Государственная итоговая аттестация. Тесты по теме "ГИА по русскому языку". 2012 г.

Разделы: Русский язык


ВАРИАНТ № 1.

Часть 2.

Прочтите текст и выполните задания А 1 - А 7; В 1 - В 9.

(1) Оба раза путь мой лежал по Клязьме. (2) Выбор его для меня был естествен. (3) Кого, выросшего на любой реке, не манила она вниз, к неизведанным своим излучинам, перекатам и плёсам! (4) Вспоминается мне наивное детство:

(5) Я видел много российских рек и вовсе не по пристрастию туземца могу сказать, что Клязьма с её притоками Киржачом, Пекшей, воршей, Колокшей, Нерлью, Судогдой, Нерехтой, Уводью, Тезой, Лухом, Суворощью и другими более мелкими - один из самых красивых речных бассейнов Средней России. (6) Все эти реки и речушки не похожи друг на друга; одна бежит, прозрачная до дна, студёная летом и незамерзающая зимой; другая медленно, едва заметно влачит сквозь камыши и тёмные ямы свою зелёную воду; третья несётся через смуглые пески, через лесные завалы изжелта-коричневым пенным, водоворотным потоком:

(7) Я давно замечал, что река, вблизи которой вырос человек, откладывает своеобразный отпечаток на его характер. (8) Даже глаза щурят по-разному волжане и дончаки, днепровцы и уральцы, клязьминцы и деснинцы. (9) И если говорить о Клязьме, то я сказал бы, что она вплетает в характер человека какую-то лирико-меланхолическую жилку, начинающую нежно вибрировать от соприкосновения с природой даже в каком-нибудь отчаянном ковровском ушкуйнике, кому, как известно, сам чёрт не брат.

(10) Что тому виною? (11) Медленные рассветы в розовом тумане, ветреные полдни с грудами золотисто-синих облаков на горизонте, крик перепела во ржи бледным вечером июля или переливчатые звёзды в чёрном провале августовского неба?..

(12) Все эти черты есть, пожалуй, и у других рек, но есть, есть у каждой из них своя, одной ей свойственная сила, которую поди-ка разгадай и назови.

(13) О Клязьме, пересекающей Владимирскую область с запада на восток, я мог бы рассказывать бесконечно, потому что она пересекла и всю мою жизнь, но только в обратном направлении - от мальчишеских рыбалок на неприхотливую уклейку до заповедных мыслей на её берегу в седой теперь уже голове.

(По С.К.Никитину)

Сергей Константинович Никитин - владимирский писатель двадцатого века, автор многих рассказов и повестей: "Костёр на ветру", "Горькая ягода", "Падучая звезда".

Задания А 1 - А7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А 1 - А 7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номера выбранных ответов на задания А 1 - А 7 обведите кружком.

А 1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: "Почему автор мог бы рассказывать о Клязьме бесконечно?"

1) На Клязьме хорошо ловить рыбу.

2) На Клязьме быстрое течение воды.

3) Клязьма "пересекла и всю мою жизнь, но только в обратном направлении - от мальчишеских рыбалок:до заповедных мыслей на её берегу:"

4) "Клязьма пересекает Владимирскую область с запада на восток".

А 2. Укажите, в каком значении употребляется слово "пересекла" (предложение 13).

1) связана с воспоминаниями

2) прошла от одного края до другого

3) перерезала поперёк

4) пролегла через всю жизнь

А 3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.

1) Вспоминается мне наивное детство.

2) Все эти реки и речушки не похожи друг на друга; одна бежит прозрачная до дна, студёная летом и незамерзающая зимой:

3) Даже глаза щурят по-разному волжане и дончаки, днепровцы и уральцы, клязьминцы и деснинцы.

4) О Клязьме, пересекающей Владимирскую область с запада на восток, я мог бы рассказывать бесконечно:

А 4. Укажите ошибочное суждение.

1) Слово "вниз" (предложение 1) заканчивается звуком [ с ].

2) В слове "реке" (предложение 2) все согласные буквы обозначают мягкие звуки.

3) В слове "плёсам" (предложение3) звуков больше, чем букв.

4) В слове "её" (предложение 13) 2 буквы и 4 звука.

А 5. Укажите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

1) выросшего

2) манила

3) лежал

4) красивых

А 6. Укажите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: "Если после приставки следует глухой согласный, то на конце её пишется С".

1) бесконечно

2) разговор

3) заповедный

4) излучина

А 7. Укажите слово, правописание суффикса в котором определяется правилом: "В наречии пишется столько Н, сколько было в слове, от которого оно образовано".

