Цель:
- закрепление зрительного образа буквы "Ш", соотнесение фонемы с графемой;
- правописание "ШИ" в словах;
- развитие фонематического слуха и слухового внимания;
- звукобуквенный анализ слов типа: "СГСГ", СГССГ, ССГСГ, ССГССГ, СГССГС;
- совершенствование навыка слогового и глобального чтения;
- преобразование ряда слов: "МЫШКА", "МИШКА", "МОШКА";
- списывание предложений с пропущенной буквой:
- "М_шка шуршит.", "М_шка любит мёд.", "М_шка летает.".
Оборудование:
1) Для фронтальной работы:
- предметные картинки для фронтальных занятий: шар, шарф, шкатулка, груша, мишка, ромашки, шалаш, катушка;
- касса букв, наборное полотно;
- магнитно-маркерная доска;
- цифры от 1 до 9 для магнитно-маркерной доски;
- кубики и таблица №2 Зайцева Н.А;
2) Для индивидуальной работы:
- настольные предметные картинки: шары, шарф, пушка, груша, шашки, шорты, ландыш, шапка, крыша, кошка, вишня, сушки, чашка, клюшка, мишка, мышка;
- цветные спички;
- лазерные указки;
- буквенные веера;
- кассы букв, наборные полотна;
- цифры от I до 9;
- тетради, простые карандаши.
Ход занятия
1. Оргмомент:
Логопед (далее: "Л.") подзывает детей (далее: "Д.") и читает с ними по таблице №2 Зайцева: "По - ра за-ни-ма-ть-ся.". Дети подходят к своим стульчикам.
Л.: "Сядут те, кто споёт песенку звука [б], звука [кь], звука [л] и т.д.
Д: читают по таблице "песенки складов" и садятся на свои места.
2. Сообщение темы.
Л.: "Сегодня на занятии мы будем читать и писать слова и предложения с буквой "Ш". А чтобы вы лучше запомнили эту букву, я приготовила картинку (выставляется картинка с буквой "Ш" из "Весёлой азбуки" Г. Виеру.)
3. Знакомство с буквой "Ш".
Л.:
"Шура сено ворошил,
В сене вилы он забыл".
Д.
- рассматривают букву "Ш".
- выкладывание буквы "Ш" из цветных спичек;
- письмо в воздухе;
- письмо в тетрадях.
4. Развитие фонематического слуха.
Д/и "Кто внимательнее".
Д. поднимают буквенные веера тогда, когда услышат звук [ш] в слогах и в словах.
Л.: - ша, са, шо, жо, ас, аш, ста, шта;
- шар, сыр, жесть, шерсть, плюс, плюш, миска, мишка, сыпать, шипеть и т.д.
Д/и "Измени слово".
Л. называет слово, дети хором отвечают, заменяя 1-ый звук на звук [ш].
Л.: "Было слово: "ТОПОТ", стало слово:...
Д.: -"ШЁПОТ"
СПОРЫ - ШПОРЫ
МАЙКА - ШАЙКА
ДАР - ШАР
МЫШКА - ШИШКА
МЫЛО - ШИЛО
ГУБЫ - ШУБЫ
ФЛАНГ - ШЛАНГ
НАКАЛ - ШАКАЛ
ТАПКА - ШАПКА
ЧАШКА - ШАШКА
ТОЛК - ШЁЛК
МАГ - ШАГ
ЖАЛЬ - ШАЛЬ
СТЫК - ШТЫК
5. Звук [ш] и буква "Ш" в словах.
Правописание "ШИ".
Л.:
"-Хорошо вы отвечали,
Но хочу услышать я
Сколько звуков обозначает
Буква "Ш", друзья?"
Д.: "Буква "Ш" обозначает 1 звук, потому что звук [ш] всегда твёрдый".
Л.:-"Правильно. У кубика "Ш - ША - ШО - ШУ - ШИ - ШЕ" нет маленького братца. Даже если: после буквы "Ш" стоит буква "И", всё равно мы произносим этот склад твёрдо. [ши] - слышится звук [ы], а пишется буква "И". Давайте выучим правило: " ШИ" пиши с буквой "И". Д. хором проговаривают правило вместе с Л.
Л.: "Придумайте слова со складом "ШИ" и прочитайте их по таблице".
Д.. с помощью лазерных указок читают по таблице придуманные слова: ши-на, у-ши, ши-ло, ши-по-в-ни-к, мы-ши, ма-лы-ши, ма-ши-на, ку-в-ши-н, ка-ло-ши, ша-ла-ши, ши-пе-ть и т. д.
6. Определение места "Ш" в словах с помощью цифрового ряда.
