ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Способствовать развитию фонетического слуха.
ЗАДАЧИ:
- Создать условия для развития фонетического слуха.
- Использовать разнообразные методы, приемы и формы работы для осуществления активной познавательной деятельности детей.
- Предоставить возможность для творческого выражения способностей, эмоционального состояния, активного отдыха.
ОБОРУДОВАНИЕ: Плакат с высказываниями о гласных, согласных звуках, буквах, словах, предложениях, текстах и т.д. Карточки с чистоговорками, скороговорками, загадками, шарадами, предложениями и т.д. Кроссворд.
ХОД ЗАНЯТИЯ
ПЕРВЫЙ ЭТАП - АКТИВИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.
"Гласные - это река, а согласные её берега " К. Станиславский
"Слово - это одежда всех фактов, а звук - это одежда слова " М. Горький
Дети получают задание: Прочитайте высказывания великого писателя, режиссера, драматурга найдите ключевые (главные) слова и попутайтесь определить тему занятия.
Первое высказывание принадлежит великому учителю всех артистов и актеров нашей страны К.Станиславскому. Кто догадался и может ответить на вопрос: почему артист должен уметь говорить красиво, правильно, понятно?
Второе высказывание принадлежит русскому писателю М.Горькому. Он тоже считал, что каждый писатель должен умело владеть русским языком. А как вы считаете, почему?
СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ ЗАНЯТИЯ.
Вы правильно выделили опорные слова, потому что тема нашего занятия "Веселая и занимательная фонетика". "Веселая" потому, что задания будут веселые, шуточные, смешные, с юмором. "Занимательная" потому, что задания будут интересные, на смекалку, требующие проявления находчивости. "Фонетика" потому, что задания будут посвящены этому разделу русского языка.
ДЕЛЕНИЕ НА КОМАНДЫ.
Для проведения занятия мне понадобится помощник. А чтобы придать нашему занятию дух соревнования, я предлагаю вам поделиться на команды.
Выходит помощник ведущего (из детей или родителей ) и читает стихотворение С.Ефремова "Звук". Во время чтения помощник проходит по рядам и раздает детям разрезанные на части карточки (открытки и т.д).
"ЗВУК".
Он бывает тихим, громким, а еще глухим и звонким.
Может быстро проскочить, а захочет - будет жить.
До тех пор, пока звонок не отмерит ему срок.
Он везде всегда дрожит и по воздуху бежит.
Рот ему как дом родной, из него летит волной.
Любит с эхом подразниться, в барабане сохраниться.
Если где услышишь стук, значит, к нам добрался звук:..
После прослушивания стихотворения дети выходят в центр зала (класса) и по частицам своих карточек собирают свою открытку и находят свою команду. Затем занимают места за столиками, специально приготовленными для команд. ( число команд зависит от количества детей).
ЗАДАНИЕ ПЕРВОЕ "ФОНЕТИЧЕСКИЙ СОСТАВИТЕЛЬ"
Ведущий подходит к командам и вдруг у него из рук выпадают карточки. Он сообщает игрокам, что буквы рассыпались и если ребята помогут их собрать, то получатся слова, которые они могут выбрать в качестве названия для своей команды. Чья команда отгадает быстрее всех получает - 3 балла, вторые - 2 балла, и последние - 1 балл.
И М О Г Р А Т Е
К И Т О З Н А
У К И М Е И
Из собранных слов получилось название команд. Названия (оформленные в цвете заранее) вывешиваются на доску.
ЗАДАНИЕ ВТОРОЕ "ФОНЕТИЧЕСКАЯ ЧИСТОГОВОРКА"
Ведущий предлагает разминку для разработки артикуляционного аппарата. Дети разминаются все вместе повторяя за ведущим:
Ра, ра, ра, - ра, ра, ра - начинается игра.
Ры, ры, ры - ры, ры, ры - а у мальчиков шары.
Ро, ро, ро - ро, ро, ро - намочил гусак перо.
Ре, ре, ре - ре, ре, ре - стоит домик на горе.
Ру, ру, ру - ру, ру, ру - продолжаем мы игру.
Ри, ри, ри - ри, ри, ри - зимой на ветках снегири.
Ар, ар, ар - ар, ар, ар - закипел наш самовар.
