Русский язык
-
Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы (из опыта работы) 2023
Именно в школьный период как никогда нужна помощь педагога, чтобы преодолеть кризис детской креативности, чтобы обрести возможность для реализации, для выражения своего «я». Преодолению этого кризисного состояния могут послужить как отдельные педагогические приемы, применяемые учителем в ходе обычных уроков, так и специальные уроки творчества. Виды творческих письменных работ, проводимых на уроках русского языка, разнообразны. К ним относятся творческое списывание, творческий диктант, свободный диктант, изложение, сочинение. Все эти виды работ проводятся в определенной системе, начиная с таких, которые требуют от обучающихся меньшей самостоятельности. Первой ступенькой в этой работе является творческое списывание.
-
Урок русского языка в 7-м классе по теме «Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием» 2023
Цель урока: проверка уровня сформированности умения записывать текст под диктовку с соблюдением орфографических и пунктуационных норм.
-
Урок русского языка по теме "Предложения с прямой речью". 4-й класс 2023
Цели урока: повторить изученное о словосочетании и предложении, правилах постановки знаков препинания в конце предложения, в простом осложнённом предложении, между частями сложного предложения, в предложениях с прямой речью; продолжать развитие умения формулировать определение понятий; обогащать словарный запас учащихся; совершенствовать орфографические и пунктуационные умения.
-
Орфографическая разминка для 6-го класса 2023
Упражнения составлены на основе задания №5 ОГЭ из открытого банка заданий по изучаемым в 6-м классе темам.
-
Урок русского языка. Отличие лексического повтора от неоправданного повтора. 6-й класс 2023
Цели урока: учить отличать лексический повтор как средство выразительности и связности речи от неоправданного употребления повтора слов; показать основные функции лексических повторов; познакомить с основными приёмами устранения повтора-недочёта; развивать культуру речи и мышления.
-
Изучение словарных слов в 3-м классе (2-е полугодие) 2023
Школьная программа по русскому языку предусматривает обязательное усвоение слов с непроверяемыми орфограммами. Не секрет, что запоминание словарных слов достаточно часто вызывает затруднение у ребят. Перед учителем всегда стоит задача отобрать такие методы и приемы, которые позволят привлечь внимание учащихся, добиться их активного участия в процессе изучения материала. На мой взгляд, важно заинтересовать ребят уже на первом этапе – этапе знакомства с новым словом. Думаю, что презентация «Изучение словарных слов в 3-м классе (2 полугодие) будет полезна учителям. В работе использованы интересные приёмы введения нового словарного слова, некоторые из них достаточно подробно описаны в книге Галины Александровны Бакулиной «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка».
-
Информационно-реферативная работа. Азбука Норильска 2023
Проект «Азбука Норильска» рассказывает о достопримечательностях северного города Красноярского края, о происхождении собственных наименований Норильска.
-
Урок русского языка в 6-м классе по теме "Употребление фразеологизмов в речи. Поломаем голову над тем, куда Макар телят не гонял" 2023
Цель урока: понятие о фразеологическом обороте; формирование умения различать прямое и переносное значение слов.
-
Урок русского языка в 3-м классе по теме «Склонение имен существительных» (УМК "Начальная школа XXI века") 2023
Цель урока: познакомить учащихся с грамматической категорией имени существительного – склонение. Обучающие цели: ввести понятие о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе; установить отличительные признаки имён существительных 1-го, 2-го и 3-го склонения; научить определять типы склонения имен существительных в зависимости от их рода и окончания в начальной форме.
-
Создание инновационного проекта "Перо Жар-птицы" из опыта работы учителей русского языка и литературы Пушкинского района ГБОУ лицея №408 2023
Этот год является Годом педагога и наставника, именно сейчас хочется поделиться опытом по созданию инновационного продукта. В самом начале возникают вопросы: «С чего начать? Как практику и теорию грамотно соединить в единый продукт? Как оформить материалы?» Именно этой проблеме и многим другим вопросам посвящается данная статья.
