Русский язык
-
Сжатое изложение как средство формирования универсальных учебных действий (из опыта использования разных техник написания изложения) 2023
В работе рассмотрены варианты подготовки к написанию сжатого изложения как формы основного государственного экзамена. Система работы по подготовке к написанию изложения построена с учётом выявленных проблем, необходимости формирования коммуникативных универсальных учебных действий, приёмов работы с текстом. Выбор «техники» написания черновика изложения очень важен для достижения результативности, так как в процессе отработки ликвидируются пробелы в знаниях о структуре текста, совершенствуются языковые приёмы, развиваются коммуникативно-речевые умения учащихся. Оптимизация процесса проведения государственной итоговой аттестации предполагает постоянную корректировку структуры и содержания контрольно-измерительных материалов. В 2022 году экзаменационная работа по русскому языку в 9-м классе (ОГЭ) осталась без изменений, так как разработка последней версии экзамена (с учётом стратегических направлений) уже ориентирована на оценку предметных и метапредметных компетенций учащихся.
-
Значение родного языка в жизни человека 2023
Только благодаря языку мы знаем о нашей истории. Действительно, язык – самое главное достояние народа. Потому-то и надо беречь этот божественный дар. (И.Бунин)
-
Презентация по русскому языку "Части речи". 4-й класс 2023
Представлена презентация к уроку русского языка в 4-м классе по теме "Части речи".
-
Написание слов, обозначающих предметы. Различие их по вопросам «кто?», «что?» 2023
Цель урока: закреплять умения различать названия предметов по вопросам кто? и что?.
-
Театрализованная деятельность на уроках литературы как средство коррекции коммуникативных сфер у обучающихся 2023
Как развивать речь и мышление учащихся с ОВЗ? Как учить постигать тайны слова? Как учить постигать мир, общаться, как воспитывать отзывчивость, сострадание, любовь ко всему живому? Самый короткий путь эмоционального раскрепощения, снятия зажатости, заторможенности, обучения чувствованию и пониманию слова – это путь через игру, сочинительство, фантазирование. Все это может дать театрализованная деятельность.
-
Урок развития речи в 6-м классе. Обучение описанию места 2023
Цели урока: овладение разными видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи; развитие навыков работы с учебным текстом; формирование навыков проектной деятельности.
-
Местоимение как часть речи 2023
Цели урока: выявить особенности значения местоимений и их соотнесенность с существительными, прилагательными, числительными, наречиями; формировать навыки опознавания местоимений.
-
Компьютерные технологии в организации научно-исследовательской деятельности учащихся 2023
Современный урок литературы невозможен без сопоставления литературных произведений с другими видами искусства. Этот органический синтез помогает учителю управлять потоком ассоциаций, будить воображение учеников, стимулировать их творческую активность. Конкретно-наглядная основа урока делает его ярким, зрелищным и потому запоминающимся. Этому способствуют компьютерные информационные технологии, которые дают возможность подготовить презентацию иллюстративного и информационного материала (набор слайдов-иллюстраций, снабженных необходимыми комментариями для работы на уроке).
-
Технологическая карта урока русского языка по теме «Предложение» 2023
Цель урока: обобщить и систематизировать знания о предложении, о главных и второстепенных членах предложения.
-
Технологическая карта урока русского языка по теме «Суффикс» 2023
Цели урока: расширить знания детей о суффиксе; развивать орфографическую зоркость; выполнить тест; формировать умение анализировать и делать выводы.
-
Технологическая карта с презентацией по теме "Понятие орфограмма" 2023
Цель урока: познакомить учащихся со слабой позицией в слове и понятием «орфограмма»; развивать умение находить способ действия, при решении учебной задачи формировать навыки работы с информацией.
-
О гибких навыках и развитии их у младших школьников 2023
В статье затрагивается тема востребованности развития гибких навыков у современных школьников. Также предлагаются рекомендации родителям и педагогам в работе по развитию гибких навыков у младших школьников. Статья будет полезна родителям будущих первоклассников.
