Урок-соревнование в 5-м классе

Разделы: Русский язык


Цель: научиться производить морфемный разбор слов.

Задачи:

  • закрепить понятие морфемы, уметь выделять приставку, корень, суффиксы, окончание, основу слова;
  • уметь отличать формы слова от однокоренных слов, неизменяемые слова от слов с нулевым окончанием;
  • уметь образовывать новые слова с помощью суффиксов и приставок;
  • закрепить знания о многозначности морфем и омонимии.

Ход урока

Класс делится на две команды. В ходе урока выполнение заданий оценивается баллами, которые сообщаются командам и записываются на доске. После окончания урока подводятся итоги и называется победившая команда, а также отличившиеся игроки.

1. Организационный момент

2. Вступительное слово учителя

Что изучает морфемика?
Далее читается эпиграф урока:
Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей!

Сегодня на уроке мы должны повторить то, что узнали о частях слова, и орфографические правила, связанные с их написанием.

3. Фронтальный опрос

(Вопросы задаются поочередно каждой команде)

Вопросы для опроса

  1. Что такое морфема? Приведите примеры слов с различным набором морфем.
  2. Какие слова не имеют окончаний? Приведите примеры.
  3. Что такое нулевое окончание? Приведите примеры слов с нулевым окончанием.
  4. Что такое корень слова? Приведите пример ряда однокоренных слов.
  5. Чем отличаются однокоренные слова от форм слова?
  6. Что такое суффикс?
  7. Какие уменьшительно-ласкательные суффиксы вам известны? Приведите примеры.
  8. Что такое приставка? Приведите пример образования слова с помощью приставки.
  9. Назовите способы словообразования.
  10. Что такое словообразовательный ряд? Приведите пример.

4. Индивидуальные задания представителям команд

Как найти окончание в слове? Докажите. (Представители команд выполняют у доски, остальные в тетрадях)

1 команда: территория, путешествие, читал
2 команда: препятствие, артиллерия, говорил.

Выполнить морфемный разбор слов.

1 команда: матросский, привычка, снежок, подъезд.
2 команда: пустынный, смолистый, придорожный, дружок.

5. Вопрос командам: «Какие вы можете назвать корни с чередованием гласных?»

Пятиклассники должны выписать слова с чередующимися гласными в корне, рядом записать слова с противоположным написанием, обозначить орфограммы.

Сидеть, отпереть, глядеть, загорать, половина, положение, косичка, коснуться, отрасти, росинка, убегать, зажигать, зори, зарисовать.

В это время представители команд выполняют индивидуальные задания.

Вставить пропущенные буквы, обозначить орфограммы.

Р…астительный, заг…реть, зар…сли, р…сток, уг…рный газ, сл…жить, разл…жить, сл…гаемое, уб…рать.

6. Как убедиться, что корень в слове найден правильно?

Задания командам: определите, одинаковые ли корни в словах:

Гора – гореть, мирный – замирать?

К каждому слову в паре подберите два однокоренных.

Задания представителям команд: записать однокоренные к словам:

выносить (1 команда)
носик (2 команда)

7. Игра «Кто больше?»

Записать слова с корнями говор- (1 команда), вод- (2 команда)

8. Сочинение-миниатюра.

Прочитайте слова, записанные на доске. Какие из них образованы приставочным способом?

Пр…ятно
Пр…рода
Пр…спокойно
Пр…шли
Пр…ветливо
Пр…чудливые

Напишите сочинение-миниатюру на тему «Прогулка по весеннему лесу», используя данные слова.

Каждая команда читает две работы.

9. Докажите, что перед вами омофоны.

Посв[и]тить – 1 команда
Пол[а]скать – 2 команда

10. Загадка

Отгадайте загадку, выпишите слова с нулевым окончанием.

Далеко мой стук
Слышится вокруг
Червякам я враг,
А деревьям – друг. (Дятел)

11. Подведение итогов соревнования

Сообщение конечного результата, имён победителей.