Суффикс – значимая часть слова. 5-й класс

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Тип урока: урок усвоения и закрепления новых знаний

Цель: развитие основных компонентов компетенции

Задачи:

  • углубить представления о суффиксе, полученные в начальной школе;
  • совершенствовать умение толковать значение слов;
  • развивать орфографическую зоркость учащихся;
  • развивать творческие способности детей;
  • воспитывать уважение к слову.

Ход урока

1. Оргмомент (1 мин.)

2. Вступительное слово учителя (3 мин.)

Начать наш сегодняшний урок я хотела бы со стихотворения С. Острового "Первородство".

К словам привыкаешь день ото дня,
А они первородного смысла полны...
И когда я слышу:
- Извини меня! -
Это значит:
- Исключи меня из вины!
У слова цвет своего огня.
Свое пространство. Свои рубежи.
И когда я слышу:
- Береги меня!
Это значит:
- Берегами меня окружи!
У слова есть корни. И есть родня.
Оно не подкидыш под сирым кустом.
И когда я слышу:
- Защити меня! -
Это значит:
- Спрячь меня под своим щитом!
Вслушайся. Вникни. Не позабудь.
У слова свой норов. Свое нутро.
И если ты в эту проникнешь суть -
Слово тебе сотворит добро.

- Ребята, а что значит проникнуть в суть слова?

- Какие разделы науки о языке изучают слово?

- Что о слове мы узнаем в морфемике?

Сегодня мы продолжаем путешествие по удивительной стране под названием “Морфемика”. Мы побывали в гостях у корня, приставки и окончания. Куда же мы отправимся сегодня? Давайте получим разрешение на дальнейшее путешествие по этой стране. А для этого надо потренировать свою орфографическую зоркость.

3. Актуализация знаний учащихся

а) Развитие орфографической зоркости (3 мин.)

Работа с нетбуками

Задание: исправить слова, указать в каких морфемах допущены ошибки, устно объяснить их написание.

Через поляны, через душистый сасновый бор и виселые бирезовые пирелески вьётся лесная трапинка.

Весною и летом мы ходим гулять по этой любимой трапинки.

Предполагаемые ответы детей: Сосновый – ошибка в корне слова, проверочное сосна; веселые – ошибка в корне слова, проверочное – весело; березовые – ошибка в корне слова, это слово надо запомнить; перелески – ошибка в приставке, приставки пире- не бывает; тропинка – ошибка в корне слова, проверочное – тропы; тропинке – ошибка в окончании, пишу Е, потому что это 1 скл, д. п.

б) Заполните маршрутный лист (3 мин.) (слайд №3)

Работа с раздаточным материалом

Задание: реши кроссворд, в вертикальном столбике найди тему урока.

(Слайд№4)

- Итак, сегодня мы посещаем последнюю область морфемики – суффикс.

4. Запись темы урока, целеполагание (1 мин.) (слайд №1)

Сегодня на уроке мы будем говорить о суффиксе. Наша задача - углубить знания, полученные в начальной школе об этой морфеме, запомнить написание суффиксов имен существительных; продолжить работу по обогащению словарного запаса через образование с помощью суффиксов новых слов.

5. Объяснение нового материала (4 мин) (слайд №5)

- Формулирование определения суффикса в результате анализа однокоренных слов.

Задание: Устно объясните лексическое значение слов.

  • Лес
  • лесной
  • лесничий
  • лесничество

- С помощью какой морфемы мы получаем новые слова?

- Где стоит суффикс по отношению к корню?

- Для чего служит суффикс?

- Сформулируйте определение суффикса.

- Проверьте себя по учебнику.

6. Практикум

а) Работа с учебником (8 мин.)

  • упр. 392;
  • упр. 393;

б) Обогащение словарного запаса учащихся, развитие орфографических навыков.(7 мин)

Диктант-молчанка (на экране появляются картинки, ученики должны записать слова, выделить суффиксы и определить их значения).

1 группа: назвать людей по роду деятельности (слайд №6).

- Какие суффиксы участвуют в образовании этих слов?

(Баянист, барабанщик, скрипач, переписчик, учитель, охотник).

2 группа: Назвать людей по месту проживания (слайд №7)

(Волгоградец, москвич, туляк).

Продолжите запись:

- Как называют нас, жителей России?

- А как называем себя мы, жители Нижнего Новгорода?

- С помощью каких суффиксов мы образовали новые слова?

3 группа: Назови ласково (слайд №8)

(Кошечка, собачка, бельчонок, бабушка, листочек, листик, водичка, крылышки, стульчик)

- Перечислите уменьшительно-ласкательные суффиксы.

- Назовите еще раз суффиксы имен существительных

в) Развитие творческих способностей учащихся(7 мин.) (слайд №9)

Допиши сказку

Жили да были друзья-суффиксы –ЩИК, -ИСТ, -НИК и –ТЕЛЬ. К кому ни придут в гости, всех трудиться научат. Сначала познакомился суффикс –ИСТ с гитарой, пианино и баяном. Теперь целый ансамбль заиграл: гитарист, пианист и баянист.

А суффиксы –ТЕЛЬ, -НИК, и –ЩИК пошли к глаголам строить, учить, охранять, грузить…

(Обрати внимание на выделенные слова, подбери к ним выделенные суффиксы и допиши сказку.)

Прослушивание сказок.

7. Обобщение и подведение итогов урока (2 мин.) (слайд №10)

- Для чего служит суффикс?

- Назовите суффиксы имен существительных.

- Что они обозначают?

- Что такое суффикс?

Домашнее задание

Написать сочинение-рассуждение «Суффикс – значимая часть слова» (объяснение домашнего задания – 1 мин.)