-
Формирование исследовательской компетенции обучающихся в процессе реализации общешкольных проектов и на уроках русского языка и литературы 2023
Работа по формированию исследовательской компетенции в условиях современного образования, реализующего новые госстандарты, непременно ведется в процессе обучения. Исходя из опыта работы, мы можем отметить, что осознанность и мотивация к конкретному содержанию исследовательской деятельности формируется в специально организованных условиях учебно-познавательных игр, учебных дискуссий, методов эмоционального стимулирования, которые ставят учащегося в активную позицию исследователя, овладевающего универсальными способами познавательной деятельности, вовлекает в критический анализ, отбор и конструирование личностно-значимого содержания.
-
Описание картины в 5-м классе – подготовка к итоговому собеседованию в 9-м классе. Задание 3: выбираем тип речи – описание 2023
Неотъемлемой частью работы учителя по данному направлению стало следующее: развитие устной и письменной речи учащихся с 5-го класса.
-
Урок развития речи в 5-м классе. Тема урока: «Дворик моего детства» 2023
Цель урока: дать представление о публицистическом и художественном стилях, особенностях, сфере употребления; строить предложения и связные тексты в данных стилях, развивать творческие способности учащихся, научить их создавать самостоятельное речевое произведение, используя образно-выразительные средства русского языка.
-
Контрольная работа по теме «Формы глагола. Правописание глаголов. Личные окончания глаголов» 2023
Представлена контрольная работа по русскому языку по теме «Формы глагола. Правописание глаголов. Личные окончания глаголов».
-
Урок-исследование одного слова 2023
Цели урока: рассмотреть слово «заря» с разных точек зрения науки о русском языке, расширение лингвистического и читательского кругозора, воспитание любви к русскому языку и русской культуре; способствовать формированию культурных интересов, навыков поисковой и исследовательской деятельности, работы со словарями и справочниками; развивать устную и письменную речь учащихся.
-
Новый подход в преподавании русского языка и литературы 2023
На уроках русского языка и литературы автор статьи использует различные методы и приёмы, которые способствуют развитию творческой активности, формируют мыслительную деятельность, учат школьников отстаивать свою точку зрения, помогают добиться глубокого понимания материала. К ним относятся: приём «Отсроченная отгадка», «Верные – неверные утверждения», «прогнозирование», приём «Знаю. Хочу узнать. Узнал», «Бортовой журнал», «Диктант на засыпку», «Чтение с остановками», прием «Ассоциаций», «Синквейн», «Незаконченные предложения», «Лингвистическая сказка», «Письмо с дырками», «Шаг за шагом», «Составление кластера», «Лови ошибку», «Мозаика», «Реставрация текста», «Тонкий и Толстый вопрос», приём «Фантазёр» (например, подготовка иллюстраций к литературным произведениям, рисование обложек к литературным произведениям, художественное чтение, инсценировка художественного произведения, создание самостоятельных литературных произведений различных жанров, продолжение прочитанных художественных произведений и др.).
-
Медиасочинение по картине С.А.Григорьева «Вратарь» 2023
Цель урока: cоздать условия для формирования у учащихся различных видов компетенций (ценностно-смысловых, учебно-познавательных, информационных и коммуникативных) с помощью проектной деятельности в рамках работы над картиной С.А.Григорьева «Вратарь».
-
Технологическая карта урока русского языка по теме "Предложение". 5-й класс 2023
Цель урока: обобщить и углубить знания о роли предложений в речи; познакомить с основными признаками предложений (назначение предложений, интонация конца предложения, наличие грамматической основы).
-
Технологическая карта конструирования урока по обновленному ФГОС для учащихся 1-х классов Тема урока. Буква ь – показатель мягкости согласных звуков 2023
Цель урока: познакомить учащихся с буквой ь – показатель мягкости согласных звуков.
-
Буквы О и Е после шипящих и Ц в окончаниях имен существительных 2023
Представлена презентация по теме "Буквы О и Е после шипящих и Ц в окончаниях имен существительных".
