Русский язык
-
Филолог-профориентолог, или Примерочная профессий: квест «Вначале было слово» 2023
Цели урока: углубить представления учащихся о профессиях для работы в типографии при выборе профессии; освоение терминологического аппарата профессий на уроках (на примере изучения раздела «Функциональные стили речи»); освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях.
-
Открытый урок по русскому языку в 4-м классе. Тема: «Имя существительное» 2023
Цели урока: закрепление знаний и умений о имени существительном как части речи.
-
Стратегия организации предтекстовой и послетекстовой деятельности в 4–5-х классах в рамках преемственности между начальной и средней школой 2023
При переходе из начальной школы в основную заканчивается обучение чтению и начинается чтение для обучения, то есть использование текстов как основного ресурса самообразования, получения нового знания и новых идей. Именно в связи с этим важно не только использовать новые стратегии обучения смысловому чтению, но и сохранять то, что уже для детей знакомо. Развитие в этом случае подразумевается на уровне нового качества информации, соответствующей возрастным возможностям, интересам и личному опыту учащихся. Нам видится, что стратегия предтекстовой и послетекстовой деятельности позволяет работать над развитием эмоционального интеллекта школьника и формированием метапредметных умений.
-
Рабочая программа факультативного курса "Комплексный анализ текста". 8-й класс 2023
Цель курса: овладение учащимися практической грамотностью, языковой и речевой компетентностью; тренировка зрительной памяти, орфографической зоркости при детальном исследовании текстов; активизация пассивного словаря учащихся. умение делать комплексный анализ текстов разных стилей и типов, освещение важнейших аспектов теории и практики комплексного анализа текста.
-
Какова роль учителя в творческих стремлениях ученика? 2023
Роль учителя в жизни, безусловно, велика. Он помогает нам правильно выбрать свой путь, может быть ориентиром в выборе профессии или увлечения. Какова роль учителя в творческом порыве ученика? Эту проблему ставит Л.А.Вагнер в своем тексте. На примере Калугина автор пытается показать, как велика заслуга учителя для Алёшки Саврасова. С самого детства, после школы, Алёшка "пролезал в каморку к учителю Калугину, торчал у него за спиной, наблюдая за его работой". Вдохновляясь тем, как рисует учитель, главный герой впоследствии начинает увлекаться рисованием.
-
Развитие читательской грамотности на уроках русского языка и литературы 2023
Формирование функциональной грамотности – сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая в своей работе различные современные образовательные педагогические технологии. Что может сделать учитель русского языка и литературы, чтобы обеспечить функциональную грамотность учеников? Прежде всего, создать оптимальные условия для продвижения каждого ученика в образовательном пространстве. Для этого необходимо знать учебные возможности школьников каждого возраста. Для развития функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы огромную роль играет использование инновационных педагогических технологий.
-
Обобщение педагогического опыта работы при обучении детей с ОВЗ 2023
В настоящее время образование детей с ограниченными возможностями здоровья — одна из актуальных проблем современного образования. Препятствиями к получению детьми качественного образования являются многочисленные ограничения, так или иначе связанные с социальным неравенством инвалидов.
-
Особенности работы с одарёнными детьми 2023
Одаренные дети имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Одарённые дети характеризуются внутренней мотивацией. Они легко прослеживают причинно-следственные связи и делают соответствующие выводы, увлекаясь выдвижением альтернативных точек зрения. Наделены ярким воображением, изобретательностью, сохраняют в жизни и учёбе элемент игры, творчески подходят к любому делу. С удовольствием воспринимают сложные задания, и терпеть не могут готового ответа. Безусловно, одарённые дети нуждаются в особом внимании и руководстве, в специальном обучении. Определив таких ребят, школа должна научить их думать, предпринимать все возможное для развития их способностей. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету.
-
Основы смыслового чтения 2023
Цель: развитие навыков смыслового чтения и работы с текстом, формирование читательской компетентности младшего школьника, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования.
-
Программа спецкурса "Деловой русский". 8–9-е классы 2023
Актуальность программы спецкурса для обучающихся 8–9-х классов «Деловой русский» заключается в расширении знаний выпускников основной школы в области официально-делового стиля речи и практическом применении знаний в практической деятельности.
