Цели урока:
- Познакомить учащихся с понятием определение, способами выражения второстепенного члена, ролью в речи.
- Научить находить определение в речи, употреблять его в предложении.
Ход занятия
Сегодня мы продолжим нашу работу с второстепенными членами предложения.
1. Устная синтаксическая минутка. Найти грамматическую основу в предложениях.
Лес пахнет дубом и сосной. За лето высох он от солнца. И осень тихою вдовой вступает в пёстрый терем свой. Ближний лес затихает. В нём показалися всюду просветы. (слайд 2)
– Какими являются предложения по наличию в них второстепенных членов?
– Дать связный рассказ о дополнении (устный ответ ученика). (слайд 3)
2. Переход к теме урока. Разобрать предложение, дать полную его характеристику, найти грамматическую основу и дополнения.
По тополям и клёнам холодный вихорь пролетел. (повеств., невосклиц., простое, распростр.) (слайд 4)
– В предложении есть ещё один второстепенный член. К какому слову он относится? Как задать к нему вопрос? Что обозначает второстепенный член предложения? (слайд 5)
3. Знакомство со стихотворением.
Признак предмета или явления
Обозначает определение.
Чей? и Какой? – ответы просты,
Лишь не хватает волнистой черты.
Вывод правила по теме урока. (слайд 6)
4. Работа с текстом.
Наступила осень. Вчера подул ветер. Кружатся в воздухе и летят листья. На дорожке лежат листья осинки, листья ольхи. Улетают птицы.
– Можно ли эту запись назвать текстом? Как его можно озаглавить? Чего не хватает в данном тексте? Подберите подходящие по смыслу определения и запишите получившийся текст. Подчеркните определения.
– Какова роль определений в тексте? (слайд 7)
5. Знакомство с ученической работой. Выписать определения вместе с теми словами, к которым они относятся.
Прогулка в осенний лес
Тихо в осеннем лесу. Только разноцветные листья шуршат под ногами и закрывают влажную землю золотым ковром. Последние тёплые лучи солнца пробираются сквозь ветви деревьев. Птицы готовятся к дальнему отлёту в южные страны.
Проходя по узкой тропинке, я увидела, как с ветки на ветку прыгает юркая белка. В зубах она держит белый гриб.
Хорошо гулять в лесу осенью! Не слышно стрекочущих кузнечиков, не видно трудолюбивых муравьёв. Сорван последний грибок. Таинственный лес затих до будущей весны.
(В осеннем лесу; разноцветные листья; влажную землю; золотым ковром; последние теплые лучи; к дальнему отлёту; в южные страны; по узкой тропинке; юркая белка; белый гриб; стрекочущих кузнечиков; трудолюбивых муравьёв; последний грибок; таинственный лес; до будущей весны). (слайды 8, 9)
6. Словарная работа. (слайд 10)
- поражать
- заражать
- выразительный
– Чем поражает нас осень?
7. Синтаксический разбор предложения.
Золотая осень поражает нас обилием плодов, тишиной, спокойствием, красотой пёстрого леса.
8. Подведение итогов урока. (слайд 11)
9. Д/З: стр.71, правило, упр. 182
Список используемой литературы:
- Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе: Кн. для учителя. – СПб.: Свет, 1996.
- Бутеева Е.В. Комиссарова Л.Ю. Методические рекомендации для учителя. Русский язык 5 класс.: Образовательная система «Школа 2100». Москва, Баласс. 2006.