Русский язык
-
Конспект урока-семинара по теме "Имя прилагательное" 2012
На уроках, обобщающих знания учащихся по теме, наиболее эффективной является комбинированная форма работы. Она предполагает поэтапную проверку знаний учащихся. Для данного урока использовались тестовые задания, оформленные в электронных таблицах. В программе EXCEL есть возможность не только написать вопросы, но и проконтролировать ответы с подсчетом суммы очков для проставления оценок. Таким образом, форма опроса учащихся проходит быстро и качественно.
-
Урок – путешествие по русскому языку: "Происхождение русского языка" 2012
Воспитание уважительного отношения к родному языку – одна из основных задач преподавания русского языка в школе. История языка отражает историю народа. Знание и изучение происхождения родного языка лексики помогает стать ближе к своим истокам, к предкам, к родителям, понимать литературные произведения и историю своей страны.
-
Повторение изученного по теме "Глагол" 2012
Ученики должны знать отличительные признаки глагола как части речи, его морфологические и синтаксические признаки, наклонение глаголов, их грамматические значения, употребление, безличные глаголы, их значение. Уметь определять вид глагола, образовывать и употреблять формы трёх наклонений, правильно писать окончания и суффиксы глаголов, находить безличные глаголы, определять их значение.
-
Лингвистический КВН в 6-м классе 2012
Внеклассное мероприятие в форме КВН проводится с целью развития интереса к изучению русского языка, проявления творческих способностей учеников, повторения слитного и раздельного написания слов, значения пробела в понимании текста; правописания частицы НЕ в русском языке; уяснения роли знаков препинания в русском языке; правописания разделительных Ъ и Ь.
-
Игры на уроках русского языка "Зарифмуем… правила" 2012
Человек, у которого в детстве было много разнообразных, сложных и справедливых игр, вырастет более развитым, гармоничным и готовым к общению с другими людьми. Игры широко применяются на уроках как методические приемы обучения школьников. Их можно использовать на любом этапе урока: усвоения новых знаний, закрепления и обобщения изученного материала, контроля. Учебные игры помогают закреплять и, что более важно, активизировать полученные ребятами знания.
-
Урок русского языка "Почему их так называют? Происхождение слов" 2012
Материал урока можно использовать на уроках русского языка при знакомстве с происхождением слов. Цель урока – рассказать детям о признаках (образах), которые положены в основу того или иного названия, объяснить происхождение названий некторых животных, развивать речь учащихся, грамотность, языковое чутье и общую речевую культуру. Воспитывать любовь к родному языку, любовь и бережное отношение к природе, птицам, родному краю.
-
Работа буквы И в сочетаниях ЖИ, ШИ. 1-й класс 2012
На уроке организована исследовательская деятельность учеников, в ходе которой они решают проблему орфографического выбора.
-
"Причастный оборот". Урок формирования знаний. 6-й класс 2012
Урок направлен на формирование начальных знаний о причастном обороте, его месте по отношению к определяемому слову. Особое место на уроке отводится созданию опорного конспекта по теме, что даёт представление об активной стороне его использования в процессе формирования речи учащихся.
-
Открытый урок по русскому языку в 9-м классе "Стилистические фигуры, изобразительно-выразительные средства языка" 2012
Урок является ступенью в решении главной задачи русского языка: научить школьников свободно пользоваться русским языком, воспитать граждан, подлинных носителей образцовой речи. Арсенал изобразительно-выразительных средств языка исключительно богат и разнообразен. Здесь и тропы, и стилистические фигуры, призванные украшать речь, делать ее ясной, выразительной. Поэтому данный урок отличается своей практической направленностью – формируется коммуникативная и языковая компетенция в целом.
-
Лингвостилистический анализ поэтического текста 2012
Развитие умения учащихся говорить и рассуждать остается актуальной задачей обучения. Предлагаемые материалы можно использовать на уроках-зачетах, на уроках самостоятельной работы с текстами. Также на основе этих материалов можно построить элективный курс. Для удобства работы берутся краткие законченные поэтические тексты.
-
Интегрированный урок (русский язык + литература) по теме "Глагол" (в 6-м классе) 2012
Урок построен в форме игры-путешествия. Использование художественного текста М.М. Пришвина «Кладовая солнца» на уроке позволяет эффективно организовать работу в целях языкового и нравственного развития и побуждения к деятельности. Различные виды диктантов способствуют вовлечению в работу всех учащихся и получению мгновенной диагностики, кроме того, эти задания развивают слуховую память и помогают концентрировать внимание.
-
Образовательный проект "От кого, кому, кем и о ком (склонение русских фамилий)" 2012
Фамилия – лексическая единица, имеющая очень широкое употребление в языке. Она фигурирует во всех личных документах. Однако учащиеся, да и многие взрослые не знают правил изменения по падежам различных типов фамилий, допускают ошибки (в бланках документов), порой приводящие к осложнениям в жизни. В проекте мы постарались определить некоторые возможности работы по данной теме в образовательном учреждении, позволяющие повысить грамотность устной и письменной речи учащихся.
-
Правописание чередующихся гласных О–А в корнях рос-, раст-, ращ- 2012
Комбинированный урок с элементами проблемного обучения расширяет знания учащихся по ранее изученному материалу курса начальной школы и формирует теоретические знания по новой теме. На данном уроке отрабатываются навыки работы с текстом, что важно при подготовке к ГИА.
-
Обобщающий урок по теме "Глагол" 2012
В статье предлагаются задания, с помощью которых закрепляются знания учащихся о глаголе.