-
Презентация по русскому языку. "Описание памятника культуры. Церковь Покрова на Нерли". 8-й класс 2023
Храм Покрова на Нерли построен великим князем Андреем Боголюбским в 1165 году в честь победы в воинском походе над Волжской Булгарией и в память о любимом княжеском сыне Изъяславе, который скончался от полученных в походе ран.
-
Искусственный интеллект на уроках русского языка и литературы 2023
Искусственный интеллект стремительно входит во все сферы нашего бытия, и образование не станет исключением. Возможно ли включить искусственный интеллект в школьные уроки? Да. Могли мы такое предположить еще 5 лет назад? Нет. Что происходит сегодня? Самый распространенный и знакомый из всех вариантов – визуализация изображений по текстовому запросу. Нейросеть на уроке? Да. На литературе? Да. И на уроках русского языка? Да. Почему? Потому что перед нами поколение нового формата. В наши школы пришло поколение осознанных детей. Да-да, не спешите спорить и возражать: осознанных! Это те дети, которые не просто задают вопросы, они ищут смыслы. Нас многое в них может раздражать, но я завидую им: это дети, которые ничего не боятся. Они смельчаки.
-
Филолог-профориентолог, или Примерочная профессий: квест «Вначале было слово» 2023
Цели урока: углубить представления учащихся о профессиях для работы в типографии при выборе профессии; освоение терминологического аппарата профессий на уроках (на примере изучения раздела «Функциональные стили речи»); освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях.
-
Открытый урок по русскому языку в 4-м классе. Тема: «Имя существительное» 2023
Цели урока: закрепление знаний и умений о имени существительном как части речи.
-
Стратегия организации предтекстовой и послетекстовой деятельности в 4–5-х классах в рамках преемственности между начальной и средней школой 2023
При переходе из начальной школы в основную заканчивается обучение чтению и начинается чтение для обучения, то есть использование текстов как основного ресурса самообразования, получения нового знания и новых идей. Именно в связи с этим важно не только использовать новые стратегии обучения смысловому чтению, но и сохранять то, что уже для детей знакомо. Развитие в этом случае подразумевается на уровне нового качества информации, соответствующей возрастным возможностям, интересам и личному опыту учащихся. Нам видится, что стратегия предтекстовой и послетекстовой деятельности позволяет работать над развитием эмоционального интеллекта школьника и формированием метапредметных умений.
-
Рабочая программа факультативного курса "Комплексный анализ текста". 8-й класс 2023
Цель курса: овладение учащимися практической грамотностью, языковой и речевой компетентностью; тренировка зрительной памяти, орфографической зоркости при детальном исследовании текстов; активизация пассивного словаря учащихся. умение делать комплексный анализ текстов разных стилей и типов, освещение важнейших аспектов теории и практики комплексного анализа текста.
-
Какова роль учителя в творческих стремлениях ученика? 2023
Роль учителя в жизни, безусловно, велика. Он помогает нам правильно выбрать свой путь, может быть ориентиром в выборе профессии или увлечения. Какова роль учителя в творческом порыве ученика? Эту проблему ставит Л.А.Вагнер в своем тексте. На примере Калугина автор пытается показать, как велика заслуга учителя для Алёшки Саврасова. С самого детства, после школы, Алёшка "пролезал в каморку к учителю Калугину, торчал у него за спиной, наблюдая за его работой". Вдохновляясь тем, как рисует учитель, главный герой впоследствии начинает увлекаться рисованием.
-
Развитие читательской грамотности на уроках русского языка и литературы 2023
Формирование функциональной грамотности – сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая в своей работе различные современные образовательные педагогические технологии. Что может сделать учитель русского языка и литературы, чтобы обеспечить функциональную грамотность учеников? Прежде всего, создать оптимальные условия для продвижения каждого ученика в образовательном пространстве. Для этого необходимо знать учебные возможности школьников каждого возраста. Для развития функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы огромную роль играет использование инновационных педагогических технологий.