1) неизведанным

2) неожиданно

3) студёная

4) своеобразная

Задания В 1 - В 9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В 1 - В 9 записывайте словами или цифрами.

В 1. Замените книжное слово "заповедных" в предложении 13 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

В 2. Замените словосочетание "мальчишеских рыбалок" (предложение 13), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

В 3. Выпишите грамматическую основу предложения 2.

В 4. Среди предложений 1 - 3 найдите предложение с обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Напишите номер этого предложения.

В 5. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Все эти черты есть, (1) пожалуй, (2) и у других рек, (3) но есть, (4) у каждой из них своя, (5) одной ей свойственная сила, (6) которую поди-ка разгадай и назови.

В 6. Укажите количество грамматических основ в предложении 5. Ответ запишите цифрой.

В 7. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Я давно замечал, (1) что река, (2) вблизи которой вырос человек, (3) откладывает своеобразный отпечаток на его характер.

В 9. Среди предложений 1 - 4 найдите сложное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

ВАРИАНТ № 2.

Прочитайте текст и выполните задания А 1 - А 7; В 1 - В 9.

(1) Был нежаркий, туманный час рассвета. (2) Дорога шла сырыми кустарниками; сквозь них просвечивала тёмная вода болот; бревенчатые гати колыхались и пружинили под ногами. (3) Я миновал окружённую ржаными полями деревеньку Симбирку, и передо мной, величественный и строгий, встал сосновый бор. (4) По обочинам песчаных дорог ещё проглядывали кое-где неяркие цветы, но вскоре и они исчезли, уступив место седым мхам, ржавой хвое и жёсткому, точно жестяному, черничнику.

(5) Лес поглотил меня. (6) Я замотался в нём, потерял дорогу, ел сухари, чернику, лесную малину, пил из ручьёв, а утомившись, ложился в сухой глубокий мох и смотрел, как ветер комкает облака и как падают, падают и не могут упасть бронзово-красные стволы сосен.

(7) Уже вечерело, когда я сидел под засохшей сосной. (8) Жёлтые лучи закатного солнца косо прошивали лес, полный того невыразимого покоя, который помогает ощутить его без себя, то есть таким, каким он стоит сам по себе, не воспринятый ничьим глазом и ухом.

(9) Мёртвое дерево надо мной роняло с веток сухую шелуху.

(10) "Дерево падает, а лес стоит", - вспомнил я поговорку знакомого лесного объездчика Феди.

(11) Федя любил лес беззаветно. (12) "Безлесье неугоже поместье", - говорил он в сухую пору лета, когда в краснолесье стояла горячая смолистая духота, а в болотняках трещал пересохший мох, с неподдельным хозяйским беспокойством принюхивался к ветру: не наносит ли гарью. (13) Он так прочно соединился душой своей с лесом, что решал через него самые сложные вопросы человеческого бытия. (14) Эти откровения, по-видимому, являлись ему без усилия мысли, в результате мгновенного и непроизвольного обобщения опыта и выражались в пословицах, как издревле выражалась всякая народная мудрость. (15) Наверно, десятки раз он лёгким прикосновением валил трухлявый ствол берёзы, видел ржавую крону засыхающей сосны и наконец заключал: дерево падает, а лес стоит.

(16) Но, как всегда, в пословице смысл слов перерастал их буквальное значение, и в этом случае она по-Фединому выражала мысль о том, что в одиночку человек смертен, а в массе вечен. (17) Какими бы то ни было путями, но надо дойти до неё, потому что, не будь человек защищён подспудным сознанием бытия, он не мог бы пережить даже мысли о смерти - об ужасной его трагедии, о миллионах лет, стремительно скользящих во вселенной.

(По С.К.Никитину "Лухское полесье")

Сергей Константинович Никитин - владимирский писатель двадцатого века, автор многих рассказов и повестей о природе, о простом человеке, для которого труд - счастье, радость.

Задания А 1 - А 7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А 1 - А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номера выбранных ответов на задания А 1 - А 7 обведите кружком.

А 1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: "Что значил лес для объездчика Феди?"

1) "Дерево падает, а лес стоит, - вспомнил я поговорку знакомого лесного объездчика Феди".

2) "Федя любил лес беззаветно".

3) "Он так прочно соединился душой своей с лесом, что решал через него самые сложные вопросы человеческого бытия".

