационная заставка. Испытания для подданных принцессы Причастие. Узнай. Выдели. Образуй.
Учитель: Прежде чем вы будете выполнять задания, обратите внимание на алгоритм мыслительных операций и действий.
Ученики: вместе с учителем проговаривают алгоритм рассуждений при определении причастий. Приложение№3.
Далее учащиеся начинают работу с карточками по вариантам, где имеются задания 2-х видов – выделить словосочетания с причастиями среди других словосочетаний и выделить словосочетания с причастиями из текста (сущ. + прич.). Приложения№1- Приложения№2.
В причастиях обязательно выделяются суффиксы, существительное помечается.
Демонстрируются Слайды №31-32-33
на компьютерах для каждого варианта.
Ученики выполняют задания, записывая ответы в карты контроля и оценки результатов работы. Приложение№5.
Карта предусматривает самооценку, оценку проверяющего консультанта или соседа и окончательную оценку учителя. В ходе выполнения задания ученики работают с компьютером, чтобы проверить правильность выбранного решения лингвистического задания, выставляют себе оценки в зависимости от количества ошибок, консультант ( сильный ученик, который сам все выполнил) также оценивает работу, оставляя свою подпись.
Учитель на этом этапе урока выполняет роль консультанта-помощника, осуществляя одновременно контроль за уровнем усвоения материала, выборочно оценивая работы. (На следующем уроке оглашаются все оценки и все замечания по качеству выполнения задания. На окончательную оценку работы консультантов может повлиять качество их работы с одноклассниками).
V. Итог урока.
Сбор карточек с результатами выполнения заданий.
Демонстрируется Слайд №36.
Учитель: Мы прошли только первые испытания, чтобы стать подданными принцессы Причастие, но уже есть надежда, что мы ими станем.
Отмечаются и оцениваются ученики, которые особенно успешно выполнили задание и работали на уроке.
Принцесса Причастие благодарит всех за работу на уроке и ждет дальнейших встреч.
VI. Задание на дом.
Задание дается и записывается в дневник в начале урока, в конце же оно еще раз поясняется. Рекомендуется также доработать классные записи. Рассказ о причастии готовится в художественной и в научной форме по учебнику. Письменное задание –упражнение выполняется с учетом пояснений.
Раздаточный материал (кроме заданий) – схемы, алгоритм рассуждений ученики забирают с собой.