При использовании инновационных технологий на уроке применяются следующие приёмы:
- опорный конспект (при повторении теории),
- ключевые термины, мозговая атака (задание блиц-турнира),
- исследование текста,
- групповая работа (исследовательская работа учащихся )
Все эти методы позволяют актуализировать и обогащать имеющиеся у ученика знания по данной проблеме.
На уроках, обобщающих знания учащихся по теме, наиболее эффективной является комбинированная форма работы. Она предполагает поэтапную проверку знаний учащихся:
- На первом этапе проверяются теоретические знания, путём тестирования на компьютере. Ответы на каждый из поставленных вопросов требуют мыслительной деятельности.
- Следующим этапом является работа по определенной тематической программе, которая заставляет на практике использовать морфологические правила.
- Третий этап работы связан с информационными карточками, включающими всевозможные упражнения. Основной целью данной работы является самопроверка по различным орфограммам.
Всё это предполагает большой охват как теоретического, так и практического материала.
Цель урока: обобщить знания учащихся по теме «Местоимение».
Задачи урока:
- вызвать интерес к местоимению как часть речи.
- способствовать формированию прочных и осознанных знаний о местоимении.
- стимулировать дальнейшую исследовательскую работу учащихся.
- способствовать развитию у школьников речи, мышления при работе с репродукцией картины И. Левитана «Март».
Оборудование: компьютер, на доске- лингвистическая справка о местоимениях, репродукция картины И. Левитана «Март».
Примечание: класс разделен на 3 команды.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Цель: активизация познавательной деятельности учащихся.
Слово учителя: «Здравствуйте, ребята!
Цель нашего урока - обобщить знания о местоимении
и проверить свои навыки в употреблении
местоимений в своей речи.
Посмотрите шуточную сценку перед дальнейшей
серьезной работой.
Сценка (вызов интереса)
Ученик в роли местоимения:
Я о себе такого мнения:
Огромна роль местоимения!
Я делу отдаюсь сполна,
Я заменяю имена!
Ученый Реформатский с исторической справкой:
По совокупности своего грамматического и общеязыкового поведения местоимение выделяется особый класс слов – заменителей, которые, как «запасные игроки на футболе или дублеры в театре выходят на поле или на сцену, когда нужно освободить от игры «знаменательное слово»
Учитель: Вы, наверное, обратили внимание, что местоимений не так много, но их роль важна в нашей речи. Они имеют древнее происхождение и происходят от лат. слова pronomen – вместо имени. Таким образом, местоимение указывает на лицо, признак и число. Вот сегодня мы проверим эти свойства местоимений. Итак, приступим к работе. Первый этап нашего исследования – теоретический.
II. Теоретический блок
– Нашу работу мы начнем с теоретической разминки на компьютере.
1. Терминологический диктант с самопроверкой
Внимательно прочитать вопросы и дать на них правильный ответ одним словом или словосочетанием.
– Какие местоимения указывают на лицо? (Личные)
– Назовите возвратные местоимения. (себя)
– Какие разряды местоимений включают одни и те
же слова. (Вопросительные и относительные)
– От чего зависит написание не-ни в
отрицательных местоимениях? (Ударение)
– Как пишется приставка кое-,
суффиксы -то, -либо, -нибудь?
(Дефис)
– Какое местоимение не склоняется? (Таков)
– Что влияет на раздельное написание не-ни
в отрицательных местоимениях. (Предлог)
– Какова синтаксическая функция
местоимений-прилагательных? (Определение)
2. Проверка домашнего задания (устная работа)
«Взаимный бой» (перекрестные вопросы 3 командам)
Вопросы | Предполагаемый ответ |
1) Можно ли к местоимению1 и 2 л. задать вопрос «Что?»? | Нет, т.к. они указывают на говорящего. А говорящий - это «Кто?» |
2) Можно ли к местоимению 3 л. задать вопрос «Кто?»? | Можно (вопросы «Кто?», «Что?») |
3) Какие личные местоимения могут употребляться в значении притяжательных? | Личные местоимения он, она, они в родительном падеже выступают как притяжательные |
4) На что указывают местоимения-прилагательные? | На признак предмета |
5) Как изменяются все местоимения-существительные? | По падежам |
6) Какие местоимения не имеют именительного падежа? | Себя, некого, нечего |
Одновременная работа на доске. Синтаксический
разбор предложений с взаимопроверкой. Объяснить
смысл пословиц. Назвать разряд местоимений. (Работают
3 ученика).
Грубость не делает чести никому.
Всякому дню нужна своя забота.
Никто про себя плохо не скажет.
III. Практический блок
1. Работа с классом
Задание: Графический диктант на компьютере.
Вставить пропущенную букву и построить график:
нЕсколько задач, нЕчего сказать, ничЕго себе,
крыть нЕчем, нИкаких гвоздей, нИ о чем не
спрашивай, нЕкому сказать,нЕ с кем поговорить,
нИчей стол, как нИ в чем не бывало.
Итак, поставьте оценки за свои знания по данной
орфограмме.
2. Работа в группах (по карточкам)
1 группа.
Объяснить значение фразеологизмов с возвратным местоимением «себя», подобрав к ним синонимы. Составить с любым из них предложение.
- Прийти в себя – хорошо себя чувствовать.
