Цели урока: обобщить и систематизировать знания учащихся о написании безударных гласных в корне слова; развивать умение распознавать эти орфограммы на уровне разных синтаксических единиц, строить рассуждение по опорной схеме; воспитывать интерес к истории родного языка.
Оборудование: интерактивная доска, электронная презентация
Ход урока
I. Установление связи с изученным.
1. Словарная работа. Зрительный диктант "Только а" с самопроверкой (учащиеся распознают по изображениям слова с гласной а в корне). Слайды 2 - 13
Барабан, каравай, караван, гараж, салат, сарафан
Обобщение учителя. Есть разные способы запоминания словарных слов. Мы применили один из них. А можно еще призвать на помощь этимологию. Этот раздел лингвистики мы изучали на прошлых уроках. Используйте полученные ранее сведения для выполнения задания (слайд 14).
2. "Третье лишнее".
1) Б:гряный, к:лесо, б:лкон
2) С:лдат, д:лина, д:леко
Учащиеся определяют, что все слова с безударной гласной в корне. В первом ряду "лишнее" слово балкон, так как два других проверяются этимологически: багряный словом багр - "красная краска", колесо словом коло - "круг". Во втором ряду "лишнее" слово солдат - только оно проверяется этимологически (словом сольдо - "монета, деньги жалованье", первоначально слово солдат означало "тот, кто получает жалованье").
3. Надо помнить, что слова, имеющие общего предка, в современном языке живут своей жизнью и имеют разный морфемный состав. Это можно увидеть на примере слов "капитан" и "капуста" (слайды 15 - 16). Оба они восходят к латинскому "caput" (голова), но сейчас корни у них разные: капитанский мостик - капустное поле
Учащиеся составляют несколько своих словосочетаний с прилагательными "капитанский" и "капустный", выделяют в прилагательных корни.
Обобщение учителя. Написание непроверяемых безударных гласных в корне - лишь часть общей проблемы. Сегодня предстоит вспомнить все орфограммы, связанные с безударными гласными в корне, закрепить умение распознавать их в предложениях и в тексте и логически обосновывать свой выбор.
II. Запись темы урока. Повторение теории.
1. На какие группы делятся безударные гласные в корне слова? (слайды 17 -18)
Проверяемые, непроверяемые, чередующиеся
1. Корни с чередованием гласных можно сгруппировать. Каким образом? (слайды 19 -22)
Корни, написание которых зависит от суффикса а (слайды 19 -20).
Корни, написание которых зависит от конечной согласной корня (слайд 21).
Корни, написание которых зависит от ударения (слайд 22).
Указание учителя. На опорных схемах даны образцы обозначения орфограмм. При необходимости будем к ним обращаться.
III. Тренировочные задания.
1. Работа в группах. Выборочное списывание (слайд 23).
Задание для 1 группы:
а) Сформулируйте главное указание для написания проверяемых безударных гласных в корне.
б) Дайте образец рассуждения.
в) Выпишите из текста слова с проверяемой гласной в корне. Объясните написание.
Задание для 2 группы:
а) Сформулируйте главное указание для написания непроверяемых безударных гласных в корне.
б) Дайте образец рассуждения.
в) Выпишите из текста слова с непроверяемой гласной в корне. Объясните написание.
Задание для 3 группы:
а) Сформулируйте главное указание для написания чередующихся безударных гласных в корне.
б) Дайте образец рассуждения.
в) Выпишите из текста слова с чередованием гласных в корне. Объясните на писание.
Группы обсуждают и выполняют задание. От каждой группы трое отвечающих.
Материалы для проверки - слайды 24 - 28.
Текст для выборочного списывания:
Чудесны августовские дни в л:су, наполненном терпкими ар:матами созр:вающих пл:дов. Уже г:рят б:грянцем :синки, падает с б:резки жёлтый лист, по утрам л:жится туман.
Время соб:рать гр:бы. Белые гр:бы лучше р:стут по склонам :врагов и по опушкам. На п:лянках бл:стят шляпки подб:резовиков. У трухлявого пня дружной с:мьей выр:сли опенки. Скорее с к:рзинками в лес!
2.Учитель:
- Побродить с корзинкой по лесу любят все. Или почти все. А знаете ли вы, как должен вести себя грибник? Вспомним ещё некоторые правила поведения в лесу.
Диктант. Оставить строку для заголовка.
Для птиц, зверей, бабочек и муравьев лес - родной дом, а ты здесь гость и должен уметь себя вести. Лесные обитатели не любят шума, поэтому не кричи и не включай громкую музыку. Не разжигай костров и не выдирай с корнем понравившийся цветок. Забирай с собой свой мусор, а вот ежа оставь в покое. Лес следит за тобой десятками глаз. Он щедро дарит свои богатства, а от тебя ждет уважения.
а) Озаглавить.
б) Обозначить корни с чередованием.
в) Какие слова в тексте проверяются данными: зверь, след, крик, подарок?
г) Объяснить попутную орфограмму - не с глаголами.
д) Объяснить постановку тире и запятых.
3. Творческая миниатюра "Вырастим дерево".
Учитель:
- Погубить лес может даже брошенный осколок стекла, который, послужив линзой, вызовет пожар. А вот вырастить дерево непросто. Попробуем это сделать. На слайде 29 начало текста:
Жила-была сосновая шишка:
На слайде 30 три изображения: росток сосны, сосенка и взрослая сосна. Составьте текст из трех предложений по данному началу. Для каждого предложения на слайде есть опорное слово: р:сток, подр:стала, выр:сла. Подумайте, какие прилагательные вам понадобятся.
4. Тест (с самопроверкой и самооценкой). Слайды 31 -36
а) Укажите слово, в корне которого гласная проверяется ударением.
1) к:сьба
2) ур:ган
3) ф:нера
б) Укажите слово, в корне которого пишется а.
1) заг:рать
2) прил:гательное
3) погл:щать
в) Укажите слово, в корне которого пишется е.
1) соб:рать
2) бл:стательный
3) соч:тание
г) Укажите слово, в корне которого пишется и.
1) выт:рать
2) ул:тать
3) запр:щать
д) В каком ряду во всех словах пишется е?
1) проб:раться, зам:реть, уед:нение
2) отп:рать, оп:рация, заж:гать
3) расст:лить, бл:стеть, р:альный
Ключ:
а б в г д 1 2 3 1 3
Нет ошибок - "5", 1 ошибка - "4", 2 и более - придется еще поработать над орфограммами.
IV. Итоги урока. Вспомним три совета самим себе, которые мы сформулировали на уроке (слайд 37):
- Не ставь телегу впереди лошади. Сначала проверяй гласную, потом пиши. Откажись от предложения с союзом потому что.
- Дай опору своей памяти! Используй приемы запоминания слов.
- Не проверяй чередующиеся гласные ударением.
Домашнее задание. Устное рассуждение "Правописание безударных гласных в корнях слов". Составить словарную работу "Третье лишнее", используя слова с разными видами безударных гласных в корне.