Интегрированный урок русского языка в 6-м классе по теме "Имя числительное. Обобщающее повторение"

Разделы: Русский язык


Цели: продолжить работу по употреблению имени числительного в устной и письменной речи и по расширению кругозора учащихся; повторить склонение имён числительных и их правописание; помочь учащимся в правильном употреблении форм имен числительных на уроках математики.

Оборудование: таблицы, рисунки, раздаточный материал, калькуляторы.

ХОД УРОКА

I. Самостоятельная работа с текстом

Текст и задания лежат у каждого на парте.
На свете есть 20 тысяч полезных пород дерева. Есть дерево, удельный вес которого в 25 раз легче воды. Это эшиномена, растущая на Кубе. Сорок видов березы растет в нашей стране. Есть высокие березы – до 20 метров высотой, а есть кустарнички не выше колена, вроде карликовой полярной березки. Сосна обычно растет лет 400, кедр доживает до 600, ель – до 1200, пихта – 1500. Но есть еще более долголетние деревья. Секвойя, например, живет до 7000 лет. (92 сл.)

Задания.

1. Выразительно прочитайте текст, ставя имена числительные в нужном падеже.
2. Озаглавьте. (Примеры заглавия: «Деревья-долгожители», «Удивительное – рядом», «Жизнь деревьев»).
3. Укажите разряды числительных.
4. Назовите простые; составные.
5. Какие из них склоняются, как существительные 3-го склонения?
6. Какова особенность склонения числительных, которые являются сложными словами?
7. Приведите примеры из текста.

II. Развитие речи. Работа по рисунку и данному началу

1. Словарная работа. Ученик, получивший к уроку индивидуальное задание, объясняет лексическое значение слова «сфинкс».
2. Сфинкс – в древнем Египте каменное изваяние лежащего льва с человеческой головой (олицетворение мощи фараона). На доске рисунок сфинкса. Учитель говорит, что скульптура была создана почти 5000 лет назад, и обращает внимание на её размеры.
3. Размеры указаны на рисунке, а на доске даны опорные словосочетания:

  • создан около 2800 года до нашей эры;
  • высота от основания до макушки головы 20 метров;
  • длина тела 73 метра;
  • ширина лица 4 метра;
  • высота носа 1 метр 70 сантиметров.

4. Данное начало: «Прекрасная скульптура гигантских размеров – это знаменитый сфинкс в Гизе».
Исходный текст таков:
«Прекрасная скульптура гигантских размеров – это знаменитый сфинкс в Гизе. Он был создан около 2800 года до нашей эры. Высота от основания до макушки головы 20 метров, длина тела 73 метра, ширина лица 4 метра, высота носа 1 метр 70 сантиметров». (Из книги «Кто? Когда? Почему?»)
5. Чтение созданного учащимися текста и его корректирование. (Читают желающие ученики, остальные вносят исправления, добавления).
6. Оценки и комментарий к ним.

III. Краткая беседа с классом

– На каких уроках вы используете в речи имена числительные?
– Проверьте себя, правильно ли вы употребляете формы имен числительных в своей речи?

IV. Устная самостоятельная работа. Фронтальный опрос

1. Ученикам предлагается математическая таблица, которую они должны грамотно прочитать.
Сколько раз 10 содержится в 600?

«         »           «16»    80?
«         »           «15»    90?
«         »           «20»    400?
«         »           «50»    200?
«         »           «4»      40?
«         »           «5»      100?

2. Сколько форм имеют при склонении числительные 40, 90, 100?

V. Практическая работа

Это было 30 сентября 1933 года в Москве. Стратостат в 8 часов утра 40 минут утра легко оторвался от земли. Через 27 минут он был уже на высоте 1 1000 метров.

1. Словарная работа.
Ученик, получивший индивидуальное задание к уроку, объясняет лексическое значение слова «стратостат».
Стратостат – летательный аппарат, наполненный газом легче воздуха.
2. По данному условию составить вопрос, превратив текст в задачу. (Текст написан на доске. Учащиеся его читают, записывают и формулируют вопрос. (Предполагаемый вопрос: «Какова скорость подъёма стратостата?»))
3. С помощью калькулятора учащиеся ищут ответ. Получается десятичная дробь. (11000 : 27 : 60 = 6.79 м/с)
4. Ученики правильно прочитывают десятичную дробь и рассказывают об особенностях ее склонения.
5. Выставление оценок и комментарии к ним.

VI. Самостоятельная письменная работа

Задание у ребят на парте.

1. Поставить в творительном падеже и записать данные примеры. 15 экземпляров книг; 60 экспонатов; 70 инженеров; 500 автомобилей; 600 специалистов.
2. Взаимоконтроль и выставление оценок

VII. Работа с учебником. Подготовка к выполнению домашней работы

Упр. 363. Работа по заданию.

VIII. Домашнее задание

Упр. 363 списать 3-ий абзац и подготовиться к групповому (зачету по вопросам на стр.139).

IX. Подведение итогов урока

Беседа с учащимися об употреблении числительных в повседневной жизни, на уроках.