Цели:
- Образовательная
Тип урока: урок-практикум (вузовская технология)
Обоснование: проводится в конце изучения темы с целью систематизации обобщения знаний. При подготовке ученики читают дома пройденный теоретический материал, готовятся к выполнению практических заданий. Учитель подбирает разнообразный дидактический материал. На уроке используется учебник и опорная схема. Работа на таких уроках может быть организована по-разному: самостоятельная, парная, в группах, коллективная.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная по карточкам, самостоятельная, парная, коллективная, в группах; работа с учебником (авт. Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова, М.: Просвещение, 2010), со схемой (сочинительные союзы), опорой (однородные члены предложения).
План урока:
- Организационный момент.
- Мотивация и целеполагание.
- Повторение теоретических сведений по теме.
- Повторение алгоритмов выполнения разного рода практических заданий.
- Тренировочные упражнения (собственно практикум).
- Контролирующее задание для всего класса. Выполняется с самоконтролем по ключу.
- Подведение итогов.
- Задание на дом.
- Организационный момент.
Так как в ходе урока используются элементы нескольких технологий, обоснование их выбора приводится в конспекте урока.
Ход урока | Обоснование элементов технологии |
I. Организационный момент.
II. Мотивация и целеполагание: Сегодня мы с вами продолжим разговор об однородных членах предложения, связанных сочинительными союзами, и знаках препинания при них: а) обобщим знания по теме; б) научимся правильно ставить знаки препинания и составлять схему предложения. III. Повторение теоретических сведений по теме: а) индивидуальная работа по карточкам 1. Восстановить схему, рассказать о группах сочинительных союзов по значению.
2. Записать стихотворение С. Есенина, раскрыть скобки, вставить орфограммы и пунктограммы, объяснить их графически.
б) фронтальный опрос. – Какие члены предложения называются однородными? |
|
в) коллективная работа В каждой шутке есть доля истины. Посмотрите сценку, сделайте выводы о признаках однородных членов. Постройте опору-помощник. Возможный вариант (См. Приложение 1): |
Элемент технологии концентрированного обучения. Успешному усвоению материала на уроках помогают опоры. При их составлении используются различные символы. |
Выводы: 1. Отвечают на один и тот же вопрос. 2. Относятся к одному и тому же члену предложения или поясняются одним и тем же членом предложения. 3. Выполняют одинаковую синтаксическую функцию. 4. Равноправны (соединены сочинительной связью). |
|
Интервью с однородными членами предложения
Журналист: Скажите, кто из вас будет первым отвечать на вопросы? |
Элемент игровой технологии. В преподавании русского языка полезна работа с лингвистическими миниатюрами. С их помощью лингвистические понятия и пунктуационные правила легко запоминаются – трудный учебный материал дается в занимательной форме. |
IV. Повторение алгоритмов выполнения разного рода практических заданий. | |
а) Синтаксическая пятиминутка. Составьте предложение, выполнив следующие действия: – Возьмите подлежащее предложения Хорошая книга позволяет за
несколько часов прожить чужую жизнь(книга). (Книга – добрый, умный и честный друг). |
Элемент игровой технологии. Игровая задача соединяется с учебной задачей, выступающей в замаскированном, неявном виде. |
б) Работа по дифференцированным заданиям.
– Подчеркните ОЧП, постройте схему предложения. |
Элемент технологии дифференцированного обучения. Внутренняя дифференциация основана на максимальном учете индивидуальных особенностей учеников. Она предполагает дифференциацию учебных заданий при выполнении которых реализуются творческие возможности всех учеников. |
V. Тренировочные упражнения
(собственно практикум). а) упр. 253 (устно) |
|
в) лингвистическая эстафета (соревнование по рядам): построить схемы данных предложений. (Работа ведется по карточкам. (См. Приложение 2) | Элемент игровой технологии. Ребята 8 класса стремятся к групповому сотрудничеству, увлекаются состязаниями. При этом важно личное участие каждого. |
VI. Контролирующее задание
для всего класса. Выполняется с самоконтролем по ключу. (См.
Приложение 3) VII. Подведение итогов. VIII. Задание на дом. Теория, упр. 259 IX. Организационный момент |