Урок-семинар по русскому языку на тему "Местоимение"

Разделы: Русский язык


При использовании инновационных технологий на уроке применяются следующие приёмы:

  • опорный конспект (при повторении теории),
  • ключевые термины, мозговая атака (задание блиц-турнира),
  • исследование текста,
  • групповая работа (исследовательская работа учащихся )

Все эти методы позволяют актуализировать и обогащать имеющиеся у ученика знания по данной проблеме.

На уроках, обобщающих знания учащихся по теме, наиболее эффективной является комбинированная форма работы. Она предполагает поэтапную проверку знаний учащихся:

  • На первом этапе проверяются теоретические знания, путём тестирования на компьютере. Ответы на каждый из поставленных вопросов требуют мыслительной деятельности.
  • Следующим этапом является работа по определенной тематической программе, которая заставляет на практике использовать морфологические правила.
  • Третий этап работы связан с информационными карточками, включающими всевозможные упражнения. Основной целью данной работы является самопроверка по различным орфограммам.

Всё это предполагает большой охват как теоретического, так и практического материала.

Цель урока: обобщить знания учащихся по теме «Местоимение».

Задачи урока:

  • вызвать интерес к местоимению как часть речи.
  • способствовать формированию прочных и осознанных знаний о местоимении.
  • стимулировать дальнейшую исследовательскую работу учащихся.
  • способствовать развитию у школьников речи, мышления при работе с репродукцией картины И. Левитана «Март».

Оборудование: компьютер, на доске- лингвистическая справка о местоимениях, репродукция картины И. Левитана «Март».

Примечание: класс разделен на 3 команды.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Цель: активизация познавательной деятельности учащихся.

Слово учителя: «Здравствуйте, ребята! Цель нашего урока - обобщить знания о местоимении и проверить свои навыки в употреблении местоимений в своей речи.
Посмотрите шуточную сценку перед дальнейшей серьезной работой.

Сценка (вызов интереса)

Ученик в роли местоимения:

Я о себе такого мнения:
Огромна роль местоимения!
Я делу отдаюсь сполна,
Я заменяю имена!

Ученый Реформатский с исторической справкой:

По совокупности своего грамматического и общеязыкового поведения местоимение выделяется особый класс слов – заменителей, которые, как «запасные игроки на футболе или дублеры в театре выходят на поле или на сцену, когда нужно освободить от игры «знаменательное слово»

Учитель: Вы, наверное, обратили внимание, что местоимений не так много, но их роль важна в нашей речи. Они имеют древнее происхождение и происходят от лат. слова pronomen – вместо имени. Таким образом, местоимение указывает на лицо, признак и число. Вот сегодня мы проверим эти свойства местоимений. Итак, приступим к работе. Первый этап нашего исследования – теоретический.

II. Теоретический блок

– Нашу работу мы начнем с теоретической разминки на компьютере.

1. Терминологический диктант  с самопроверкой

Внимательно прочитать вопросы и дать на них правильный ответ одним словом или словосочетанием.

– Какие местоимения указывают на лицо? (Личные)
– Назовите возвратные местоимения. (себя)
– Какие разряды местоимений включают одни и те же слова. (Вопросительные и относительные)
– От чего зависит написание не-ни в отрицательных местоимениях? (Ударение)
– Как пишется приставка кое-, суффиксы -то, -либо, -нибудь? (Дефис)
– Какое местоимение не склоняется? (Таков)
– Что влияет на раздельное написание не-ни в отрицательных местоимениях. (Предлог)
– Какова синтаксическая функция местоимений-прилагательных? (Определение)

2. Проверка домашнего задания (устная работа)

«Взаимный бой» (перекрестные вопросы 3 командам)

Вопросы Предполагаемый ответ
1) Можно ли к местоимению1 и 2 л. задать вопрос «Что?»? Нет, т.к. они указывают на говорящего. А говорящий - это «Кто?»
2) Можно ли к местоимению 3 л. задать вопрос «Кто?»? Можно (вопросы «Кто?», «Что?»)
3) Какие личные местоимения могут употребляться в значении притяжательных? Личные местоимения он, она, они в родительном падеже выступают как притяжательные
4) На что указывают местоимения-прилагательные? На признак предмета
5) Как изменяются все местоимения-существительные? По падежам
6) Какие местоимения не имеют именительного падежа? Себя, некого, нечего

Одновременная работа на доске. Синтаксический разбор предложений с взаимопроверкой. Объяснить смысл пословиц. Назвать разряд местоимений. (Работают 3 ученика).
Грубость не делает чести никому.

Всякому дню нужна своя забота.
Никто про себя плохо не скажет.

III. Практический блок

1. Работа с классом

Задание: Графический диктант на компьютере.

Вставить пропущенную букву и построить график:

нЕсколько задач, нЕчего сказать, ничЕго себе, крыть нЕчем, нИкаких гвоздей, нИ о чем не спрашивай, нЕкому сказать,нЕ с кем поговорить, нИчей стол, как нИ в чем не бывало.
Итак, поставьте оценки за свои знания по данной орфограмме.

2. Работа в группах (по карточкам)

1 группа.

Объяснить значение фразеологизмов с возвратным местоимением «себя», подобрав к ним синонимы. Составить с любым из них предложение.

