Тип урока: урок усвоения и закрепления новых знаний
Цель: развитие основных компонентов компетенции
Задачи:
- углубить представления о суффиксе, полученные в начальной школе;
- совершенствовать умение толковать значение слов;
- развивать орфографическую зоркость учащихся;
- развивать творческие способности детей;
- воспитывать уважение к слову.
Ход урока
1. Оргмомент (1 мин.)
2. Вступительное слово учителя (3 мин.)
Начать наш сегодняшний урок я хотела бы со стихотворения С. Острового "Первородство".
К словам привыкаешь день ото дня,
А они первородного смысла полны...
И когда я слышу:
- Извини меня! -
Это значит:
- Исключи меня из вины!
У слова цвет своего огня.
Свое пространство. Свои рубежи.
И когда я слышу:
- Береги меня!
Это значит:
- Берегами меня окружи!
У слова есть корни. И есть родня.
Оно не подкидыш под сирым кустом.
И когда я слышу:
- Защити меня! -
Это значит:
- Спрячь меня под своим щитом!
Вслушайся. Вникни. Не позабудь.
У слова свой норов. Свое нутро.
И если ты в эту проникнешь суть -
Слово тебе сотворит добро.
- Ребята, а что значит проникнуть в суть слова?
- Какие разделы науки о языке изучают слово?
- Что о слове мы узнаем в морфемике?
Сегодня мы продолжаем путешествие по удивительной стране под названием “Морфемика”. Мы побывали в гостях у корня, приставки и окончания. Куда же мы отправимся сегодня? Давайте получим разрешение на дальнейшее путешествие по этой стране. А для этого надо потренировать свою орфографическую зоркость.
3. Актуализация знаний учащихся
а) Развитие орфографической зоркости (3 мин.)
Работа с нетбуками
Задание: исправить слова, указать в каких морфемах допущены ошибки, устно объяснить их написание.
Через поляны, через душистый сасновый бор и виселые бирезовые пирелески вьётся лесная трапинка.
Весною и летом мы ходим гулять по этой любимой трапинки.
Предполагаемые ответы детей: Сосновый – ошибка в корне слова, проверочное сосна; веселые – ошибка в корне слова, проверочное – весело; березовые – ошибка в корне слова, это слово надо запомнить; перелески – ошибка в приставке, приставки пире- не бывает; тропинка – ошибка в корне слова, проверочное – тропы; тропинке – ошибка в окончании, пишу Е, потому что это 1 скл, д. п.
б) Заполните маршрутный лист (3 мин.) (слайд №3)
Работа с раздаточным материалом
Задание: реши кроссворд, в вертикальном столбике найди тему урока.
(Слайд№4)
- Итак, сегодня мы посещаем последнюю область морфемики – суффикс.
4. Запись темы урока, целеполагание (1 мин.) (слайд №1)
Сегодня на уроке мы будем говорить о суффиксе. Наша задача - углубить знания, полученные в начальной школе об этой морфеме, запомнить написание суффиксов имен существительных; продолжить работу по обогащению словарного запаса через образование с помощью суффиксов новых слов.
5. Объяснение нового материала (4 мин) (слайд №5)
- Формулирование определения суффикса в результате анализа однокоренных слов.
Задание: Устно объясните лексическое значение слов.
- Лес
- лесной
- лесничий
- лесничество
- С помощью какой морфемы мы получаем новые слова?
- Где стоит суффикс по отношению к корню?
- Для чего служит суффикс?
- Сформулируйте определение суффикса.
- Проверьте себя по учебнику.
6. Практикум
а) Работа с учебником (8 мин.)
- упр. 392;
- упр. 393;
б) Обогащение словарного запаса учащихся, развитие орфографических навыков.(7 мин)
Диктант-молчанка (на экране появляются картинки, ученики должны записать слова, выделить суффиксы и определить их значения).
1 группа: назвать людей по роду деятельности (слайд №6).
- Какие суффиксы участвуют в образовании этих слов?
(Баянист, барабанщик, скрипач, переписчик, учитель, охотник).
2 группа: Назвать людей по месту проживания (слайд №7)
(Волгоградец, москвич, туляк).
Продолжите запись:
- Как называют нас, жителей России?
- А как называем себя мы, жители Нижнего Новгорода?
- С помощью каких суффиксов мы образовали новые слова?
3 группа: Назови ласково (слайд №8)
(Кошечка, собачка, бельчонок, бабушка, листочек, листик, водичка, крылышки, стульчик)
- Перечислите уменьшительно-ласкательные суффиксы.
- Назовите еще раз суффиксы имен существительных
в) Развитие творческих способностей учащихся(7 мин.) (слайд №9)
Допиши сказку
Жили да были друзья-суффиксы –ЩИК, -ИСТ, -НИК и –ТЕЛЬ. К кому ни придут в гости, всех трудиться научат. Сначала познакомился суффикс –ИСТ с гитарой, пианино и баяном. Теперь целый ансамбль заиграл: гитарист, пианист и баянист.
А суффиксы –ТЕЛЬ, -НИК, и –ЩИК пошли к глаголам строить, учить, охранять, грузить…
(Обрати внимание на выделенные слова, подбери к ним выделенные суффиксы и допиши сказку.)
Прослушивание сказок.
7. Обобщение и подведение итогов урока (2 мин.) (слайд №10)
- Для чего служит суффикс?
- Назовите суффиксы имен существительных.
- Что они обозначают?
- Что такое суффикс?
Домашнее задание
Написать сочинение-рассуждение «Суффикс – значимая часть слова» (объяснение домашнего задания – 1 мин.)