- Сама на себя не похожа – изменилась.
- Себе на уме – хитрый.
- Выйти из себя – разозлиться.
- Проявить себя – проявить свои качества.
- Читать про себя – тихо.
2 группа.
Прочитать пословицы с указательным местоимением. Назвать указательные местоимения, каким членом предложения они являются.
- Хорошо того учить, кто слушает.
- Кто много обещает, тот мало делает.
- Какова яблонька, таковы и плоды.
- Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
Объяснить смысл пословиц.
3 группа.
Найти в стихотворении определительное местоимение и фразеологизм с ним. Какие еще фразеологизмы вы знаете с данным разрядом местоимений.
Про сома
Все приходится сому
С детства делать самому.
Даже крошечным сомишкам
Надо жить своим умишком!
Сам еду себе найди!
Сам в беду не попади!
Не пожалуешься маме!
Сам справляйся:
Сам с усами
Сам с усами – нисколько не хуже других
Сам по себе – самостоятельно
Сам не свой – расстроенный
Само собой – без каких-либо усилий.
3. Задание «Найди ошибку» (работа со всем классом)
Устранить недочеты в употреблении местоимений.
- Дубровский застрелил медведя. Троекуров велел с него (со зверя) снять шкуру.
- Когда у ей(ней) получался фокус, Каштанка звонко лаяла.
- Мы ходили на пруд, на нем росло много лилий и плавали лебеди. Мы сплели из них красивый венок.
- Из ихнего окна раздавались звуки знакомой мелодии.
- Мой любимый уголок у стола возле окна, за которым я делаю уроки.
Вывод (делает учитель): При употреблении местоимений 3л. нужно помнить, что оно обычно заменяет ближайшее к нему существительного в форме того же рода и числа.
4. Конструирование предложения (одновременная работа у доски 3-х учеников)
Записать предложение, заменяя определительное местоимение противоположным, заменяя и формы сказуемых:
- Отъезжающие со всеми успели проститься
- У любого можно было спросить о времени прибытия поезда
- Каждый хотел поделиться радостной вестью.
5. Блиц-опрос «Кто самый догадливый» (грамматическая викторина – устно)
- Назовите притяжательное местоимение, которое может быть глаголом. (Мой)
- К какому личному местоимению надо приставить несколько лет, чтобы получился синоним слова «польза»? (К местоимению «вы», вы-года)
- Прибавьте к указательному местоимению личное, чтобы получилось то, что предлагает учитель, когда ученики пишут сочинения. (Те-мы)
- Между какими местоимениями надо вставить предлог, чтобы получились крупные плоды? (Между «ты» и «вы» предлог «к», получим ты-к-вы)
- Напишите 2 личных местоимения, которые вместо составили бы имя существительное множественного числа. (Я-мы)
- Из какого указательного местоимения, если прибавите к нему сотню, можно испечь пирог или хлеб? (Те-сто)
- К какому местоимению надо прибавить шипящую букву, чтобы получить ряд помещений в доме на одном уровне? (К местоимению «эта», эта-ж)
- Какие местоимения читаются одинаково слева направо и справа налево? (Указательное местоимение «тот» и личные «оно», «я»)
- Какое местоимение превратится в союз, если его прочитать наоборот? (Личное местоимение «он», союз «но»)
- Какое местоимение, если добавить к нему шипящую букву и мягкий знак, превратится в маленького грызуна. (Личное местоимение 1 л. множественного числа «мы», «мышь»)
Физкультминутка (гимнастика для глаз)
– Отгадать загадку:
Мы ходим ночью,
Ходим днем,
Но никуда мы не уйдем.
Мы бьем исправно каждый час.
А вы, друзья, не бейте нас! (Часы)
– Посмотрите на часики. Они без стрелок.
1. Посмотрите глазками на цифры 12, 6,3,9.
2. Закройте глазки, откройте.
3. Поработайте глазками вместо стрелок: по
часовой стрелки, против часовой стрелки.
IV. Развитие речи
1. Работа по репродукции картины И. Левитана «Март»
Вопрос. Какое впечатление оставляет эта картина?
Весна. Всё наполнено теплым, душистым воздухом и теплым светом весеннего солнца. Природа пробуждается. Показана радость пробуждения природы. Все пронизано каким- то ожиданием. Природа будто поёт какую-то мелодию
2. Работа по тексту К. Паустовского
Невольные слезы обожгли мне глаза. Эта картина Левитана «Март» вошла в моё сознание как проявление такой величавой и благородной красоты, что до сих пор я даже не мог поверить, что такая красота существует на свете. Со мной творилось что-то непонятное. Происходило величайшее событие в моей жизни: я нашел свою родную страну. Я люблю её до последней веточки на самом неприметном дереве.
Задание. Главная мысль этого текста
- Какой заголовок можно придумать к тексту?
- Найти местоимения, назвать разряд (устно)
Составить одно предложение о весне с использованием метафоры записать его
V. Домашнее задание
Написать сочинение-миниатюру по данной репродукции с использованием местоимений.
VI. Итог урока
Рефлексия
– Какие задания вызвали затруднения?
– Какие задания выполнить было легко и
интересно?
– На своем контрольном листе поставить «+» или «–» возле нумерации каждого задания.