Цели: Систематизировать знания обучающихся по теме «Лексика». Формировать умение подбирать антонимы, синонимы, омонимы, находить прямое и переносное значение слов, различать однозначные и многозначные слова; развивать творческое мышление, активность учащихся, совершенствовать коммуникативные речевые умения и навыки; прививать любовь к слову, бережное отношение к слову.
Ход урока
1. На доске слова Н. Бердяева «Слова имеют огромную власть над нашей жизнью, власть магическую, мы заколдованы словами и в значительной степени живем в их царстве».
2. А какая же наука изучает слова? Назовите тему урока.
3. Пословицы о слове. Прочитать и объяснить.
- Сердечное слово до сердца доходит.
- Слова – жемчуг, но когда их много, они теряют цену.
- Слово – серебро, молчание – золото.
- Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.
- Слов много, а толку мало.
«Хромое слово – кривая речь» – гласит русская пословица. Действительно, чем больше слов знает человек, тем точнее, ярче, образнее выражает он свою мысль. Чтобы речь не была кривой, надо не только знать слова, но и уметь с ними обращаться, тогда вы будете хорошо понимать прочитанное и увиденное, сумеете точно определить его лексическое значение.
4. Работа с толковым словарем проходит в игровой форме при помощи говорящей таблицы о животных.
5. Упражнения для закрепления.
Чтение обучающимися стихотворения «Слово в словах»
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай, не спеши.
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
Оно то жаворонком вьется,
То медью траурной поет,
Покуда слово сам не взвесишь,
Не выпускай его в полет.
Ведь слово до сердца доходит
И может судьбу изменить.
Так сделай его своим другом
И сдерживать научись.
Им можно радости прибавить
И радость людям отравить,
Им можно лед зимой расплавить
И камень в крошку превратить.
Оно одарит, иль ограбит,
Пусть ненароком, пусть шутя.
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя.
6. – Часто бывает, что слово одно, но очень по – разному служит оно.
Инсценировка отрывка из рассказа Н. Сладкова.
Встретились два друга: Сашка и Матвей. Сашка сказал:
– А у меня дома овсянка!
– Подумаешь, – сказал Матвей, – у меня дома тоже овсянка.
– Люблю я овсянку! – добавил Сашка.
– И я люблю! – сказал Матвей.
– Она желтая, красивая такая! – сказал Сашка.
– И вкусная. Особенно с молоком! – сказал Матвей.
– Как это – вкусная? Как это – с молоком? – удивился Сашка.
– Да так. А еще хороша с маслом или сахарным песком.
– Да ты про что говоришь? – всплеснул руками Сашка.
– Как это – про что? Про овсянку! – ответил Матвей.
– Про какую овсянку?
– Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?
– И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.
– Каша песни пела! – изумился Матвей.
– Какая каша? Не каша, а птица. Птица овсянка! Не слыхал про такую, что ли? – рассердился Сашка и добавил: – Айда ко мне – мою овсянку слушать.
– Айда! – согласился Матвей. – Потом ко мне – мою овсянку кушать!
И друзья побежали.
– Почему в разговоре двух друзей возникла путаница? (Речь идет об омонимах.)
– Что такое омонимы?
7. – А сейчас послушайте частушки о том, что ещё изучает лексика.
Есть такой раздел науки
Лексикой зовётся,
Он значенье слов изучит
И всему тебя научит.
Вот стоит один дружок
На солнце загорает,
Однозначным все его
В народе величают.
Многозначные слова
Тоже нам известны.
Их значенья разные
Бывают и опасные.
Есть словечки – близнецы,
Но какие хитрецы.
Сходным лицам вопреки,
Они по смыслу далеки.
Встретились на улице
Дом, изба и здание.
Это же синонимы
Наши слова – братья.
Ученье свет, уж знаем мы,
А неученье тьма
Их различить помогут нам
Антонимы – слова.
8. – Послушайте предложения и подумайте, в каком случае «железная» имеет прямое значение, а в каком – переносное.
Железную подкову кузнец ковал коню.
Я в человеке волю железную ценю.
9. – А сейчас, ребята, я расскажу вам сказку о словах-братьях.
Слова-братья
Старые люди рассказывают, что в древнем государстве Языкознании встречались бродячие слова. Они появлялись то там, то здесь, одинаково смотрели на людские горести и радости. Сказывают, что даже на одном языке разговаривали. Много у этих слов общего. А счастья не было. Словно тени, слонялись по стране одинокие, несчастные, нигде не находили себе пристанища.
Но вот появился в городе Волшебник, который всех одиноких делает счастливыми.
Волшебник выстроил все слова в один ряд, велел им друг друга братьями величать. Стали они называться одним словом – (синонимы).
10. – Давайте вспомним слова, которые ссорятся друг с другом. Послушайте стихотворение.
Повстречались в разговоре слово ДРУГ и слово ВРАГ.
Слово ДРУГ – любитель игр, а слово ВРАГ – любитель драк.
Повстречались, стали рядом, и пошёл у них скандал,
Потому что слово ВРАГ сразу драться предлагал,
Ну, а слово ДРУГ – играть: и поссорились опять.
Сколько речь наша жива, будут ссориться слова.
ДЕНЬ и НОЧЬ, ВОЙНА и МИР будут спорить, что есть сил.
Ведь у слов, как у людей, ДОБРЫЙ есть и есть ЗЛОДЕЙ.
Ссориться не надо нам, не придётся и словам.
– Почему же некоторые слова между собой «ссорятся»? (Они антонимы).
11. Упражнения для закрепления.
- Работа по карточкам.
К данным словам запишите синонимы и антонимы- Твёрдый
- Большой
- Добрый
- Упражнение 364
- Лексический диктант
- Все слова языка. (Лексика).
- Слова, имеющие одно лексическое значение. (Однозначные).
- Слова, имеющие несколько лексических значении. (Многозначные).
- Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по своему лексическому значению. (Омонимы).
- Слова, близкие по своему лексическому значению. (Синонимы).
- Слова, противоположные по своему лексическому значению. (Антонимы).
12. Подведение итога.
«Любовь к Родине невозможна без любви к родному слову. Только тот может постигнуть своим сердцем и разумом красоту и величие нашей Родины, кто дорожит родным словом. Человек, который не любит языка родной матери, которому ничего не говорит родное слово, – это человек без рода и племени». (В.А. Сухомлинский).
13. Домашнее задание. Ответить на контрольные вопросы и выполнить задания на стр.149. Выполнить упражнение 363.