-
Употребление имён числительных в речи. 10-й класс 2023
Цель урока: уметь употреблять имена числительные в устной и письменной речи.
-
Культура речи. Комплексная подготовка к ЕГЭ по русскому языку в 10-м классе 2023
Цели урока: закреплять знания, развивать умения, необходимые для выполнения тестовых заданий. Образовательные задачи: закреплять и расширять знания орфоэпических, морфологических и орфографических норм.
-
Формирование положительной учебной мотивации учащихся на уроках русского языка и литературы в условиях программы ФГОС 2023
Для того чтобы ребенок учился успешно, необходимо сочетание познавательной и социальной мотивации. Если мотивация будет только познавательной, знания школьника скорее будут однобокими и, возможно, оторванными от практики. Если желание учиться имеет только социальную природу, то интерес ко всем предметам будет довольно поверхностным, школьник станет учиться ради оценки. Важнейшая задача учителя состоит в том, чтобы обучить детей способам овладения разными видами деятельности, не дать угаснуть интересу к ним.
-
Открытый урок по русскому языку «Склонение имен прилагательных во множественном числе» 2023
Цели урока: учащиеся познакомятся с особенностью склонения имен прилагательных во множественном числе; научатся склонять имена прилагательные во множественном числе; выполнять морфологический разбор имени прилагательного; составлять из слов предложения, указывать падеж имен прилагательных, выделять их окончания; подбирать синонимы к данным именам прилагательным.
-
Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы (из опыта работы) 2023
Именно в школьный период как никогда нужна помощь педагога, чтобы преодолеть кризис детской креативности, чтобы обрести возможность для реализации, для выражения своего «я». Преодолению этого кризисного состояния могут послужить как отдельные педагогические приемы, применяемые учителем в ходе обычных уроков, так и специальные уроки творчества.
-
Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы (из опыта работы) 2023
Именно в школьный период как никогда нужна помощь педагога, чтобы преодолеть кризис детской креативности, чтобы обрести возможность для реализации, для выражения своего «я». Преодолению этого кризисного состояния могут послужить как отдельные педагогические приемы, применяемые учителем в ходе обычных уроков, так и специальные уроки творчества. Виды творческих письменных работ, проводимых на уроках русского языка, разнообразны. К ним относятся творческое списывание, творческий диктант, свободный диктант, изложение, сочинение. Все эти виды работ проводятся в определенной системе, начиная с таких, которые требуют от обучающихся меньшей самостоятельности. Первой ступенькой в этой работе является творческое списывание.
-
Урок русского языка в 7-м классе по теме «Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием» 2023
Цель урока: проверка уровня сформированности умения записывать текст под диктовку с соблюдением орфографических и пунктуационных норм.
-
Урок русского языка по теме "Предложения с прямой речью". 4-й класс 2023
Цели урока: повторить изученное о словосочетании и предложении, правилах постановки знаков препинания в конце предложения, в простом осложнённом предложении, между частями сложного предложения, в предложениях с прямой речью; продолжать развитие умения формулировать определение понятий; обогащать словарный запас учащихся; совершенствовать орфографические и пунктуационные умения.
-
Орфографическая разминка для 6-го класса 2023
Упражнения составлены на основе задания №5 ОГЭ из открытого банка заданий по изучаемым в 6-м классе темам.
-
Урок русского языка. Отличие лексического повтора от неоправданного повтора. 6-й класс 2023
Цели урока: учить отличать лексический повтор как средство выразительности и связности речи от неоправданного употребления повтора слов; показать основные функции лексических повторов; познакомить с основными приёмами устранения повтора-недочёта; развивать культуру речи и мышления.
-
Изучение словарных слов в 3-м классе (2-е полугодие) 2023
Школьная программа по русскому языку предусматривает обязательное усвоение слов с непроверяемыми орфограммами. Не секрет, что запоминание словарных слов достаточно часто вызывает затруднение у ребят. Перед учителем всегда стоит задача отобрать такие методы и приемы, которые позволят привлечь внимание учащихся, добиться их активного участия в процессе изучения материала. На мой взгляд, важно заинтересовать ребят уже на первом этапе – этапе знакомства с новым словом. Думаю, что презентация «Изучение словарных слов в 3-м классе (2 полугодие) будет полезна учителям. В работе использованы интересные приёмы введения нового словарного слова, некоторые из них достаточно подробно описаны в книге Галины Александровны Бакулиной «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка».
