Занятие по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе для детей с ФФНР с использованием методики Н.А. Зайцева. Тема:"Звук [ш] и буква "Ш"

Разделы: Русский язык, Начальная школа, Работа с дошкольниками, Логопедия


Цель:

  • закрепление зрительного образа буквы "Ш", соотнесение фонемы с графемой;
  • правописание "ШИ" в словах;
  • развитие фонематического слуха и слухового внимания;
  • звукобуквенный анализ слов типа: "СГСГ", СГССГ, ССГСГ, ССГССГ, СГССГС;
  • совершенствование навыка слогового и глобального чтения;
  • преобразование ряда слов: "МЫШКА", "МИШКА", "МОШКА";
  • списывание предложений с пропущенной буквой:
  • "М_шка шуршит.", "М_шка любит мёд.", "М_шка летает.".

Оборудование:

1) Для фронтальной работы:

  • предметные картинки для фронтальных занятий: шар, шарф, шкатулка, груша, мишка, ромашки, шалаш, катушка;
  • касса букв, наборное полотно;
  • магнитно-маркерная доска;
  • цифры от 1 до 9 для магнитно-маркерной доски;
  • кубики и таблица №2 Зайцева Н.А;

2) Для индивидуальной работы:

  • настольные предметные картинки: шары, шарф, пушка, груша, шашки, шорты, ландыш, шапка, крыша, кошка, вишня, сушки, чашка, клюшка, мишка, мышка;
  • цветные спички;
  • лазерные указки;
  • буквенные веера;
  • кассы букв, наборные полотна;
  • цифры от I до 9;
  • тетради, простые карандаши.

Ход занятия

1. Оргмомент:

Логопед (далее: "Л.") подзывает детей (далее: "Д.") и читает с ними по таблице №2 Зайцева: "По - ра за-ни-ма-ть-ся.". Дети подходят к своим стульчикам.

Л.: "Сядут те, кто споёт песенку звука [б], звука [кь], звука [л] и т.д.

Д: читают по таблице "песенки складов" и садятся на свои места.

2. Сообщение темы.

Л.: "Сегодня на занятии мы будем читать и писать слова и предложения с буквой "Ш". А чтобы вы лучше запомнили эту букву, я приготовила картинку (выставляется картинка с буквой "Ш" из "Весёлой азбуки" Г. Виеру.)

3. Знакомство с буквой "Ш".

Л.:

"Шура сено ворошил,
В сене вилы он забыл".

Д.

  • рассматривают букву "Ш".
  • выкладывание буквы "Ш" из цветных спичек;
  • письмо в воздухе;
  • письмо в тетрадях.

4. Развитие фонематического слуха.

Д/и "Кто внимательнее".

Д. поднимают буквенные веера тогда, когда услышат звук [ш] в слогах и в словах.

Л.: - ша, са, шо, жо, ас, аш, ста, шта;

- шар, сыр, жесть, шерсть, плюс, плюш, миска, мишка, сыпать, шипеть и т.д.

Д/и "Измени слово".

Л. называет слово, дети хором отвечают, заменяя 1-ый звук на звук [ш].

Л.: "Было слово: "ТОПОТ", стало слово:...

Д.: -"ШЁПОТ"

СПОРЫ - ШПОРЫ

МАЙКА - ШАЙКА

ДАР - ШАР

МЫШКА - ШИШКА

МЫЛО - ШИЛО

ГУБЫ - ШУБЫ

ФЛАНГ - ШЛАНГ

НАКАЛ - ШАКАЛ

ТАПКА - ШАПКА

ЧАШКА - ШАШКА

ТОЛК - ШЁЛК

МАГ - ШАГ

ЖАЛЬ - ШАЛЬ

СТЫК - ШТЫК

5. Звук [ш] и буква "Ш" в словах.

Правописание "ШИ".

Л.:

"-Хорошо вы отвечали,
Но хочу услышать я
Сколько звуков обозначает
Буква "Ш", друзья?"

Д.: "Буква "Ш" обозначает 1 звук, потому что звук [ш] всегда твёрдый".

Л.:-"Правильно. У кубика "Ш - ША - ШО - ШУ - ШИ - ШЕ" нет маленького братца. Даже если: после буквы "Ш" стоит буква "И", всё равно мы произносим этот склад твёрдо. [ши] - слышится звук [ы], а пишется буква "И". Давайте выучим правило: " ШИ" пиши с буквой "И". Д. хором проговаривают правило вместе с Л.

Л.: "Придумайте слова со складом "ШИ" и прочитайте их по таблице".

Д.. с помощью лазерных указок читают по таблице придуманные слова: ши-на, у-ши, ши-ло, ши-по-в-ни-к, мы-ши, ма-лы-ши, ма-ши-на, ку-в-ши-н, ка-ло-ши, ша-ла-ши, ши-пе-ть и т. д.