-
Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка 2023
Используемые сегодня на уроке педагогические технологии, методические приёмы должны обеспечивать формирование умения поиска и выделения необходимой информации. Это активная деятельность учащихся, взаимодействие их друг с другом в учебной работе, участие в проведении экспериментов, постановке опытов, проектной и исследовательской деятельности. Учебное занятие, проводимое по этой технологии, строится в соответствии с технологической цепочкой: вызов – осмысление – рефлексия. Практически на любом уроке можно обращаться к данной технологии и работать с обучающимися любого возраста.
-
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Читательская грамотность" 2023
В результате изучения всех без исключения предметов обучающиеся основной школы приобретают навыки работы с информацией. Они смогут осуществлять поиск информации, выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию, интерпретировать и преобразовывать ее. Обучающиеся научатся дополнять готовые информационные объекты (таблицы, схемы, тексты) и создавать свои собственные (сообщения, сочинения, графические работы). Овладеют навыками представления информации в наглядной форме (в виде таблиц, схем). Смогут использовать информацию для установления причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения и доказательства фактов в учебных и практических ситуациях. Обучающиеся получат возможность научиться строить умозаключения и принимать решения на основе самостоятельно полученной информации, а также приобрести опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставляя ее с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.
-
Урок по русскому языку по теме "Правописание безударных гласных в корне слова". 2-й класс 2023
Цель урока: провести наблюдения над соответствием гласного звука и буквы в ударном слоге и возможным несоответствием гласного звука и буквы в безударном слоге; научитесь определять безударный гласный звук в корне слов; научиться умению подбирать проверочное слово для написания гласной в безударном слоге; научиться использовать правило при написании слов с безударными гласными в корне слова.
-
Влияние блогосферы на современный русский язык 2023
В наше время многие люди называют себя блогерами, потому что ведут блоги на таких платформах, как Live Journal, YouTube, Instagram, ВК, Facebook и т.д. Они пишут и публикуют свои статьи, называемые постами, общаются с подписчиками, которые оставляют под публикациями комментарии, высказывают оценки. Самая загрязняющая язык группа блогеров – это блогеры-геймеры. Чрезмерное употребление лексем из речи блогеров-геймеров делает язык примитивным и невыразительным.
-
Приёмы работы с текстом на уроках русского языка при подготовке к ОГЭ (сочинение-рассуждение в контексте ФГОС) 2023
Цель урока: формирование умений сжимать текст, с использованием различных приёмов.
-
Конспект НОД по формированию читательской грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Листая страницы» 2023
Цель занятия: вызывать желание и интерес дошкольников к чтению книг.
-
Использование кругов Луллия в речевом развитии детей 2023
На сегодняшний день существует множество методик, технологий, с помощью которых можно корректировать процесс развития речи у детей. Важнейшим условием совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, речевой среды способствующей возникновению желания активно развивать свою речь и участвовать в речевом общении. Самая близкая, доступная и увлекательная деятельность дошкольников – игра. Между игрой и речью существует двусторонняя связь: с одной стороны, речь ребёнка развивается и активизируется в игре, с другой сама игра совершенствуется под влиянием и обогащением речи.
-
Урок-обобщение по теме "Местоимение" 2023
Автор подготовил нестандартный конспект урока-обощения по теме «Местоимение» в 6-м классе. Учитель использует технологии проблемного, развивающего обучения, развития критического мышления, составление кластера, работу в группах, «лови ошибку», инсерт и создание ситуации успеха. Для развития речи учащихся используется жанр эпидейктической речи – слово о части речи.
-
Решение профессиональной задачи на уроках русского языка 2023
В 5–6-х классах учащиеся плохо запоминают, что глаголы настоящего и будущего времени спрягаются, а глаголы прошедшего времени изменяются по родам, поэтому при выполнении морфологического разбора глагола указывают спряжение глаголов прошедшего времени. Как объяснить ученикам разницу в грамматических признаках разных временных форм глагола?
-
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе «Поможем Лунтику с изучением звуков С и Ш» 2023
Цель занятия: совершенствование слухового восприятия детей с помощью упражнений на различие звуков С–Ш, на определение позиции в слове.
-
Сравнительно-историческое языкознание. Сравнительно-исторический метод 2023
Cравнительно-историческое языкознание на новом этапе истории лингвистических учений доказало свою жизнеспособность и внесло весомый вклад в мировую науку о языке.