-
Сочинение-описание "Заочное путешествие на полотняный завод" на уроке русского языка 2012
Задачи урока: расширение словарного запаса, знакомство с пушкинскими местами России. Развитие речи учащихся. Воспитание патриотических и гражданских чувств, любви к русской культуре.
-
Обобщение педагогического опыта "Развитие критического мышления учащихся через использование опорных конспектов и приема схематизации на уроках русского языка" 2012
Задачи урока: развивать устную и письменную речь учащихся, используя опорные конспекты и опорные сигналы; способствовать умению вести записи в тетрадях конспективно, грамотно, эстетически; формировать умение самостоятельно выделять главное, анализировать, сравнивать; развивать умение "кодировать" и воспроизводить опорные конспекты и опорные сигналы.
-
Урок русского языка в 5-м классе 2012
Урок является вводным при изучении имени существительного. Его цель – систематизировать и обобщить изученный в начальных классах материал об имени существительном, расширить представления учащихся о номинативной, коммуникативной роли имен существительных в речи. Проблемные вопросы способствуют развитию у учащихся логического мышления, а использование на уроке различного литературного материала повышает интерес к книге.
-
Виды подчинительной связи в словосочетании 2012
Урок по УМК В.В. Бабайцевой можно использовать как один из первых в системе уроков по словосочетанию в 8-м классе. Урок включает в себя повторение и обобщение знаний учащихся о строении словосочетаний и предложений; повторение пунктуации в сложном предложении; отработку умений определять способы связи слов в словосочетаниях. Так как данная тема представлена в заданиях Г(И)А и ЕГЭ, то элемент аттестации (тестирование) также включен в урок.
-
Урок на тему "Архитектурный пейзаж" 2012
В статье представлен один из уроков развития речи, который предполагает работу по картине. Такая работа формирует эстетический вкус учащегося, способствует развитию интеллекта и обогащению языка. Данному уроку предшествует подготовительный этап: подбор нужных иллюстраций, оформленных в виде презентации, сбор информации в соответствии с темой.
-
Урок для студентов "Лексическая система русского языка" 2012
Урок для студентов колледжа общеобразовательной подготовки (10–11-й класс) помогает обобщить и систематизировать знания по лексике (лексическое значение слова, однозначность – многозначность, прямое и переносное значение слова, синонимы, омонимы, антонимы). На уроке совершенствуются навыки работы со словарями.
-
Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (часть С) 2012
Урок может быть проведен как в 10-м, так и в 11-м классе. Для работы выбран текст Д.С. Лихачева «Письмо четырнадцатое. О дурных и хороших влияниях» из книги «Письма о добром». В процессе урока формируются навыки анализа текста, необходимые для написания сочинения-рассуждения (часть С).
-
Правописание двух безударных гласных в корне слова 2012
Урок способствует развитию орфографического умения написания слов с двумя безударными гласными в корне слова. Учащиеся приобретают навыки написания проверяемых безударных гласных в корнях слов; вырабатывают способ проверки двух безударных гласных в корнях слов.
-
План-конспект урока с использованием ЭОР.Правописание безударных личных окончаний глаголов. 5-й кл. 2012
Задачи урока: продолжать формировать орфографические умения и пунктуационные навыки учащихся; совершенствовать умение по личной форме глагола находить инфинитив, сохраняя при этом его вид; сформировать умение определять спряжение глаголов с приставками, "видеть" в таких глаголах слово-исключение; научить определять правильное написание безударного окончания глагола.
-
"Да здравствует словарь!". Урок русского языка в 6-м классе. 2012
Урок предназначен для учащихся 6-х классов и проводится после изучения темы «Лексика». В игровой форме совершенствуются навыки работы со словарями, воспитывается интерес к слову.
-
Имя прилагательное. 5-й класс 2012
Урок русского языка в 5-м классе знакомит с именем прилагательным как частью речи.
-
Урок по теме "Текст. Типы речи" 2012
Цель урока: организация образовательного пространства, ориентированного на самоопределение учащихся, способствующего осуществлению связи предметных компетенций и жизненной практики. Предметное содержание урока: анализ текстов, их речевых особенностей, а также создание собственных текстов с заранее заданными характеристиками – ориентировано на компетентностный результат обучения (развитие способности свободно оперировать средствами языка в различных ситуациях).
-
Открытый урок по русскому языку в 5-м классе на тему «Обобщающее повторение темы "Имя прилагательное"» 2012
На уроке систематизируются знания по теме "Имя прилагательное". Отрабатываются навыки учащихся в различных видах разбора: морфемного, морфологического, синтаксического. Задания урока предусматривают развитие орфографической зоркости учащихся. Одной из важнейших задач урока является определение роли прилагательных в речи.
-
Урок по теме "Правописание мягкого знака в существительных после шипящих" 2012
Учащиеся приобретают навыки правильного написания мягкого знака [ь] после шипящих, осознанного применения этого правила на практике.
-
Открытый урок по русскому языку в 9-м классе на тему "Обучение написанию сжатого изложения в формате ГИА (задание С1)" 2012
Учащиеся учатся лаконично передавать основное содержание исходного текста, используя различные приемы компрессии (сжатия). Для этого повторяется понятие «структура текста»; "микротема", "ключевые слова", "приёмы сжатия текста".
-
Урок русского языка в 8-м классе с элементами личностно значимого подхода в обучении 2012
Цели урока: повторить ранее изученные сведения о синтаксических условиях употребления знаков препинания; повторить основные признаки простого и сложного предложения, отдельные орфограммы, союзы; познакомиться с определением "назначение знаков препинания".