Ор, ор, ор - ор, ор, ор - созрел красный помидор.
Арь, арь, арь - арь, арь, арь - на стене висит фонарь.
Ра, ра, ра - ра, ра, ра - и закончилась игра.
В заключении все дружно повторяют скороговорку "Шла Саша по шоссе и сосала сушку", определяют, какой звук отрабатывается при работе с этой скороговоркой, что является подготовкой к следующему конкурсу.
ЗАДАНИЕ ТРЕТЬЕ " ФОНЕТИЧЕСКАЯ СКОРОГОВОРКА "
Игроки получают очередной конверт со скороговоркой:
ВСЕ БОБРЫ ДОБРЫ ДО СВОИХ БОБРЯТ. ( БР )
ВОДОВОЗ ВЁЗ ВОДУ ИЗ-ПОД ВОДОПРОВОДА. ( ВД, ВЗ )
НА ЕРЁМУ НАПАЛА ДРЁМА, ОТ ДРЁМЫ УСНУЛ ЕРЁМА. ( ДР ).
Ведущий объясняет задание: быстрее всех справиться со скороговоркой, чтобы получить - 3 балла, но главное не ошибиться в ответе про звук, который помогает освоить данная скороговорка.
(Звонкий или глухой, мягкий или твердый и т.д. )
После подведения итогов, ведущий сообщает игрокам, что не всегда так дружно было в сказочном "Азбучном" королевстве и рассказывает сказку.
ФОНЕТИЧЕСКАЯ СКАЗКА " ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ "
Ведущий задает игрокам вопрос: Каких звуков в русском языке больше гласных или согласных ? И предлагает после ответа одной команде быть гласными, а другим двум согласными, чтобы принять участие в сказке.
Поспорили однажды гласные и согласные кто из них важнее и главнее.
ГЛАСНЫЕ: Конечно мы! Без нас никто рта не откроет!
СОГЛАСНЫЕ: Но это еще надо посмотреть! Попробуйте произнести хоть один согласный с закрытым ртом.
ГЛАСНЫЕ: М м м м м м . ( команда гласных вступает в игру )
СОГЛАСНЫЕ: Ах, так! И закашляли КХ, КХ, КХ, зачихали ПЧХ, ПЧХ, ПЧХ, захмыкали ХМ, ХМ, ХМ. (Команды согласных подхватывают игру).
ГЛАСНЫЕ: Обиделись, заплакали О, О, О, А, А, А, УА, УА, УА, и ушли в дремучий лес. Шли, шли да и заблудились. Испугались, и стали звать на помощь. АУ! АУ! АУ! АУ!
СОГЛАСНЫЕ: Услыхали их и рады бы ответить, да ничего не получается. Только слышно БМД, ВСГД, ВМСТ. БМД, ВСГД, ВМСТ.
ГЛАСНЫЕ: Услыхали их, хотя ничего не поняли, побежали на звуки, встретились на полянке с согласными, обрадовались, обнялись и вот что у них получилось: БУДЕМ ВСЕГДА ВМЕСТЕ ! (Предложение вывешивается на доску).
С тех пор гласные и согласные живут дружно и не ругаются.
Дети (помощники ведущего) читают стихотворение "Всегда вместе":
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребенка,
Но не желают свистеть и ворчать.А согласные:..согласны
Шелестеть, свистеть, шипеть,
Даже фыркать и скрипеть,
Но не хочется им петь.Дружат гласные с согласной,
Составляют вместе слог:
МА и ША, а вместе МАША
К нам явились на урок.Если слоги встанут в ряд, получаются слова.
ТЫ и КВА, а вместе ТЫКВА, СО и ВА, читай СОВА.
Сколько в слове гласных, столько и слогов,
Это знает каждый из учеников.
Помирились гласные и согласные и составили слоговое задание.
ЗАДАНИЕ ЧЕТВЕРТОЕ " ФОНЕТИЧЕСКИЕ СЛОГИ ".
Приготовили это задание животные, а вот какие вы должны сами узнать, прочитав следующий текст.
Стоит в лесу избушка. Живут в доме две дикие кошки. Каждый день кошки ходят на охоту, но утром их добыча пропадает куда -то. Кто же живет в доме с кошками. Помогите кошкам найти этого зверя, и они дадут вам следующее задание.