6. Определение места "Ш" в словах с помощью цифрового ряда.

Л.

"Достаньте цифры. Разложите
От одного до девяти.
Картинку громко назовите -
Вам надо в слове букву "Ш" найти".

Л. выставляет на наборное полотно цифры от 1 до 9 и рядом с ними поочерёдно картинки. Д. определяют место буквы "Ш" в словах, выдвигая нужную цифру у себя на столах чуть выше остальных. Один ребёнок отвечает у доски: "В слове шарф буква [ш] стоит на первом месте" и т.д.

  • шар 12 3 4 5 6 7 8 9
  • мишка 1 2 3 4 5 6 7 8 9
  • шалаш 1 2 3 4 5 6 7 8 9
  • кошка I 2 3 4 5 6 7 8 9

По ходу выполнения задания Л. совместно с детьми определяет предыдущие буквы в словах, по необходимости читают слова по таблице №2 Зайцева.

7. Динамическая пауза.

Л.:

"Занимались мы упорно,
Отдохнуть пришла пора.
А теперь мы все проворно
Сделаем "цаплю" у стола".

Д.:

"Цапля важная,
Носатая
Целый день
Стоит, как статуя".

Дети стоят на одной ноге,
руки на поясе, затем меняют опорную ногу.

"Что за стук, что за гром
Муха строит Новый дом.
Молоток: "стук", "стук",
Помогать идёт петух".

 Руки на голову, покачивают головой из стороны в сторону; хлопают в ладоши;

Правым кулаком сверху вниз стучат по неподвижному левому кулаку.

Перешагивают с ноги на ногу, перенося центр тяжести, руки опущены вниз и в стороны.

"Перед нами луг широкий
А над нами дуб высокий.
А над нами сосны, ели
Головами зашумели
Грянул гром, сосна упала,
Только ветками качала".

Разводят руки перед грудью в стороны.

Руками над головой образуют окружность.

Качают прямыми руками над головой из стороны в сторону.

Хлопок в ладоши, наклон вперёд,

Покачивание внизу расслабленными руками из стороны в сторону.

8. Звукобуквенный анализ и синтез слов.

Раздается звонок в дверь. Появляется почтальон Печкин (далее П.П.).

П.П.: " - Здравствуйте. Я почтальон тутошний. Печкин моя фамилия. Извиняюсь, это логопедическая группа будет?"

Д.: "Да!"

П. П.: " У меня тут для ваших ребят корреспонденция. Ну-ка, разбирайте почту. Вот тут и имена ваши на конвертах написаны. А я дальше пошёл. Некогда мне, ещё не всю почту разнёс по адресам".

Д/и "Телеграф".

Дети разбирают конверты. В конвертах лежат настольные предметные картинки со звуком [ш], которые надо проговорить по буквам. Другие ребята "расшифровывают" послание:

к, о, ш, к, а - кошка

ш, у, б, а - шуба и т.д.

Л. "читает" слово из своего конверта: - м, ы, ш, к, а

Д.: - мышка.

Л. предлагает выложить слово "мышка" из букв на наборном полотне.

Д. садятся за столы.

9. Преобразование ряда слов: "МЫШКА - > МИШКА -> МОШКА".

Л. читает стихотворение Н.Голь "Мышка в норке".

Д. выполняют преобразования в слове на наборном полотне.

Мышка в норке жила,
Мышка грызла корки.
Только грызла тоска
Мышку в этой норке.
И решила от тоски:
Я меняю "Ы" на "И"!

Д. выкладывают на наборном полотне: " МЫШКА - МИШКА".

Мишка в норке живёт,
Мишка лапу сосёт,
Косолапый тужит:
"Очень скудный ужин!
В этой норке тесно,
Жить неинтересно,
Как то сыро и темно...
Я меняю "Ы" на "О".

Д. выкладывают: " МИШКА - МОШКА".

Мошка в норке живёт,
Мошка крошку сосёт.
"Неуютно дома -
Целые хоромы!
От кровати до ворот
Очень длинный перелёт.
Это не годится:
Я ведь вам не птица!
Нет ни в чём моей вины,
Я меняю "О" на "Ы"!

Д. выкладывают: МОШКА - МЫШКА.

Л.:

Мышка в норке сидит,
У неё довольный вид.

10. Звук [ш] и буква "Ш" в предложениях.

Л. открывает доску, на которой написаны предложения с пропущенной буквой.

М - шка шуршит.

М - шка сосёт лапу.

М - шка летает.

Д. списывают предложения с доски, самостоятельно вставляя пропущенную букву.

11. Итог занятия, оценки.

Л.:

"Вы сегодня молодцы,
Занимались от души,
Руку поднимали,
Верно отвечали.

На этом наше занятие закончено".