Урок-практикум по русскому языку в 8-м классе "Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами"

Разделы: Русский язык


Цели:

  • Образовательная: обобщение знаний по теме «Однородные цели предложения»; закрепление навыков постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами.
  • Развивающая: способствовать обучению правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанных союзами; составлять схемы предложений с однородными членами.
  • Воспитательная: воспитывать интерес к книге, чтению; способствовать воспитанию позитивных эмоций в процессе изучения темы.

Тип урока: урок-практикум (вузовская технология)

Обоснование: проводится в конце изучения темы с целью систематизации обобщения знаний. При подготовке ученики читают дома пройденный теоретический материал, готовятся к выполнению практических заданий. Учитель подбирает разнообразный дидактический материал. На уроке используется учебник и опорная схема. Работа на таких уроках может быть организована по-разному: самостоятельная, парная, в группах, коллективная.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная по карточкам, самостоятельная, парная, коллективная, в группах; работа с учебником (авт. Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова, М.: Просвещение, 2010), со схемой (сочинительные союзы), опорой (однородные члены предложения).

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Мотивация и целеполагание.
  3. Повторение теоретических сведений по теме.
  4. Повторение алгоритмов выполнения разного рода практических заданий.
  5. Тренировочные упражнения (собственно практикум).
  6. Контролирующее задание для всего класса. Выполняется с самоконтролем по ключу.
  7. Подведение итогов.
  8. Задание на дом.
  9. Организационный момент.

Так как в ходе урока используются элементы нескольких технологий, обоснование их выбора приводится в конспекте урока.

Ход урока Обоснование элементов технологии
I. Организационный момент.

II. Мотивация и целеполагание: Сегодня мы с вами продолжим разговор об однородных членах предложения, связанных сочинительными союзами, и знаках препинания при них: а) обобщим знания по теме; б) научимся правильно ставить знаки препинания и составлять схему предложения.

III. Повторение теоретических сведений по теме:

а) индивидуальная работа по карточкам

1. Восстановить схему, рассказать о группах сочинительных союзов по значению.

2. Записать стихотворение С. Есенина, раскрыть скобки, вставить орфограммы и пунктограммы, объяснить их графически.

Осторожн_ ветер
(Из)к_литки вышел
П_стучал (в)окошко
Проб_жал (по)крыше
(По)играл (не)много
Ветками черемух
Пожурил за что(то)
Вороб_ев знакомых
И ра_правив бодро
Молодые крыл_я
Пол_тел куда(то)
(В)перегонки с пыл_ю

б) фронтальный опрос.

– Какие члены предложения называются однородными?
– Могут ли однородные члены быть выражены разными частями речи? Приведите примеры.
– Как расставляются знаки препинания в предложениях с однородными членами?

 
в) коллективная работа

В каждой шутке есть доля истины. Посмотрите сценку, сделайте выводы о признаках однородных членов. Постройте опору-помощник. Возможный вариант (См. Приложение 1):

Элемент технологии концентрированного обучения. Успешному усвоению материала на уроках помогают опоры. При их составлении используются различные символы.
Выводы:
1. Отвечают на один и тот же вопрос.
2. Относятся к одному и тому же члену предложения или поясняются одним и тем же членом предложения.
3. Выполняют одинаковую синтаксическую функцию.
4. Равноправны (соединены сочинительной связью).
 
Интервью с однородными членами предложения

Журналист: Скажите, кто из вас будет первым отвечать на вопросы?
О
.Ч.: На любые вопросы мы отвечаем только вместе.
Журналист: Что вы делаете в предложении?
О.Ч.: Выполняем работу одного из членов предложения.
Журналист: Какого члена предложения?
О.Ч.: Любого – хоть главного, хоть второстепенного.
Журналист: Кто из вас главный?
О.Ч.: Мы абсолютно равноправны, подчиняемся же нашему руководителю, одному из членов предложения, главному в подчинительном словосочетании.
Журналист: Что вы хотите пожелать своим слушателям, ученикам?
О.Ч.: Ставьте между нами запятые, но помните о союзах; читайте учебник: нам некогда объяснять подробно все правила, уж очень их много.

Элемент игровой технологии. В преподавании русского языка полезна работа с лингвистическими миниатюрами. С их помощью лингвистические понятия и пунктуационные правила легко запоминаются – трудный учебный материал дается в занимательной форме.
IV. Повторение алгоритмов выполнения разного рода практических заданий.  
а) Синтаксическая пятиминутка.

Составьте предложение, выполнив следующие действия:

– Возьмите подлежащее предложения Хорошая книга позволяет за несколько часов прожить чужую жизнь(книга).
– Из предложения Добрая книга добру учит. возьмите определение, поставьте его в форму м.р. ед.ч. им.п. (добрый).
– Из предложения За вину умный винит себя. выпишите подлежащее (умный).
– Добавьте прилагательное честный.
– Из предложения Старый друг лучше новых двух. выпишите подлежащее (друг).

(Книга – добрый, умный и честный друг).

Элемент игровой технологии. Игровая задача соединяется с учебной задачей, выступающей в замаскированном, неявном виде.
б) Работа по дифференцированным заданиям.

– Подчеркните ОЧП, постройте схему предложения.
– Подчеркните ОЧП, постройте схему предложения, выполните синтаксический разбор предложения.
– Составьте схему, выполните синтаксический разбор, придумайте небольшое рассуждение на эту тему.

Элемент технологии дифференцированного обучения. Внутренняя дифференциация основана на максимальном учете индивидуальных особенностей учеников. Она предполагает дифференциацию учебных заданий при выполнении которых реализуются творческие возможности всех учеников.
V. Тренировочные упражнения (собственно практикум).

а) упр. 253 (устно)
б) упр. 258 (взаимопроверка)

 
в) лингвистическая эстафета (соревнование по рядам): построить схемы данных предложений. (Работа ведется по карточкам. (См. Приложение 2) Элемент игровой технологии. Ребята 8 класса стремятся к групповому сотрудничеству, увлекаются состязаниями. При этом важно личное участие каждого.
VI. Контролирующее задание для всего класса. Выполняется с самоконтролем по ключу. (См. Приложение 3)

VII. Подведение итогов.

VIII. Задание на дом. Теория, упр. 259

IX. Организационный момент