Обрадовались кошки и дали задание: прочитайте слова КОТ и МЯУ.
Ответьте на вопросы и докажите :
- одинаковое ли количество букв в этих словах; (назовите)
- одинаковое ли количество звуков в этих словах; (произнесите)
- одинаковое ли количество слогов в этих словах.(прохлопайте)
ЗАДАНИЕ ПЯТОЕ "ФОНЕТИЧЕСКИЕ ЗАГАДКИ ДЛЯ ВНИМАНИЯ И СЛУХА"
Ведущий читает первую загадку, та команда, которая отвечает первой, получает - 3 балла и выбывает. Следующая загадка для двух оставшихся команд. Последняя команда получает - 1 балл.
ПУЛЬКА ИЛИ ПОНЧИК.
Так зовут коротыше из сказки о приключениях Незнайки. Кто из них требовал, чтобы ему варили суп из конфет, а кашу из мармелада? Подсказка : в имени коротышки звуков меньше, чем букв.
КРОЛИК ИЛИ ПЯТАЧОК.
Кто же из этих героев гадал на ромашке: "Любит - не любит, плюнет - поцелует?" Подсказка : в имени героя все согласные глухие.
ЗАДАНИЕ ШЕСТОЕ "ФОНЕТИЧЕСКИЕ ШАРАДЫ"
Для этого конкурса подбираются две шарады на замену одного звука (ноль, моль, соль) и т.д. и на перестановку ударения (ирис- ирис).
ЗАДАНИЕ СЕДЬМОЕ " ВЕСЕЛЫЕ ОМОГРАФЫ"
Каждая команда получает предложение, в котором находит омографы, расставляет ударения и объясняет свой ответ.
- На дереве сорок сорок.
- Семена гвоздики похожи на гвоздики.
- Солнце село за село.
ЗАДАНИЕ ВОСЬМОЕ " ФОНЕТИЧЕСКАЯ ШУТКА-ДРАЗНИЛКА"
Ведущий читает дразнилку - шутку.
ТЕТЯ ВАРЯ ВСЕХ ПОВАРИТ,
ДЯДЯ ВАЛЯ ВСЕХ ПОВАЛИТ,
ТЕТЯ КАТЯ ВСЕХ ПРОКАТИТ,
ДЯДЯ БОРЯ ВСЕХ ПОБОРИТ.
Являются ли слова в дразнилке однокоренными? Докажите.
ЗАДАНИЕ ДЕВЯТОЕ "ФОНЕТИЧЕСКИЙ КРОССВОРД"
1 | Ф | о | н | е | м | а | |||||||||||||
2 | с | л | о | в | о | ||||||||||||||
3 | п | р | е | д | л | о | ж | е | Н | и | Е | ||||||||
4 | т | Е | к | с | т | ||||||||||||||
5 | ч | и | с | т | о | п | и | с | а | н | и | е | |||||||
6 | а | л | ф | а | в | И | Т | ||||||||||||
7 | о | ц | е | н | К | а | |||||||||||||
8 | л | е | к | с | и | к | А | ||||||||||||
- Обозначение звука на письме в квадратных скобках.
- Из чего состоит предложение?
- Что выражает законченную мысль?
- Что бывает описанием, рассуждением, повествованием?
- Чтобы красиво и аккуратно, чисто и грамотно писать в начальной школе есть специально такой урок.
- Он состоит из зз букв в русском языке.
- Ученик получает за ответы в школе на уроках.
- Раздел русского языка, который изучает происхождение и образование слов.
ЗАДАНИЕ ДЕСЯТОЕ "ФОНЕТИЧЕСКИЙ НАБОРЩИК"
Данное задание может быть использовано в качестве домашнего задания. Из слова " Ф О Н Е Т И К А " набрать и составить как можно больше слов: ФЕН, ФОН, КОТ, ТОК, НИТКА, КОНФЕТА, КИТ, КОФТА, ФАКТ, НОТА, АКТ, ФАНТИК, ТИК, КОФЕ, ТКАНИ, ОКНА и т. д.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ И НАГРАЖДЕНИЕ КОМАНД.
На данном познавательном часе нужно предусмотреть награждение всех команд, придумав им всевозможные названия. А наиболее активным, вручить медали "Знаток Русского языка 1 степени,2 степени, 3 степени"