Цели урока:
- продолжить работу по формированию навыков анализа текста: умение определять тему, основную мысль, отношение автора к поднятой проблеме;
- формирование навыков написания сочинения-рассуждения: определение его структурных элементов и требований к творческой работе данного типа;
- подготовить учащихся к сочинению-рассуждению по заданной фразе текста В.Короленко "Мороз" с помощью алгоритма (пошаговой деятельности)
- формирование представлений о важнейших нравственных понятиях, составляющих основу человеческой личности.
Оборудование урока:
- Текст (См. Приложение 1).
- Толковый словарь С.Ожегова.
- Памятка "Как написать сочинение-рассуждение" (См. Приложение 2).
- Лист с текстом стих Б.Окуджавы "Святое воинство" и с цитатами (См. Приложение 3).
Ход урока
Орг. момент. Формулировка темы урока.
Создание психологического настроя к предстоящей работе:
Звучит стих. Б.Окуджавы "Святое воинство".
Вопросы классу:
- О чем это стихотворение?
- Что называет автор "святым воинством"?
- Что утверждает поэт?
На экране слова: совесть, благородство, достоинство
Активизация знаний учащихся:
Продолжим список этих понятий:
Милосердие, доброта, долг, честь, любовь, дружба, верность :
Вопросы классу:
- Что объединяет эти слова?
(Варианты ответа: 1) Имена существительные. 2) Нравственные категории)
- Какова роль этих понятий в жизни человека? Имеют ли они какую-нибудь ценность?
Нужны ли они нам в жизни?
Учитель: А вот как отвечает на этот вопрос поэт А.Яшин. (Текст стихотв. - на экране)
В несметном нашем богатстве
Слова драгоценные есть:
Отечество, Верность, Братство:
А есть еще: Совесть, Честь:
Ах, если бы все понимали,
Что это не просто слова,
Каких бы мы бед избежали.
И это не просто слова!
("Не просто слова" А.Яшин)
Учитель: Совесть, благородство, достоинство: такие привычные и знакомые слова: они звучат с экранов телевизоров и просто на улице, встречаются на страницах газет и в школьных сочинениях. Употребляя их в разговоре, мы едва ли задумываемся о том, что существование этих слов - основы нашего бытия. Без них человеческий род давно бы угас. Это наследство, переданное нам через века.
Прочитаем высказывания о совести (на листах у каждого)
- Что утверждает Маргарита Наваррская?
"Не может быть истинного наслаждения, если совесть у человека нечиста".
- Что мы можем прочитать у Г.Р.Державина?
"Что слава? Счастье нам прямое жить с нашей совестью в покое".
- Что вторит ему А.С.Пушкин?
"Да, жалок тот, в ком совесть нечиста".
- Так что же такое совесть? (Ребята отвечают на поставленный вопрос)
Учитель: А теперь давайте заглянем в толковый словарь С.Ожегова.
Работа со словарем:
Учащийся читает словарную статью к слову "совесть".
Задание 1: запишите 2-3 примера по ходу чтения словарной статьи.
(Люди с чистой совестью. Поступить по совести. Этот поступок лежит на его совести и др.)
СОВЕСТЬ, -и, ж. Чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом. Люди с чистой совестью. С. нечиста у кого-н. Со спокойной совестью делать что-н. (делать что-н., будучи уверенным в своей правоте). Угрызения совести. Поступить по совести (как требует совесть). Свобода совести (отсутствие ограничений в исповедовании какой-н. религии). Этот поступок лежит на его совести (он несет моральную ответственность за поступок). На совесть сделать (добросовестно, хорошо). Для очистки совести (чтобы потом не винить себя в чем-н.). По совести говоря или по совести (вводное слово: говоря откровенно). Надо и совесть знать (надо прекратить делать то, что несправедливо).
Задание 2: подберите однокоренные слова к слову "совесть" и разберите их по составу:
(Совесть, совестливый, совестливо, бессовестный, бессовестно)
Задание 3: Синтаксический разбор предложения "Не может быть истинного наслаждения, если совесть у человека нечиста".
Определение задачи урока: Объясни смысл фразы прочитанного текста "О, конечно, это всегда так бывает: стоит понизиться на два градуса температуре тела, и совесть замерзает:" (На доске эта запись сделана до урока) и написать сочинение-рассуждение по данной фразе текста.
Повторение сведений о композиции сочинения-рассуждения.
