Тип урока: изучение нового материала.
Программа: система Л.В. Занкова.
Учебник: А.В. Полякова. Русский язык. 2 класс. 2 часть. Москва. «Просвещение» 2008 г.
Цель урока: «Дать представление о корне как общей части родственных слов; ознакомить с признаками однокоренных слов; учить выделять общую часть родственных слов.»
Ход урока
I. Организационный момент
II. Чистописание.
– Определите, какой звук чаще всего повторяется.
Хоть и холодно зимой,
Нам не хочется домой.
Хорошо лететь с горы
– Ха-ха-ха! – хохочем мы.
(Повторяется звук [х]).
– Охарактеризуйте этот звук [х] (звук [х] согласный, может быть твердым [х] и мягким [х], глухой, непарный)
(Буква "ха", обозначает согласный, глухой, непарный твердый [х], [х] – мягкий.)
– Запишите соединения.
(Учитель показывает на доске, дети записывают в тетради.)
Хх ох хо хох хл ом от
– Продолжите, чередуя.
(На доске записана скороговорка.)
Хохлатые хохотушки хохотом хохотали.
– Прочитайте медленно скороговорку.
Постепенно увеличивайте темп.
Прочитайте быстро.
– Спешите предложение.
– Что вы можете сказать об этом предложении? (Это предложение повествовательное, невосклицательное, распространенное.)
– Выделите грамматическую основу (главные члены предложения).
– Что вы можете сказать о словах грамматической основы? (Эти слова родственные имеют общую часть.)
– Прочитайте ещё раз предложение.
– Что вы ещё заметили? (Родственное слово – хохотом).
– Что значит "хохотом"? (Очень громко смеяться).
– Красиво так смеяться (Нет).
– Прочитайте ещё раз родственные слова в этом предложении: (Хохотушки хохотом хохотали.)
– Как называется общая часть родственных слов? (Корень)
– Выделим корень в этих словах.
– Как по-другому можно назвать родственные слова? (Однокоренные слова.)
– Сделайте вывод: какие слова называются однокоренными?
(Слова, образованные от одного и того же корня, называются однокоренными.)
III. Работа по теме урока.
1) – А теперь свой вывод сравним с выводом в учебнике.
Учебник с. 52 (А.И. Полякова «Русский язык» – 2 класс.)
Физкультминутка.
2) Работа по учебнику.
Стр. 52 упражнение 348.
– Прочитайте задания упражнения.
– Выполним упражнение.
Грач, грачиха, грачата.
(1 строчку выполнить коллективно.)
Вода, водичка, водный.
Лес, лесной, лесник, лесок.
(2-3 строчку дети выполняют самостоятельно).
– Почему слова каждой группы вы считаете однокоренными?
(Эти слова близки по смыслу, но разные по значению, имеют одинаковый корень.)
3) – У каждого из вас на столе лежит листочек с заданием.
– Прочитайте текст.
Чужак
Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями заигралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху, Воду ждут.
Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему идти прочь в свою семью. Пошел чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?
– Все ли слова вам понятны?
– Кто же оказался чужаком среди родственников Воды? (Водитель. Имеет другое значение).
– Почему гости не сразу приметили чужака? (В этом слове тоже корень "вод").
– Помогите найти ему своих родственников. (Дети называют свои слова.)
– А теперь прочитайте слова, которые приготовила я вам. (Учитель прикрепляет по одному слову на доску.)
ВОДИТЕЛЬ, ВОДИТ, ДОВОДИТЬ, ПРОВОДИТЬ, ЗАВОДИТЬ, ОТВОДИТЬ.
– Проверьте, права ли я, что эти слова однокоренные?
– Выделите корень.
– А теперь самостоятельно выпишите родственников Воды, опираясь на текст.
(Дети самостоятельно выполняют работу в тетрадях.)
– Проверим, все ли слова выписали.
(Дети читают по одному слову, а учитель вывешивает карточки с этими словами).
ВОДА, ПОДВОДНИК, ВОДИЦА, ВОДОЛАЗ, ВОДОПАД, ВОДОМЕРКА, ВОДОРОСЛИ, ВОДИЧКА, ВОДЯНОЙ.
– Значение всех ли слов вам понятно?
(Учитель объясняет значение непонятных для детей слов и показывает соответствующую картинку.)
– Выделите корень.
– Какие группы слов получились? (Группы однокоренных слов.)
– Эти группы слов являются однокоренными? Почему нет? (Имеют разные значения.)
Физкультминутка для глаз.
IV. Работа с деформированным текстом.
(Текст напечатан на отдельных листочках для каждого ученика).
Они наполняют их свежими водами. Потом в них впадают речки, речушки. Реки берут начало с маленького ручейка. Реки становятся широкими и несут свои воды к морям.
– Где можно встретить воду в природе?
– Прочитайте предложения на листочках.
– Это текст? (Нет.)
– Почему? (Предложения не связаны по смыслу.)
– Расположите предложения так, чтобы у вас получился текст.
– Давайте попробуем найти 1предложение и запишем его.
(Далее дети выполняют самостоятельно).
– Прочитайте свой текст. (Проверка. Дети читают свои работы.)
– Это текст? Почему?
– Найдите в тексте однокоренные слова и выделите в них корень.
V. Итог урока.
– Какие же слова называются однокоренными?
VI. Домашнее задание:
стр. 52, упр. 349, стр. 51-52 правила.
Cамоанализ урока.
Урок-объяснение нового материала. Цели урока были достигнуты. Все этапы урока взаимосвязаны данной темой. При объяснении нового материала были повторены ранее изученные знания. Дети сами определили тему урока, сделали вывод. В ходе самостоятельной работы использован дифференцированный подход к учащимся (задания различной сложности, индивидуальные карточки.) Использованы здоровьесберегающие технологии (физминутка, упражнения для глаз.) Была применена наглядность (карточки со словами, текст для каждого ученика, иллюстрации.) На протяжении всего урока осуществлялась обратная связь с учеником. Большое внимание уделялось на уроке развитию речи учащихся и обогащению словарного запаса. Применялись разнообразные виды работ: самостоятельная, коллективная, творческая, работа с текстом, с скороговоркой. Учащиеся были активны на уроке. Они сравнивали, группировали, доказывали свое мнение.