Цель урока: Понаблюдать за правописанием частицы НЕ с глаголом и на основе наблюдения вывести правило.
Задачи урока:
Образовательные:
– открыть новую часть речи – частицу,
– определить её роль в речи, формировать навык правописания НЕ с глаголами.
Развивающие:
– развивать орфографическую зоркость, познавательные процессы (память, внимание, мышление и т.д.), мелкую моторику кистей рук, устную речь учащихся, навыки самооценки и взаимоконтроля.
Воспитательные:
Воспитывать аккуратность, сотрудничество, взаимоуважение, самостоятельность,
формировать интерес к изучению родного языка.
Оборудование: мультимедийный проектор, карточки с заданиями для работы по дифференцированным группам, учебник русского языка (УМК “Школа России” авторы Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е),
Ход урока
1.Эмоциональный настрой. Постановка целей.
Учитель: Здравствуйте, я очень рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость от общения друг с другом.
Сегодня, благодаря исследованию, вы пополните знания о глаголе, откроете новую часть речи. Давайте уточним, что значит “Исследовать”?
Дети: Находят в словаре Ожегова, читают вслух: Исследовать – подвергать научному изучению или наблюдать для выяснения, изучения чего-либо.
Учитель: Чтобы наше исследование прошло результативно, вам придётся много сравнивать, обобщать, наблюдать, рассуждать. Аккуратность и трудолюбие вам тоже не помешают.
Учёные, для того, чтобы сделать какое-либо открытие, часто объединяются со своими коллегами. Вот и мы сегодня образуем такие научные творческие группы, где будем стараться работать дружно и согласованно.
Давайте вместе вспомним правила работы в группе (Слайд 2)
Дети: Сморят на слайд и читают по очереди правила вслух.
Учитель: держит в руках необыкновенный конверт и читает загадку-стихотворение:
К нам пришло письмо одно, было странное оно,
Вместо марок – три снежинки, а конверт из чистой льдинки.
То письмо не на листке, а на беленьком снежке:
– Скоро, скоро к вам примчу, на метелях прилечу!
Запляшу и закружу, снегом землю наряжу,
И деревья, и дома…
и подписано…..
Дети хором: Зима! (Слайд 3)
Учитель: Вот она, наконец, и пожаловала – долгожданная красавица зима. Она принесла с собой свои фотографии, рассмотрите их внимательно и расскажите, какая она, за что вы её любите и всегда с нетерпением ждёте.
Под негромкую музыку дети рассматривают картины зимы (Слайд 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11)
Учитель: Итак, какая она, зима?
Дети: Зима волшебно-красивая, снежная , ледяная, красавица и т.д.
Учитель: За что её любят дети?
Дети: Любим её за её красоту, за то что зимой можно кататься на санках, на коньках, на лыжах, можно лепить снеговиков, строить снежную крепость.
2. Словарная работа.
Учитель: Зимушка примчалась не одна, с ней прилетели её вечные спутницы – снежинки, но сильный ветер разметал их по вашим партам. Возьмите их в руки.
Дети: Берут в руки снежинки, лежащие у них на партах, трогают, рассматривают их.
Учитель: Холодные? А что они с собой для вас принесли?
(На каждой снежинке – карточка со словарным словом, в котором пропущена орфограмма)
Слова для работы.: иней, ворона, коньки, народ, январь, деревня, картина, лимон, ладонь, осина, растение
Дети – снежинки принесли нам словарные слова! (Слайд-12)
Учитель: Злой разбойник ветер, пока нёс их к вам, так крутил, так вертел их, что они потеряли свои главные орфограммы. Мы поможем снежинкам их найти. Сейчас мы проведем “аукцион” словарных слов. За правильный ответ вы получите приз – маленькую снежинку. Та группа, которая наберёт больше снежинок и выиграет этот аукцион.
Дети заранее распределены на 3 группы. Работа проходит в форме “аукциона”, т.е., если ученик знает какая орфограмма пропущена, быстро поднимает руку, называет слово по слогам и получает снежинку. (Учитель после каждого слова спрашивает “А кто думает по-другому? У кого другое мнение? Знак – поднятая снежинка. Если мнения расходятся, дети обращаются к орфографическому словарю.