4) "Безлесье неугоже поместье, - говорил он и в сухую пору лета, когда в краснолесье стояла горячая смолистая духота:"

А 2. Укажите, в каком значении употребляется слово "поглотить" (предложение 5)

1) увлёк красотой

2) заблудился в лесу

3) втянул в чащу

4) окружил деревьями

А 3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.

1) "Уже вечерело, когда я сидел под засохшей сосной"

.2) "Федя любил лес беззаветно".

3) "По обочинам песчаных дорог ещё проглядывали кое-где неяркие цветы, но вскоре и они исчезли, уступив место сырым мхам, ржавой хвое и жёсткому, точно жестяному, черничнику".

4) "Я замотался в нём, потерял дорогу, ел сухари, лесную малину, пил из ручьёв:"

А 4. Укажите ошибочное суждение.

1) Слово "сквозь" (предложение 2) заканчивается звуком [ с ' ].

2) В слове "неяркие" (предложение 4) количество букв совпадает с количеством звуков.

3) В слове "ещё" (предложение 4) первая буква "е" обозначает два звука.

4) В слове "лесную" (предложение 6) звуков больше, чем букв.

А 5. Укажите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

1) прикосновение

2) сосновый

3) колыхались

4) замотался

А 6. Укажите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: "Если после приставки следует звонкий согласный, то на конце её пишется "З".

1) рассвет

2) беззаветно

3) беспокойством

4) здесь

А 7. Укажите слово, правописание которого определяется правилом: "Два Н пишется в прилагательных, образованных с помощью суффикса Н от существительных с основой на Н".

1) величественный

2) туманный

3) мгновенный

4) окружённый

Задания В 1 - В 9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В 1 - В 9 записывайте словами или цифрами.

В 1. Замените книжное слово "миновал" в предложении 3 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

В 2. Замените словосочетание "ржаными полями" (предложение 3), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

В 3. Выпишите грамматическую основу предложения 9.

В 4. Среди предложений 1- 4 найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения.

В 5. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Эти откровения, (1) по-видимому, (2) являлись ему без усилия мысли, (3) в результате мгновенного и непроизвольного обобщения опыта и выражались в пословицах, (4) как издревле выражалась всякая народная мудрость.

В 6. Укажите количество грамматических основ в предложении 2. Ответ запишите цифрой.

В 7. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанных сочинительной связью.

По обочинам песчаных дорог ещё проглядывали кое-где неяркие цветы, (1) но вскоре и они исчезли, (2) уступив место седым мхам, (3) ржавой хвое и жёсткому, (4) точно жестяному, (5) черничнику.

В 8. Среди предложений 1 - 4 найдите сложное предложение с бессоюзной связью. Напишите номер этого предложения.

В 9. Среди предложений 1 - 6 найдите сложное предложение с однородной подчинительной связью. Напишите номер этого предложения.

ВАРИАНТ 3.

ЧАСТЬ 2.

Прочитайте текст и выполните задания А 1 - А 7; В 1 - В 9.

(1) С нежным, как бы чуть бурлящим именем этой реки связано у меня одно из самых высоких наслаждений прекрасным, какое мне когда-либо приходилось испытывать. (2) Недалеко от её слияния с рекой Клязьмой возле села Боголюбова стоит древний храм Покрова - чудо русского архитектурного мастерства. (3) Мне всегда кажется, что создан он без помощи рук, одним лишь вдохновением, равным чародейской силе сказочных волшебников. (4) Есть в нём что-то непостижимое, действующее не на глаз, а на душу, начинающую как-то торжественно, возвышено и грустно томиться при виде этой белокаменной поэмы древних времён. (5) Увидевший этот храм хоть раз уже не может сказать, что в жизни его не было счастливых минут.

(6) Недавно я получил из Ясной Поляны письмо от В.Ф.Булгакова, где есть такие слова: (7) ":Не завидуете ли Вы мне, что я живу в Ясной Поляне?

(8) Я, в свою очередь, завидую Вам, что Вы живёте в древнем Владимире, поблизости от прекрасных Успенского и Дмитриевского соборов. Поблизости от храма - мечты и белого лебедя - церкви Покрова - на - Нерли.

(9) Сорок лет тому назад я посетил Владимир, пешком сходил в Суздаль, ночевал на каменных плитах в сторожке Спасо-Евфимиевского монастыря, посетил тюрьму для сектантов, в которую Победоносцев собирался засадить Льва Толстого, и испытывал чувство необыкновенного обаяния. Любуясь на заброшенный в русские поля архитектурный шедевр: церковь на Нерли.

