Цель: научиться производить морфемный разбор слов.
Задачи:
- закрепить понятие морфемы, уметь выделять приставку, корень, суффиксы, окончание, основу слова;
- уметь отличать формы слова от однокоренных слов, неизменяемые слова от слов с нулевым окончанием;
- уметь образовывать новые слова с помощью суффиксов и приставок;
- закрепить знания о многозначности морфем и омонимии.
Ход урока
Класс делится на две команды. В ходе урока выполнение заданий оценивается баллами, которые сообщаются командам и записываются на доске. После окончания урока подводятся итоги и называется победившая команда, а также отличившиеся игроки.
1. Организационный момент
2. Вступительное слово учителя
Что изучает морфемика?
Далее читается эпиграф урока:
Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей!
Сегодня на уроке мы должны повторить то, что узнали о частях слова, и орфографические правила, связанные с их написанием.
3. Фронтальный опрос
(Вопросы задаются поочередно каждой команде)
Вопросы для опроса
- Что такое морфема? Приведите примеры слов с различным набором морфем.
- Какие слова не имеют окончаний? Приведите примеры.
- Что такое нулевое окончание? Приведите примеры слов с нулевым окончанием.
- Что такое корень слова? Приведите пример ряда однокоренных слов.
- Чем отличаются однокоренные слова от форм слова?
- Что такое суффикс?
- Какие уменьшительно-ласкательные суффиксы вам известны? Приведите примеры.
- Что такое приставка? Приведите пример образования слова с помощью приставки.
- Назовите способы словообразования.
- Что такое словообразовательный ряд? Приведите пример.
4. Индивидуальные задания представителям команд
Как найти окончание в слове? Докажите. (Представители команд выполняют у доски, остальные в тетрадях)
1 команда: территория, путешествие, читал
2 команда: препятствие, артиллерия, говорил.
Выполнить морфемный разбор слов.
1 команда: матросский, привычка, снежок, подъезд.
2 команда: пустынный, смолистый, придорожный, дружок.
5. Вопрос командам: «Какие вы можете назвать корни с чередованием гласных?»
Пятиклассники должны выписать слова с чередующимися гласными в корне, рядом записать слова с противоположным написанием, обозначить орфограммы.
Сидеть, отпереть, глядеть, загорать, половина, положение, косичка, коснуться, отрасти, росинка, убегать, зажигать, зори, зарисовать.
В это время представители команд выполняют индивидуальные задания.
Вставить пропущенные буквы, обозначить орфограммы.
Р…астительный, заг…реть, зар…сли, р…сток, уг…рный газ, сл…жить, разл…жить, сл…гаемое, уб…рать.
6. Как убедиться, что корень в слове найден правильно?
Задания командам: определите, одинаковые ли корни в словах:
Гора – гореть, мирный – замирать?
К каждому слову в паре подберите два однокоренных.
Задания представителям команд: записать однокоренные к словам:
выносить (1 команда)
носик (2 команда)
7. Игра «Кто больше?»
Записать слова с корнями говор- (1 команда), вод- (2 команда)
8. Сочинение-миниатюра.
Прочитайте слова, записанные на доске. Какие из них образованы приставочным способом?
Пр…ятно
Пр…рода
Пр…спокойно
Пр…шли
Пр…ветливо
Пр…чудливые
Напишите сочинение-миниатюру на тему «Прогулка по весеннему лесу», используя данные слова.
Каждая команда читает две работы.
9. Докажите, что перед вами омофоны.
Посв[и]тить – 1 команда
Пол[а]скать – 2 команда
10. Загадка
Отгадайте загадку, выпишите слова с нулевым окончанием.
Далеко мой стук
Слышится вокруг
Червякам я враг,
А деревьям – друг. (Дятел)
11. Подведение итогов соревнования
Сообщение конечного результата, имён победителей.