Л.
"Достаньте цифры. Разложите
От одного до девяти.
Картинку громко назовите -
Вам надо в слове букву "Ш" найти".
Л. выставляет на наборное полотно цифры от 1 до 9 и рядом с ними поочерёдно картинки. Д. определяют место буквы "Ш" в словах, выдвигая нужную цифру у себя на столах чуть выше остальных. Один ребёнок отвечает у доски: "В слове шарф буква [ш] стоит на первом месте" и т.д.
- шар 12 3 4 5 6 7 8 9
- мишка 1 2 3 4 5 6 7 8 9
- шалаш 1 2 3 4 5 6 7 8 9
- кошка I 2 3 4 5 6 7 8 9
По ходу выполнения задания Л. совместно с детьми определяет предыдущие буквы в словах, по необходимости читают слова по таблице №2 Зайцева.
7. Динамическая пауза.
Л.:
"Занимались мы упорно,
Отдохнуть пришла пора.
А теперь мы все проворно
Сделаем "цаплю" у стола".
Д.:
"Цапля важная,
Носатая
Целый день
Стоит, как статуя".Дети стоят на одной ноге,
руки на поясе, затем меняют опорную ногу."Что за стук, что за гром
Муха строит Новый дом.
Молоток: "стук", "стук",
Помогать идёт петух".
Руки на голову, покачивают головой из стороны в сторону; хлопают в ладоши;
Правым кулаком сверху вниз стучат по неподвижному левому кулаку.
Перешагивают с ноги на ногу, перенося центр тяжести, руки опущены вниз и в стороны.
"Перед нами луг широкий
А над нами дуб высокий.
А над нами сосны, ели
Головами зашумели
Грянул гром, сосна упала,
Только ветками качала".
Разводят руки перед грудью в стороны.
Руками над головой образуют окружность.
Качают прямыми руками над головой из стороны в сторону.
Хлопок в ладоши, наклон вперёд,
Покачивание внизу расслабленными руками из стороны в сторону.
8. Звукобуквенный анализ и синтез слов.
Раздается звонок в дверь. Появляется почтальон Печкин (далее П.П.).
П.П.: " - Здравствуйте. Я почтальон тутошний. Печкин моя фамилия. Извиняюсь, это логопедическая группа будет?"
Д.: "Да!"
П. П.: " У меня тут для ваших ребят корреспонденция. Ну-ка, разбирайте почту. Вот тут и имена ваши на конвертах написаны. А я дальше пошёл. Некогда мне, ещё не всю почту разнёс по адресам".
Д/и "Телеграф".
Дети разбирают конверты. В конвертах лежат настольные предметные картинки со звуком [ш], которые надо проговорить по буквам. Другие ребята "расшифровывают" послание:
к, о, ш, к, а - кошка
ш, у, б, а - шуба и т.д.
Л. "читает" слово из своего конверта: - м, ы, ш, к, а
Д.: - мышка.
Л. предлагает выложить слово "мышка" из букв на наборном полотне.
Д. садятся за столы.
9. Преобразование ряда слов: "МЫШКА - > МИШКА -> МОШКА".
Л. читает стихотворение Н.Голь "Мышка в норке".
Д. выполняют преобразования в слове на наборном полотне.
Мышка в норке жила,
Мышка грызла корки.
Только грызла тоска
Мышку в этой норке.
И решила от тоски:
Я меняю "Ы" на "И"!
Д. выкладывают на наборном полотне: " МЫШКА - МИШКА".
Мишка в норке живёт,
Мишка лапу сосёт,
Косолапый тужит:
"Очень скудный ужин!
В этой норке тесно,
Жить неинтересно,
Как то сыро и темно...
Я меняю "Ы" на "О".
Д. выкладывают: " МИШКА - МОШКА".
Мошка в норке живёт,
Мошка крошку сосёт.
"Неуютно дома -
Целые хоромы!
От кровати до ворот
Очень длинный перелёт.
Это не годится:
Я ведь вам не птица!
Нет ни в чём моей вины,
Я меняю "О" на "Ы"!
Д. выкладывают: МОШКА - МЫШКА.
Л.:
Мышка в норке сидит,
У неё довольный вид.
10. Звук [ш] и буква "Ш" в предложениях.
Л. открывает доску, на которой написаны предложения с пропущенной буквой.
М - шка шуршит.
М - шка сосёт лапу.
М - шка летает.
Д. списывают предложения с доски, самостоятельно вставляя пропущенную букву.
11. Итог занятия, оценки.
Л.:
"Вы сегодня молодцы,
Занимались от души,
Руку поднимали,
Верно отвечали.
На этом наше занятие закончено".