Учитель: Подведём итог: Кто заработал снежинку? (Слайд 13).А какая группа набрала снежинок больше всех? Порадуемся за них: похлопаем им!
3. Чистописание.
Учитель: Довольны своей работой? А когда человек доволен результатом своего труда? (выслушиваются ответы детей)
Учитель: Вы правы, люди испытывают радость от своей работы, если сделают её добротно, красиво и аккуратно. Догадались, что мы сейчас будем делать? Пришло время минутки чистописания. И чем больше ребят в вашей группе выполнят свою работу красиво и аккуратно, тем больше снежинок опустится на ваши тетрадки.
Учитель : Посмотрите ещё раз внимательно на словарные слова и попробуйте догадаться, написание какой буквы мы сегодня повторим? Какая буква есть во всех словах?
(Слайд 14 – подсказка)
Дети: Это буква Н!
Учитель: Вспомните её написание
(Учитель демонстрирует анимацию написания букв Нн и объясняет написание )
Дети прописывают несколько раз в воздухе.
Учитель:Но прежде, чем начать писать, мы хорошо прогреем наши руки, ладошки, ведь мы так долго держали холодные снежинки. Повторяйте за мной (Слайд 15) Массаж пальчиков:
(Учитель поочерёдно растирает пальцы, дети повторяют движение и говорят хором):
– Без пальто гулял, глупышка.
И замёрз он, как ледышка.
Чтобы пальчик отогреть,
Будем мы его тереть!
Учитель: Ну что, согрели пальчики, а теперь поработаем.
Не забывайте о том, что чем лучше ваша группа выполнит задание, тем больше снежинок вы заработаете.
(Дети пишут в тетради соединения букв Нн по образцу )
Взаимопроверка: Дети обмениваются тетрадями, подчёркивают самые красивые буковки соседа и решают, заработал ли он снежинку.
Учитель: Итак, покажите, сколько снежинок вы заработали? Молодцы!
4. Актуализация знаний.
Учитель: Хлопотливые снежинки захватили с собой скороговорку, прочитайте её и скажите, почему именно эту скороговорку они принесли? (Слайд 16)
Дети: В этом предложении в некоторых словах есть буква НУчитель: Конечно, обратите особое внимание на букву Н, ведь мы сегодня повторили её написание. Выполните ещё одну просьбу снежинок: не только спишите предложение красиво и правильно, кроме этого над каждым словом укажите части речи.
Самоконтроль: После того, как дети выполнят задание, учитель называет части речи, дети проверяют. Кто не ошибся, ставит себе + и получает снежинку. (Слайд 17)Итак, кто заработал снежинку? Молодцы!
5. Создание проблемной ситуации и постановка проблемы.
Учитель: Посмотрите внимательно, Что вас удивило, насторожило, показалось непонятным?Дети: Вы не сказали, какой частью речи является “НЕ”, стоящее перед глаголом!
Учитель: А как вы сами думаете?
Дети: Если это приставка, то слово “НЕ” было бы написано слитно, но оно написано раздельно, но это и не предлог, ведь у глагола не бывает предлога .
Может это какая-то другая часть речи, и с глаголом она всегда пишется раздельно.?
Учитель просит сформулировать проблему урока. (Слайд 18)
Проблема урока:
- Если слово “НЕ” стоит перед глаголом, то какой частью речи оно является?
- Как писать “НЕ” с глаголом?
6. Формулирование темы урока и постановка цели урока:
Учитель: “Давайте попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока?”
Дети: “Тема урока: Правописание НЕ с глаголами” ( Слайд 19)
Учитель: В начале урока мы говорили о том, что наш сегодняшний урок – урок-исследование, а у любого исследования должна быть обязательно цель. Попробуйте сформулировать главную цель урока (выслушиваются ответы детей)
Учитель: Итак, цель урока: Узнать, как пишется НЕ с глаголом; (Слайд 20)
Учитель: А какое исследование мы можем провести, чтобы доказать, что НЕ с глаголами пишется раздельно?
