Заявление Кузи, или Мягкий знак после шипящих на конце наречий. 7-й класс

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 7


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цели:

  • Образовательные:
    • знания – изучить орфографическое правило об употреблении мягкого знака после шипящих на конце наречий;
    • умения – находить в словах изучаемую орфограмму и правильно писать их;
    • выработать стойкие навыки написания мягкого знака после шипящих на конце наречий;
    • повторить употребление мягкого знака после шипящих в разных частях речи;
  • Развивающие:
    • развитие внимания, восприятия, памяти, ассоциативного и аналитического мышления, навыков связной речи, творческих способностей;
  • воспитательные:
    • формирование мотивированности на активное творческое усвоение учебного материала,  формирование таких качеств личности ученика, как толерантность, способность к диалогу.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование:

  • мультимедийная установка;
  • компьютерный класс.

План урока:

  1. Организационный момент. “Наречия о музыке” (8 мин.).
  2. Создание проблемной ситуации – подведение к теме урока (5 мин.).
  3. Повторение (5 мин.).
  4. Объяснение нового материала (12 мин.).
  5. Закрепление (10 мин.).
  6. Рефлексия (3 мин.).
  7. Домашнее задание (2 мин.).

ХОД УРОКА

I.  Организационный момент. “Наречия о музыке” (Презентация 1).

1. Вступительное слово учителя:

– Сегодня мы продолжим изучение удивительной части речи – наречия. Начнем с творческой разминки “Наречия о музыке” (слайд 2)

Звучит музыкальный фрагмент – 1-2 минуты.

Учитель тихонько говорит:

– И забываю мир – и в сладкой тишине я сладко усыплен моим воображеньем, и пробуждается поэзия во мне…

2. Написание учащимися мини-сочинения – 2-3 минуты.

3. 2-3 ученика читают мини-сочинения, анализируют работы и выставляют оценки сами учащиеся  (критерии: фактические ошибки, выразительность, эмоциональность)

– Вы видите, что работы ваших товарищей становятся с каждым днем все интереснее, ярче, выразительнее. Давайте подумаем. Зачем нужны наречия? (слайд 3)

Делается вывод о роли наречий в русском языке: наречия обогащают нашу речь, создают образность, точность, яркость, “подсвечивают” и “живописуют” глаголы.

II. Создание проблемной ситуации – подведение к теме урока

– Стук. (слайд 4)
Учитель спрашивает:
– Кто бы это мог быть? Да это наш домовенок Кузя. Он хочет что-то нам сказать.
(слайд 5) Здравствуйте ребята, как у вас тепло, уютно, “пахнет знаниями”! Я домовенок Кузя, который помогал вам при изучении тем “Причастие” и “Деепричастие”!  У меня к вам серьёзное дело. Понимаете, я тут написал письмо в домоуправление. Посмотрите, как бы ошибок не было. Все-таки документ.
(слайд 6)  На экране появляется заявление Кузи.

Заявление.

Заявляю, что как только ноч заполноч, приходит в мой дом всякая молодеж. Ноги все сплош грязные от лужь. А ты тут ходиш, моеш, вытираеш, убираеш. В общем, жить мне так невмоч. Точ-в-точ от усталости упаду навзнич, никакой врачь не поможет. Так что прошу поставить на мой дом домовенофон, а то я хоть и хорошь, но уйду отсюда проч.

Учитель:  Исправляем, помогаем Кузе.

– Ночь и молодежь – это существительные 3 склонения, их пишем с мягким знаком.
– Врач и луж – тоже существительные, эти существительные не 3 склонения, они пишутся без мягкого знака на конце.
– Хорош – краткое прилагательное, оно пишется без ь.
– Теперь осталось разобраться с глаголами. Запомни, Кузя, глаголы с шипящей на конце пишутся с мягким знаком, например: ходишь, моешь, убираешь, вытираешь.

Учитель:  А остальные слова? Итак, что же получается?  Мы не можем помочь Кузе?

– Полностью не можем. У нас остались наречия.

III.  Повторение

Учитель:  А теперь в таблицу запишите свои примеры (слайд 7).

Часть речи Ь пишется Ь не пишется
Существительное    
Прилагательное    
Глагол    
Наречие    

Учащимися делается вывод об употреблении мягкого знака после шипящих в существительных, прилагательных, глаголах.

Учитель:  Какой будет тема урока?

– Правописание мягкого знака после шипящих на конце наречия.

IV. Объяснение нового материала

1. На экране высвечивается тема урока (слайд 8).

“МЯГКИЙ ЗНАК НА КОНЦЕ НАРЕЧИЙ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ”

Учитель: цель урока?

Учитель: Правило простое (слайд  9). Задание: сочинить считалку, стишок, чтобы легко было выучить это правило.

2-3 ученика читают стишки.

Учитель: А вот еще одна считалочка (слайд  10).

Навзничь, Настежь, Сплошь, Невмочь,
Вскачь, Наотмашь, Лишь и Прочь.

Считалочка повторяется вслух вместе с детьми.

2. Задание: составить  алгоритм по применению правила (слайд  11).

Алгоритм рассуждения по применению правила:

а) определить, какая это часть речи
б) если наречие, найти шипящую и посмотреть, входит ли в состав исключений
в) если нет, пиши мягкий знак.

Зарядка для глаз

V. Закрепление

Учитель: Для применения правила на письме нужно потренироваться.

1. Ученики садятся за компьютеры. Работают с тренажером. (Презентация  2)

2. Учитель:  Кто справился?  Кому что непонятно? Какие затруднений? Почему?

3. Учитель:  (слайд 14)  А теперь давайте  поможем домовенку Кузе исправить ошибки в заявлении.

На экране появляется заявление, в котором не исправлены ошибки в наречиях. Учащиеся исправляют.

Учитель: А вот опять Кузя (слайд 15).

– Большое спасибо, ребята. Теперь можно отправить заявление по почте. Так солиднее будет.

VI. Рефлексия

Учитель:

Услышим скоро мы звонок,
Пора заканчивать урок.

Учитель: Что новое вы сегодня узнали на уроке? Подумайте над такими вопросами  (слайд  16):

– Все ли было понятно на уроке?
– Усвоил ли каждый из вас тему?
– Может быть кто-то испытывал трудности?
– За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.

VII. Домашнее задание (слайд  17): параграф 44, написать мини-сочинение о Винни-Пухе.  Использовать изученные наречия.

Учитель: Спасибо. Урок закончен.