(10) Много, много раз потом в течение долгой жизни, в разных условиях, во дворцах и тюрьмах, вставал в моём воображении и памяти чудесный храм, и всегда это видение сопровождалось

высоким, отрешённым от всего житейского, и блаженным чувством.

(11) Так могут действовать только самые высокие произведения искусства.

(12) Приветствую Вас и старый Владимир! (13) Если будет случай, приветствуйте, пожалуйста, от меня храм на Нерли!"

(14) Я всегда с вниманием и уважением отношусь к таким просьбам, которых немало, и, бывая на Нерли, не забываю поклониться стенам прославленного храма от имени тех, кто просит об этом. (15) А самого меня всегда возвысит над житейскими невзгодами поющая гармония его очертаний.

(16) Благословенна русская река, несущая на своих водах этого дивного "белого лебедя".

(С.К.Никитин "Нерль").

Сергей Константинович Никитин - владимирский прозаик двадцатого века, автор многих повестей и рассказов о простом человеке, о природе родного края.

Задания А 1 - А 7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А 1 - А 7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номера выбранных ответов на задание А 1 - А 7 обведите кружком.

А 1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования на вопрос: "Для чего автор включил в текст слова из письма В.Ф.Булгакова?"

Автор включил слова из письма, чтобы:

1) сообщить, что живёт В.Ф.Булгаков в Ясной Поляне;

2) включить воспоминания о том, что Булгаков был во Владимире и Суздале;

3) выразить впечатления Булгакова от увиденного храма на Нерли - ": так могут действовать только самые высокие произведения искусства";

4) передать приветствие Булгакова.

А 2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово "воображении" в предложении10.

1) фантазия

2) мысленное представление

3) памяти

4) изображение

А 3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) Недалеко от её слияния с Клязьмой возле села Боголюбова стоит древний храм Покрова - чудо русского архитектурного мастерства.

2) Я, в свою очередь, завидую Вам, что Вы живёте в древнем Владимире, поблизости от прекрасных Успенского и Дмитриевского соборов, поблизости от храма - мечты и белого лебедя - церкви Покрова - на - Нерли.

3) Мне всегда кажется, что создан он без помощи рук. Одним лишь вдохновением. Равным чародейской силе сказочных волшебников.

4) Сорок лет тому назад я посетил Владимир, пешком сходил в Суздаль, ночевал на каменных плитах в сторожке Спасо-Евфимиевского монастыря, посетил тюрьму для сектантов:

А 4. Укажите ошибочное суждение.

1) В слове "её" (предложение 2) две буквы, 4 звука.

2) В слове "назад" (предложение 9) буква "д" обозначает глухой звук [ т ].

3) В слове "самые" (предложение 11) количество звуков равно количеству букв.

4) В слове "нежным" (предложение 1) все согласные звуки звонкие.

А 5. Укажите слово с непроизносимой согласной в корне.

1) прекрасный

2) счастливых

3) сторожке

4) чудесный

А 6. В каком слове правописание приставки определяется правилом: "На конце приставки на з-с пишется З, если корень начинается со звонкой согласной".

1) восставал

2) испытал

3) возвышено

4) завидую

А 7. Укажите слово, правописание которого определяется правилом: "В кратких причастиях в суффиксе пишется Н"

1) равным

2) прекрасен

3) создан

4) брошенным

Задания В 1 - В 9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В 1 - В 9 записывайте словами или цифрами.

В 1. Замените книжное слово "посетил" (предложение 9) нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

В 2. Замените словосочетание "архитектурного мастерства" (предложение 2), построенного на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

В 3. Выпишите грамматическую основу предложения 12.

В 4. Среди предложений 10 - 13 найдите предложение с обособленным определением.

В 5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

"Приветствую Вас и старый Владимир! Если будет случай, (1) приветствуйте, (2) пожалуйста, (3) от меня храм на Нерли!"

В 6. Укажите количество грамматических основ в предложении 9. Ответ запишите цифрой.

В 7. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

"Много, (1) много раз потом в течение долгой жизни, (2) в разных условиях, (3) во дворцах и тюрьмах, (4) восставал в моём воображении и памяти чудесныё храм, (5) и всегда это видение сопровождалось высоким, (6) отрешённым от всего житейского, (7) и блаженным чувством".

В 8. Среди предложений 14 - 16 найдите сложноподчинённое с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

В 9. Среди предложений 1 - 3 найдите сложное бессоюзное. Напишите номер этого предложения.