  • Прийти в себя – хорошо себя чувствовать.
  • Сама на себя не похожа – изменилась.
  • Себе на уме – хитрый.
  • Выйти из себя – разозлиться.
  • Проявить себя – проявить свои качества.
  • Читать про себя – тихо.

2 группа.

Прочитать пословицы с указательным местоимением. Назвать указательные местоимения, каким членом предложения они  являются.

  • Хорошо того учить, кто слушает.
  • Кто много обещает, тот мало делает.
  • Какова яблонька, таковы и плоды.
  • Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

Объяснить смысл пословиц.

3 группа.

Найти в стихотворении определительное местоимение и фразеологизм с ним. Какие еще фразеологизмы вы знаете с данным разрядом местоимений.

Про сома

Все приходится сому
С детства делать самому.
Даже крошечным сомишкам
Надо жить своим умишком!
Сам еду себе найди!
Сам в беду не попади!
Не пожалуешься маме!
Сам справляйся:
Сам с усами

Сам с усами – нисколько не хуже других
Сам по себе – самостоятельно
Сам не свой – расстроенный
Само собой – без каких-либо усилий.

3. Задание «Найди ошибку» (работа со всем классом)

Устранить недочеты в употреблении местоимений.

  • Дубровский застрелил медведя. Троекуров велел с него (со зверя) снять шкуру.
  • Когда у ей(ней) получался фокус, Каштанка звонко лаяла.
  • Мы ходили на пруд, на нем росло много лилий и плавали лебеди. Мы сплели из них красивый венок.
  • Из ихнего окна раздавались звуки знакомой мелодии.
  • Мой любимый уголок у стола возле окна, за которым я делаю уроки.      

Вывод (делает учитель): При употреблении местоимений 3л. нужно помнить, что оно обычно заменяет ближайшее к нему существительного в форме того же рода и числа.

4. Конструирование предложения (одновременная работа у доски 3-х учеников)

Записать предложение, заменяя определительное местоимение противоположным, заменяя и формы  сказуемых:

  • Отъезжающие со всеми успели проститься
  • У любого можно было спросить о времени прибытия поезда
  • Каждый хотел поделиться радостной вестью.

5. Блиц-опрос «Кто самый догадливый» (грамматическая викторина – устно)

  • Назовите притяжательное местоимение, которое может быть глаголом. (Мой)
  • К какому личному местоимению надо приставить несколько лет, чтобы получился синоним слова «польза»? (К местоимению «вы», вы-года)
  • Прибавьте к указательному местоимению личное, чтобы получилось то, что предлагает учитель, когда ученики пишут сочинения. (Те-мы)
  • Между какими местоимениями надо вставить предлог, чтобы получились крупные плоды? (Между «ты» и «вы» предлог «к», получим ты-к-вы)
  • Напишите 2 личных местоимения, которые вместо составили бы имя существительное множественного числа. (Я-мы)
  • Из какого указательного местоимения, если прибавите к нему сотню, можно испечь пирог или хлеб? (Те-сто)
  • К какому местоимению надо прибавить шипящую букву, чтобы получить ряд помещений в доме на одном уровне? (К местоимению «эта», эта-ж)
  • Какие местоимения читаются одинаково слева направо и справа налево? (Указательное местоимение «тот» и личные «оно», «я»)
  • Какое местоимение превратится в союз, если его прочитать наоборот? (Личное местоимение «он», союз «но»)
  • Какое местоимение, если добавить к нему шипящую букву и мягкий знак, превратится в маленького грызуна. (Личное местоимение 1 л. множественного числа «мы», «мышь»)

Физкультминутка (гимнастика для глаз)

– Отгадать загадку:

Мы ходим ночью,
Ходим днем,
Но никуда мы не уйдем.
Мы бьем исправно каждый час.
А вы, друзья, не бейте нас! (Часы)

– Посмотрите на часики. Они без стрелок.

1. Посмотрите глазками  на цифры 12, 6,3,9.
2. Закройте глазки, откройте.
3. Поработайте глазками вместо стрелок: по часовой стрелки, против часовой стрелки.

IV. Развитие речи

1. Работа по репродукции  картины И. Левитана «Март»

Вопрос. Какое впечатление оставляет эта картина?

Весна. Всё наполнено теплым, душистым воздухом и теплым светом весеннего солнца. Природа пробуждается. Показана радость пробуждения  природы. Все пронизано каким- то ожиданием. Природа будто поёт  какую-то мелодию

2. Работа по тексту К. Паустовского

Невольные слезы обожгли мне глаза. Эта картина Левитана «Март» вошла в моё сознание как проявление такой величавой и благородной красоты, что до сих пор я даже не мог поверить, что такая красота существует на свете. Со мной творилось что-то непонятное. Происходило величайшее событие  в моей жизни: я нашел свою родную страну.  Я люблю её до последней веточки на самом неприметном дереве.

Задание. Главная мысль этого текста

  • Какой заголовок можно придумать к тексту?
  • Найти местоимения, назвать разряд (устно)

Составить одно предложение о весне с использованием метафоры записать его

V. Домашнее задание

Написать сочинение-миниатюру по данной репродукции с использованием местоимений.

VI. Итог урока

Рефлексия

– Какие  задания вызвали затруднения?
– Какие задания выполнить было легко и интересно?

– На своем контрольном листе поставить «+» или «–» возле нумерации каждого задания.