- Какой тип речи подойдет нам для выполнения данного задания: повествование, рассуждение или описание?
- Вспомните план сочинения-рассуждения.
Работа с текстом В.Короленко "Мороз"
Чтение текста вслух (тексты на листах у всех уч-ся);
Вопросы по содержанию текста:
- Кто герои этого рассказа? Сколько их?
- Когда и где происходит действие рассказа?
- Что случилось в пути? Почему герой проехал мимо, не заметил в лесу человека?
- Какую оценку дадите вы поступку героя?
Работа в группах:
- Какова тема данного текста? Почему он так называется?
- Какова основная мысль текста? Что утверждает автор?
- Есть ли в тексте слова, в которых выражена его основная мысль?
- Как вы понимаете смысл этих слов?
Создание алгоритма написания сочинения-рассуждения по фразе текста.
1 шаг: Беседа по тексту
-Так о чем этот текст? Какова его тема? Почему текст имеет такое название?
(О равнодушии к чужой беде, к человеку, к себе подобному, о человеческой слабости, о безнравственном поступке героя. Мороз - испытание героя на совесть. Он высветил его человеческую сущность, изъян его души, его равнодушие).
2 шаг: Работа с фразой текста.
Прочитайте вопрос-задание. Запишите и подчеркните ключевые слова фразы, смысл которой надо объяснить. Ответьте на вопросы:
- Какие слова данной фразы вы считаете главными для понимания смысла?
- Какое художественное средство использовал здесь автор? (Антитеза)
- Как надо понимать смысл слов "понизиться температуре тела" - "совесть замерзает"?
- И в кого тогда превращается человек? (в "себялюбивое животное")
/Работа в группах/
Обмен мнениями между представителями групп. На экране фраза
"О, конечно, это всегда так бывает: стоит понизиться на два градуса температуре тела, и совесть замерзает:"
3 шаг. Работа над тезисом.
Внимательно прочитай вопрос-задание и сформулируй ответ на него в соответствии с основной мыслью текста, т.е. объясни смысл данной фразы.
Самостоятельная работа уч-ся в группах.
Смысл данной фразы, на мой взгляд, заключается в том, что человек, живущий только для себя, думающий только о себе, перестает быть человеком. Он превращается в "себялюбивое животное.
Учитель: Мы ответили на поставленный вопрос? (Да.) Это есть начало вашего сочинения.
- Какой тип речи для продолжения данного сочинения нам подойдет: повествование, рассуждение, описание? (Рассуждение)
- Вы помните схему написания сочинения-рассуждения? (См. памятку на экране)
- Нами составленный ответ на вопрос к фразе можно считать тезисом?
4 шаг. Подбор аргументов из текста
Подбери 2 примера-аргумента, соответствующие объяснению содержания данного фрагмента
(Работа учащихся в группах)
1 аргумент: Герой не остановился и не помог замерзающему в лесу человеку.
2 аргумент: Не может спокойно спать. Пытается свалить вину на мороз.
Обмен мнениями. Корректировка полученного текста с точки зрения смысловой цельности, речевой связности и последовательности изложения мыслей.
- Можно ли считать наше сочинение законченным?
- Каков следующий шаг нашей деятельности?
5 шаг. Работа над заключением, выводом
Сделай вывод-заключение к своему сочинению.
Возможные варианты заключения:
Вот что значит быть :
Таким образом, автор :
Над этими вопросами заставил меня задуматься автор данного текста.
Прочитав данный текст, я понял, что :
Так что нельзя быть :
Видно, не зря кто-то сказал: "Чистая совесть - превосходное снотворное".
(Объем сочинения-рассуждения типа С2.2 - 70 слов)
Повторение алгоритма написания сочинения-рассуждения по данной фразе из прочитанного текста
Повторный просмотр слайдов презентации и заполнение таблицы (См. Приложение 2)
Возможные варианты заключения к сочинению:
Вот что значит быть :
Таким образом, автор :
Над этими вопросами заставил меня задуматься автор данного текста.
Прочитав данный текст, я понял, что :
Так что нельзя быть :
Видно, не зря кто-то сказал: "Чистая совесть - превосходное снотворное".
Подведение итогов урока.
- Что ты уже знал по теме данного урока?
- Чему ты сегодня научился на уроке?
- Ты готов написать сочинение по данному тексту?
- Что тебе еще неясно, трудно, непонятно?
Домашнее задание.
Написать сочинение-рассуждение по данному тексту.