-
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы и литературы посредством применения информационно-коммуникационных технологий 2023
В последнее десятилетие особое значение принимают педагогические инновации, попытка обновить, модернизировать современное образование, ввести в педагогический процесс новые технологии, в том числе и средства электронного обучения, дистанционные технологии. В процессе использования ИКТ на уроках русского языка и литературы и литературы формируется умение школьников самостоятельно обрабатывать информацию, что в свою очередь формирует у учащихся умение принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации, развивает умение осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность. Использование этой технологии открывает новые методические возможности подготовки и проведения уроков русского языка и литературы и литературы, повышает эффективность и качество обучения, позволяет формировать культуру умственного труда, развивает внимание, творческую активность, дисциплинированность школьников.
-
Правописание безударных падежных окончаний имён существительных во всех падежах 2023
Цель урока: формировать умение правильно писать безударные падежные окончания имён существительных.
-
Технологическая карта урока русского языка "Употребление деепричастий в речи" 2023
Цели урока: способствовать речевому развитию обучающихся по формированию умения правильного употребления деепричастий в текстах разных стилей речи.
-
Идея создания анимированного этимологического словаря русского и осетинского языков 2023
В современный век IT-технологий требуется новая работа и в изучении слова. В связи с этим данная работа предлагает в помощь демонстрационную версию анимированного этимологического словаря для детей младшего школьного возраста, чтобы привлечь их внимание к истории русских и осетинских слов. Анимация позволяет детям усвоить материал, т.к. является элементом игровой деятельности на уроке.
-
Методические рекомендации «Развитие читательской грамотности учащихся седьмого класса на уроках и во внеурочной деятельности» 2023
Данные методические рекомендации предназначены в помощь учителям русского языка и литературы, осуществляющим работу по формированию читательских компетенций школьников в урочной и внеурочной деятельности. Методические рекомендации могут быть также использованы учителями-предметниками, реализующими программы основного и среднего (полного) общего образования, в рамках других учебных дисциплин, так как формирование навыков смыслового чтения является стратегической линией школьного образования в целом. В представленной работе раскрываются особенности формирования читательской грамотности при обучении учащихся на этапе получения основного общего образования. Даётся характеристика читательской грамотности как ключевой компетентности человека в современном мире. Определяется роль учебного текста и его типов при формировании читательской грамотности и с учётом специфики содержания учебного предмета; рассматриваются основные виды и стратегии чтения при работе с учебным текстом, предлагаются задания, нацеленные на формирование читательских (коммуникативных) умений учащихся при проведении смыслового анализа текста. Примеры заданий позволяют проиллюстрировать специфику работы по формированию читательской грамотности на уроках русского языка и литературы, повысить активность учащихся, сделать уроки и внеурочные занятия насыщенными и интересными и обеспечить достижение планируемых результатов.
-
Технологии формирования и диагностики читательской грамотности в урочной и внеурочной деятельности 2023
Читательская грамотность – это способность человека понимать и свободно использовать навыки и умения чтения и письма для получения информации из текста, размышлять и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять знания и возможности, принимать участие в социальной жизни.
-
Формирование читательской грамотности в урочной и внеурочной деятельности 2023
Сегодня в рамках реализации ФГОС нового поколения много говорят о формировании функциональной грамотности учащегося. Для учителей русского языка и литературы этот вопрос наиболее актуален. Где, как не на этих уроках, учиться понимать текст и тренировать грамотность. Что же такое читательская грамотность?
-
Памятка при подготовке к устному экзамену по русскому языку 2023
Дана памятка ученикам при подготовке к устному экзамену по русскому языку.
-
Сборник дидактического материала по теме «Причастие. Причастный оборот» для 6–7-х классов общеобразовательных учреждений 2023
Весь представленный дидактический материал по теме «Причастие» представляет практическую ценность для учителей общеобразовательных школ и может использоваться на разных стадиях работы по данной теме: объяснение нового материала, закрепление изученного, систематизация и обобщение полученных знаний. Следует заметить, что содержание заданий носит не только тренировочный, но и развивающий характер. В них предусмотрены задания на развитие логики, мышления, обогащение словарного запаса, культуры речи, углубление знаний по предмету. Контрольная работа содержит 5 вариантов, состоящих из деформированного текста, каждый текст обеспечен рядом заданий.