Цели: продолжить работу по употреблению имени числительного в устной и письменной речи и по расширению кругозора учащихся; повторить склонение имён числительных и их правописание; помочь учащимся в правильном употреблении форм имен числительных на уроках математики.
Оборудование: таблицы, рисунки, раздаточный материал, калькуляторы.
ХОД УРОКА
I. Самостоятельная работа с текстом
Текст и задания лежат у каждого на парте.
На свете есть 20 тысяч полезных пород дерева. Есть
дерево, удельный вес которого в 25 раз легче воды.
Это эшиномена, растущая на Кубе. Сорок видов
березы растет в нашей стране. Есть высокие березы
– до 20 метров высотой, а есть кустарнички не выше
колена, вроде карликовой полярной березки. Сосна
обычно растет лет 400, кедр доживает до 600, ель – до
1200, пихта – 1500. Но есть еще более долголетние
деревья. Секвойя, например, живет до 7000 лет. (92 сл.)
Задания.
1. Выразительно прочитайте текст, ставя имена
числительные в нужном падеже.
2. Озаглавьте. (Примеры заглавия:
«Деревья-долгожители», «Удивительное – рядом»,
«Жизнь деревьев»).
3. Укажите разряды числительных.
4. Назовите простые; составные.
5. Какие из них склоняются, как существительные
3-го склонения?
6. Какова особенность склонения числительных,
которые являются сложными словами?
7. Приведите примеры из текста.
II. Развитие речи. Работа по рисунку и данному началу
1. Словарная работа. Ученик, получивший к уроку
индивидуальное задание, объясняет лексическое
значение слова «сфинкс».
2. Сфинкс – в древнем Египте каменное изваяние
лежащего льва с человеческой головой
(олицетворение мощи фараона). На доске рисунок
сфинкса. Учитель говорит, что скульптура была
создана почти 5000 лет назад, и обращает внимание
на её размеры.
3. Размеры указаны на рисунке, а на доске даны
опорные словосочетания:
- создан около 2800 года до нашей эры;
- высота от основания до макушки головы 20 метров;
- длина тела 73 метра;
- ширина лица 4 метра;
- высота носа 1 метр 70 сантиметров.
4. Данное начало: «Прекрасная скульптура
гигантских размеров – это знаменитый сфинкс в
Гизе».
Исходный текст таков:
«Прекрасная скульптура гигантских размеров –
это знаменитый сфинкс в Гизе. Он был создан около
2800 года до нашей эры. Высота от основания до
макушки головы 20 метров, длина тела 73 метра,
ширина лица 4 метра, высота носа 1 метр 70
сантиметров». (Из книги «Кто? Когда? Почему?»)
5. Чтение созданного учащимися текста и его
корректирование. (Читают желающие ученики,
остальные вносят исправления, добавления).
6. Оценки и комментарий к ним.
III. Краткая беседа с классом
– На каких уроках вы используете в речи имена
числительные?
– Проверьте себя, правильно ли вы употребляете
формы имен числительных в своей речи?
IV. Устная самостоятельная работа. Фронтальный опрос
1. Ученикам предлагается математическая
таблица, которую они должны грамотно прочитать.
Сколько раз 10 содержится в 600?
«
» «16»
80?
«
» «15»
90?
«
» «20»
400?
«
» «50»
200?
«
»
«4» 40?
«
»
«5» 100?
2. Сколько форм имеют при склонении числительные 40, 90, 100?
V. Практическая работа
Это было 30 сентября 1933 года в Москве. Стратостат в 8 часов утра 40 минут утра легко оторвался от земли. Через 27 минут он был уже на высоте 1 1000 метров.
1. Словарная работа.
Ученик, получивший индивидуальное задание к
уроку, объясняет лексическое значение слова
«стратостат».
Стратостат – летательный аппарат, наполненный
газом легче воздуха.
2. По данному условию составить вопрос, превратив
текст в задачу. (Текст написан на доске. Учащиеся
его читают, записывают и формулируют вопрос.
(Предполагаемый вопрос: «Какова скорость подъёма
стратостата?»))
3. С помощью калькулятора учащиеся ищут ответ.
Получается десятичная дробь. (11000 : 27 : 60 = 6.79 м/с)
4. Ученики правильно прочитывают десятичную
дробь и рассказывают об особенностях ее
склонения.
5. Выставление оценок и комментарии к ним.
VI. Самостоятельная письменная работа
Задание у ребят на парте.
1. Поставить в творительном падеже и записать
данные примеры. 15 экземпляров книг; 60 экспонатов;
70 инженеров; 500 автомобилей; 600 специалистов.
2. Взаимоконтроль и выставление оценок
VII. Работа с учебником. Подготовка к выполнению домашней работы
Упр. 363. Работа по заданию.
VIII. Домашнее задание
Упр. 363 списать 3-ий абзац и подготовиться к групповому (зачету по вопросам на стр.139).
IX. Подведение итогов урока
Беседа с учащимися об употреблении числительных в повседневной жизни, на уроках.