Дети: Понаблюдаем в текстах и сделаем вывод!
Физминутка!!! (Слайд 21-22)
Ой, ребята, что-то наша гостья Зимушка немного заскучала, да и вы много трудились, устали. Давайте отдохнём!
7. Частично-поисковая деятельность
Учитель: Итак, перед каждой группой лежат тексты с заданиями. Каждая группа работает над своим текстом:
1 группа – пословицы,
2 группа – стихотворение,
3 группа – сказка.
Задание: выбрать глаголы с НЕ, выписать их и сделать вывод как же пишется не с глаголами
Ответ учащихся 1 группы:
(Объясняет выполненное задание ученик, которого выберут члены группы. Если представитель группы ответил правильно, все ребята получают снежинки.)
Мы работали над пословицами: (Слайд 23)
Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
Дружба не гриб – в лесу не найдёшь.
Дружный табун волков не боится.
Новых друзей наживай, а старых не теряй!
Не бросай друга в беде.
Выписали такие глаголы с НЕ: не разрубишь, не найдёшь, не боится, не теряй, не бросай и сделали вывод, что во всех этих случаях не с глаголом пишется раздельно.
Ответ учащихся 2 группы:
Мы работали над стихотворением “Правильный папа”: (Слайд 24)
Папа утром сам вставал,
Всё до капельки съедал,
не ронял мой папа чашек,
Никогда не рвал рубашек,
и не бегал босиком,
и не щёлкал языком,
и с дворняжкой не дружил-
Очень скучно папа жил!
Выписали такие глаголы с НЕ: не ронял, не рвал, не бегал, не щёлкал, не дружил и сделали вывод, что во всех этих случаях не с глаголом пишется раздельно.
Ответ учащихся 3 группы:
Мы работали над сказкой “Безответная любовь” (Слайд 25)
Гордую и упрямую ЧАСТИЦУ НЕ полюбил
благородный ГЛАГОЛ.
Он говорил ей: “Люблю”, она в ответ:”Не люблю!”.
“Придёшь?”, – спрашивал он. “Не приду!” – ,
слышал в ответ.
– Ждёшь? – Не жду! – Скучаешь? – Не скучаю!
Вот такой трудной и печальной была любовь
ГЛАГОЛА к ЧАСТИЦЕ НЕ!
Выписали такие глаголы с НЕ: не люблю, не приду, не жду, не скучаю, и сделали вывод, что во всех этих случаях не с глаголом пишется раздельно.
Учитель: Ребята, а вы запомнили как называют слово “НЕ” в сказке?
Дети: Не это частица!
Учитель: А вы поняли, ребята, что она обозначает?
Дети: отрицание, несогласие
Учитель: Поэтому она очень упрямая, и любит делать всё наоборот.
Иногда она даже с глаголами превращается в приставку, и тогда пишется вместе, а иногда рядом с прилагательными превращается в частицу и тогда пишется раздельно. Вот она какая хитрая и изворотливая .
Но об этом вы узнаете на следующих уроках и даже в старших классах.
8. Формулирование вывода урока.
Учитель: Давайте вспомним проблему нашего урока и сделаем вывод.
Дети: В результате исследовательской работы мы узнали, что НЕ это частица – особенная часть речи и с глаголами она пишется раздельно. (Слайд 26)
Учитель: Но иногда в жизни эта упрямая частица очень бывает нужна.
Давайте подумаем, в каких случаях вы должны как можно чаще употреблять отрицательную частицу НЕ? (Слайд 27)
Дети: Когда мы отказываемся совершать какие-либо плохие поступки, н-р Я не буду курить, не желаю употреблять наркотики, и т.д.
9. Домашнее задание:
(Слайд 28)На выбор:
1.) Составить предложение, в котором перечислите школьные запреты
(Н-р: В школе не бегают, не кричат,…),
2.) Учебник, Упр…., стр…..
10. Рефлексия урока. (Слайд 29)
Какую тему мы повторяли на уроке?
Какие задания были особенно интересными?
Что было трудным на уроке?
Оцените работу свою лично и своей группы (подсчёт снежинок)
– Оценки.
– Рефлексия.