Цели:
- продолжить работу над формированием правописания слов с безударной гласной в корне слова и умение подбирать проверочные слова;
- развивать речь, правильно составлять предложение по данной теме;
- воспитывать любовь к родной природе, музыке.
Оборудование:
- П. Чайковский «Времена года. Ноябрь».
- Карточки индивидуального опроса;
- Иллюстрации осени;
- Отрывок из стихотворения А.С. Пушкина;
- Карточки-листочки со словарными словами;
- Карточки с опорными словами для мини-сочинения.
Ход урока
I. Повторение изученного материала
Какое сейчас время года?
(Музыка П. Чайковского «Времена года. Ноябрь».)
Уч. 1:
Поспевает брусника
Стали дни холоднее
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.
Уч. 2:
Стаи птиц улетают
Прочь за синее море
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Уч. 3:
Солнце реже смеётся
Нет в цветах благовонья
Скоро осень проснется
И заплачет спросонья.
(К. Бальмонт)
Знаете ли вы, что такое благовонье? (Ответы детей)
Это сложное слово, образовавшееся из словосочетания «благая вонь». Слово вонь в старину обозначало просто запах, а словосочетание благая вонь означало приятный запах. Благовониями называли пахучие масла, приготовленные из ценных растений. Способ приготовления благовоний был очень трудоёмким. Секреты некоторых из них держали в тайне. Стоили такие масла очень дорого. Благовония приносили в жертву богам, окропляли (умасляли) дорогих гостей, новобрачных. Отсюда пошло выражение умаслить кого-то, то есть задобрить, расположить к себе.
Минутка красивого письма.
Уу ууу Ум Уд Ур ум ус ку лу
На доске написаны слова:
Б…реза, к…лина, р…бина, л…ства, б…гряный.
– Запишите в тетради, вставляя пропущенные буквы. Какое правило спряталось в них? (Безударная гласная в корне слова).
На доске слова:
Гри…(б), дож…, медве… .
– Запишите в тетради, вставляя пропущенные буквы. Какое здесь правило спряталось? (Написание парных согласных).
На доске слова:
Поз…но, со…нце, лес…ница, радос…ный.
Какое правило спряталось?
II. Работа над новым материалом.
Сегодня мы с вами продолжим изучать тему: «Правописание безударных гласных в корне», и одновременно затронем тему: «Осень в природе».
Три человека будут работать по карточкам.
Вставьте пропущенные буквы.
Карточка 1.
Осенью рус…кий лес сказочен и чудесен.
В разноцветном уборе ст…ят деревья.
Карточка 2.
Л…ствой б…гряною в л…ске
Засыпаны тр…пинки.
Т…пло в…сит на в…л…ске
На тонкой п…утинке.
(А. Шлыгин)
Карточка 3. Составьте из слов каждой строчки предложения.
- В, наступила, лесу, пора, грибная.
- В, птицы, края, собираются, теплые, улетать.
- Срывает, ветер, с деревьев, листья, одинокие.
Пока ребята работают по карточкам, мы с вами займемся словарной работой.
Дунул осенний ветер, и опустились к нам осенние листочки со словарными словами.
Вставьте пропущенные буквы и выберите слова, подходящие к нашей осенней тематике.
Ветер, завтр…к, м…роз, сев…р, п…года, мес…ц, в…сток, к…ртофель, ос…нь, с…нтябрь, окт…брь, ноябрь;
(Один ученик зачитывает слова, а остальные показывают на карточках безударные гласные).
– Запишите в тетрадь названия осенних месяцев фонетически.
[с’инт’абр’], [акт’абр’], [найабр’].
С какими безударными гласными мы с вами работали в словарных словах? (С непроверяемыми)
Существует также много слов, в которых можно проверить безударную гласную.
Морской, речной, гористый,
Лесной, родной, лесистый.
Проверь слова, да не спеши,
Красиво, грамотно спиши.
– Как же мы можем проверить безударный гласный в корне слова? (Изменить форму слова или подобрать однокоренное слово, чтоб на эту согласную падало ударение.)
– Проверка работ по карточкам.
Прочтите про себя рассказ.
Пришла з…л…тая осень. Раскрасила л…сточки д…ревьев разноцветными карандашами. Все необычно в …осеннем л…су. В желтых сарафанах ст…ят б…рё…ки. В красный кафтан принар…дился клён. Зарделась тонкая р…бина. Д…вятся х…л…дные д…ждинки, падая на землю.
– Определите, какие орфограммы надо вставить в слова.
– Выпишите первое предложение. Разберите по частям речи.
Всем известно, что у природы нет плохой погоды. Осень – очень красивое время года, она вызывает у нас восхищение, а поэты посвящают ей стихи.
Осень – любимое время года А.С. Пушкина.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золотом одетые леса.
Мы с вами тоже попробуем написать красивые строчки об осени, но только не в стихах, а в прозе.
Вы напишите мини-сочинение на оформленных вами листах.
Перед вами лежат карточки с названием темы и опорными словами. Прочтите их.
Осеннее утро, багряные листья, гроздья рябины, березы в золотом уборе.
– Учащиеся под тихую спокойную музыку пишут сочинение.
– Чтение сочинений вслух.
Возьмите работы домой, покажите родителям, а завтра принесите на выставку.
III. Подведение итогов.
– О чем говорили на уроке?
– Что надо сделать, чтобы проверить безударную гласную?
IV. Домашнее задание.
Найти и записать в тетрадь четверостишие об осени, выделить орфограммы.
- Используемая литература:
- В.П. Канакина «Радость познания в слове».
- М.С. Аромштам «Времена года».
- Т.В. Игнатьева «Контрольные проверочные и творческие работы по русскому языку».
- Т.В. Титкова, Э.З. Горбачева, Л.В. Цыганок «Открытые уроки».