Открытый урок русского языка "Правописание безударных гласных в корне слова"

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Цели:

  • продолжить работу над формированием правописания слов с безударной гласной в корне слова и умение подбирать проверочные слова;
  • развивать речь, правильно составлять предложение по данной теме;
  • воспитывать любовь к родной природе, музыке.

Оборудование:

  • П. Чайковский «Времена года. Ноябрь».
  • Карточки индивидуального опроса;
  • Иллюстрации осени;
  • Отрывок из стихотворения А.С. Пушкина;
  • Карточки-листочки со словарными словами;
  • Карточки с опорными словами для мини-сочинения.

Ход урока

I. Повторение изученного материала

Какое сейчас время года?

(Музыка П. Чайковского «Времена года. Ноябрь».)

Уч. 1:

Поспевает брусника
Стали дни холоднее
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.

Уч. 2:

Стаи птиц улетают
Прочь за синее море
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.

Уч. 3:

Солнце реже смеётся
Нет в цветах благовонья
Скоро осень проснется
И заплачет спросонья.
(К. Бальмонт)

Знаете ли вы, что такое благовонье? (Ответы детей)

Это сложное слово, образовавшееся из словосочетания «благая вонь». Слово вонь в старину обозначало просто запах, а словосочетание благая вонь означало приятный запах. Благовониями называли пахучие масла, приготовленные из ценных растений. Способ приготовления благовоний был очень трудоёмким. Секреты некоторых из них держали в тайне. Стоили такие масла очень дорого. Благовония приносили в жертву богам, окропляли (умасляли) дорогих гостей, новобрачных. Отсюда пошло выражение умаслить кого-то, то есть задобрить, расположить к себе.

Минутка красивого письма.

Уу ууу Ум Уд Ур ум ус ку лу

На доске написаны слова:

Б…реза, к…лина, р…бина, л…ства, б…гряный.

– Запишите в тетради, вставляя пропущенные буквы. Какое правило спряталось в них? (Безударная гласная в корне слова).

На доске слова:

Гри…(б), дож…, медве… .

– Запишите в тетради, вставляя пропущенные буквы. Какое здесь правило спряталось? (Написание парных согласных).

На доске слова:

Поз…но, со…нце, лес…ница, радос…ный.

Какое правило спряталось?

II. Работа над новым материалом.

Сегодня мы с вами продолжим изучать тему: «Правописание безударных гласных в корне», и одновременно затронем тему: «Осень в природе».

Три человека будут работать по карточкам.

Вставьте пропущенные буквы.

Карточка 1.

Осенью рус…кий лес сказочен и чудесен.
В разноцветном уборе ст…ят деревья.

Карточка 2.

Л…ствой б…гряною в л…ске
Засыпаны тр…пинки.
Т…пло в…сит на в…л…ске
На тонкой п…утинке.
(А. Шлыгин)

Карточка 3. Составьте из слов каждой строчки предложения.

  1. В, наступила, лесу, пора, грибная.
  2. В, птицы, края, собираются, теплые, улетать.
  3. Срывает, ветер, с деревьев, листья, одинокие.

Пока ребята работают по карточкам, мы с вами займемся словарной работой.

Дунул осенний ветер, и опустились к нам осенние листочки со словарными словами.

Вставьте пропущенные буквы и выберите слова, подходящие к нашей осенней тематике.

Ветер, завтр…к, м…роз, сев…р, п…года, мес…ц, в…сток, к…ртофель, ос…нь, с…нтябрь, окт…брь, ноябрь;

(Один ученик зачитывает слова, а остальные показывают на карточках безударные гласные).

– Запишите в тетрадь названия осенних месяцев фонетически.

[с’инт’абр’], [акт’абр’], [найабр’].

С какими безударными гласными мы с вами работали в словарных словах? (С непроверяемыми)

Существует также много слов, в которых можно проверить безударную гласную.

Морской, речной, гористый,
Лесной, родной, лесистый.
Проверь слова, да не спеши,
Красиво, грамотно спиши.

– Как же мы можем проверить безударный гласный в корне слова? (Изменить форму слова или подобрать однокоренное слово, чтоб на эту согласную падало ударение.)

– Проверка работ по карточкам.

Прочтите про себя рассказ.

Пришла з…л…тая осень. Раскрасила л…сточки д…ревьев разноцветными карандашами. Все необычно в …осеннем л…су. В желтых сарафанах ст…ят б…рё…ки. В красный кафтан принар…дился клён. Зарделась тонкая р…бина. Д…вятся х…л…дные д…ждинки, падая на землю.

– Определите, какие орфограммы надо вставить в слова.

– Выпишите первое предложение. Разберите по частям речи.

Всем известно, что у природы нет плохой погоды. Осень – очень красивое время года, она вызывает у нас восхищение, а поэты посвящают ей стихи.

Осень – любимое время года А.С. Пушкина.

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золотом одетые леса.

Мы с вами тоже попробуем написать красивые строчки об осени, но только не в стихах, а в прозе.

Вы напишите мини-сочинение на оформленных вами листах.

Перед вами лежат карточки с названием темы и опорными словами. Прочтите их.

Осеннее утро, багряные листья, гроздья рябины, березы в золотом уборе.

– Учащиеся под тихую спокойную музыку пишут сочинение.

– Чтение сочинений вслух.

Возьмите работы домой, покажите родителям, а завтра принесите на выставку.

III. Подведение итогов.

– О чем говорили на уроке?

– Что надо сделать, чтобы проверить безударную гласную?

IV. Домашнее задание.

Найти и записать в тетрадь четверостишие об осени, выделить орфограммы.

  1. Используемая литература:
  2. В.П. Канакина «Радость познания в слове».
  3. М.С. Аромштам «Времена года».
  4. Т.В. Игнатьева «Контрольные проверочные и творческие работы по русскому языку».
  5. Т.В. Титкова, Э.З. Горбачева, Л.В. Цыганок «Открытые уроки».