-
Информационно-реферативная работа. Азбука Норильска 2023
Проект «Азбука Норильска» рассказывает о достопримечательностях северного города Красноярского края, о происхождении собственных наименований Норильска.
-
Урок русского языка в 6-м классе по теме "Употребление фразеологизмов в речи. Поломаем голову над тем, куда Макар телят не гонял" 2023
Цель урока: понятие о фразеологическом обороте; формирование умения различать прямое и переносное значение слов.
-
Урок русского языка в 3-м классе по теме «Склонение имен существительных» (УМК "Начальная школа XXI века") 2023
Цель урока: познакомить учащихся с грамматической категорией имени существительного – склонение. Обучающие цели: ввести понятие о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе; установить отличительные признаки имён существительных 1-го, 2-го и 3-го склонения; научить определять типы склонения имен существительных в зависимости от их рода и окончания в начальной форме.
-
Создание инновационного проекта "Перо Жар-птицы" из опыта работы учителей русского языка и литературы Пушкинского района ГБОУ лицея №408 2023
Этот год является Годом педагога и наставника, именно сейчас хочется поделиться опытом по созданию инновационного продукта. В самом начале возникают вопросы: «С чего начать? Как практику и теорию грамотно соединить в единый продукт? Как оформить материалы?» Именно этой проблеме и многим другим вопросам посвящается данная статья.
-
Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка 2023
Используемые сегодня на уроке педагогические технологии, методические приёмы должны обеспечивать формирование умения поиска и выделения необходимой информации. Это активная деятельность учащихся, взаимодействие их друг с другом в учебной работе, участие в проведении экспериментов, постановке опытов, проектной и исследовательской деятельности. Учебное занятие, проводимое по этой технологии, строится в соответствии с технологической цепочкой: вызов – осмысление – рефлексия. Практически на любом уроке можно обращаться к данной технологии и работать с обучающимися любого возраста.
-
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Читательская грамотность" 2023
В результате изучения всех без исключения предметов обучающиеся основной школы приобретают навыки работы с информацией. Они смогут осуществлять поиск информации, выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию, интерпретировать и преобразовывать ее. Обучающиеся научатся дополнять готовые информационные объекты (таблицы, схемы, тексты) и создавать свои собственные (сообщения, сочинения, графические работы). Овладеют навыками представления информации в наглядной форме (в виде таблиц, схем). Смогут использовать информацию для установления причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения и доказательства фактов в учебных и практических ситуациях. Обучающиеся получат возможность научиться строить умозаключения и принимать решения на основе самостоятельно полученной информации, а также приобрести опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставляя ее с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.
-
Урок по русскому языку по теме "Правописание безударных гласных в корне слова". 2-й класс 2023
Цель урока: провести наблюдения над соответствием гласного звука и буквы в ударном слоге и возможным несоответствием гласного звука и буквы в безударном слоге; научитесь определять безударный гласный звук в корне слов; научиться умению подбирать проверочное слово для написания гласной в безударном слоге; научиться использовать правило при написании слов с безударными гласными в корне слова.
-
Влияние блогосферы на современный русский язык 2023
В наше время многие люди называют себя блогерами, потому что ведут блоги на таких платформах, как Live Journal, YouTube, Instagram, ВК, Facebook и т.д. Они пишут и публикуют свои статьи, называемые постами, общаются с подписчиками, которые оставляют под публикациями комментарии, высказывают оценки. Самая загрязняющая язык группа блогеров – это блогеры-геймеры. Чрезмерное употребление лексем из речи блогеров-геймеров делает язык примитивным и невыразительным.
-
Приёмы работы с текстом на уроках русского языка при подготовке к ОГЭ (сочинение-рассуждение в контексте ФГОС) 2023
Цель урока: формирование умений сжимать текст, с использованием различных приёмов.