Технологическая карта урока "Буквы А и О в корне КАС–КОС"

Разделы: Русский язык


Урок актуализации знаний орфограммы "Правописания гласных А и О в корне КАС-, КОС-. Конспект урока выполнен в виде технологической карты, так как это современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся.

Цели

Актуализировать знание о правописании слов с чередующимися гласными в корне КАС-, КОС-.
Актуализировать умение правильного написания слов с чередующимися гласными в корне КАС-, КОС-.
Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Основное содержание темы

Актуализация знаний орфограммы "Правописание чередующихся гласных А,О в корне КАС-, КОС-.»
Актуализация умений определять вид орфограммы:
- правописание слов с чередующимися гласными в корне РАСТ-, РАЩ-, РОС-:
- правописание слов с чередующимися гласными в корне ЛАГ-, ЛОЖ-;
- правописание слов с чередующимися гласными в корне ГАР-, ГОР-;
- правописание слов с чередующимися гласными в корне ЗАР-, ЗОР-

Термины и понятия

Чередование, корень; алгоритм: орфограмма.

Планируемый результат

Личностные умения
Проявлять:
- интерес к изучению темы;
- осознание успешности при изучении темы.

Метапредметные умения
Познавательные умения:
- определять орфограмму и обосновывать своё мнение;
- использовать приобретенные знания при составлении и оформлении текста.
Регулятивные умения:
- выполнять учебное задание в соответствии с целью;
- соотносить учебные действия с известным алгоритмом;
- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.
Коммуникативные умения:
- формулировать высказывание, мнение, используя термины, в рамках учебного диалога;
- согласовывать позиции с партнером и находить общее решение;
- адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Предметные умения
- определять орфограмму в слове;
- обозначать орфограмму в слове;
- составлять и писать предложения со словами, имеющими данную орфограмму.

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

Литература, культура речи

Информационный материал: Учебник "Русский язык" 6 кл.
Дидактический материал: Карточки с учебными заданиями

фронтальная
парная
групповая

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

I этап. Самоопределение к деятельности /постановка учебной задачи/

Цели деятельности

Ситуативное задание

План. результат

- Мотивировать учащихся к изучению темы.

На доске написаны слова:
Растение, подгореть, заря, росток, касание, соберу, блистающий, коснуться, водоросли, загар, растительность, прикосновение, слагаемое, предложение, отрасль, соприкасаться, зорька, загорать, изложение, блистать, блестеть.
Прочитайте слова вслух. Объедините их в группы по орфограммам.
Учащиеся предлагают объединить слова в пять групп, называя известные орфограммы, но дискуссия показывает, что им не хватает определённых знаний и умений для объяснения правописания слов с чередующимися гласными в корне КАС-, КОС-.
Есть ли у вас желание приобрести эти знания, чтобы разрешить спор?
Сформулируйте тему нашего урока.
Сформулируйте цель нашего урока, опираясь на его тему

Личностные умения:
- проявлять интерес к изучению темы.

П этап. Учебно-познавательная деятельность /учебные действия/

Цели деятельности

Учебные задания на "знание"(З),"понимание"(П), "умение" (У)

Планируемый результат

Цели:
- актуализировать знания правописания корня КАС-, КОС-.
- актуализировать умения:
- формулировать задание к упражнению;
- находить данную орфограмму в словах, обосновывать своё мнение;
- выполнять учебное задание, используя алгоритм;
- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания;

Задание 1 (З)
Обратимся к словам, записанным в три столбика.

коснулся

касание

коса

коснулись

касательная

косить

прикоснулись

прикасаться

косой

Сравните слова в первом и втором столбиках. Что объединяет слова в каждом столбике?
Общее лексическое значение.
Что общего в написании слов в каждом столбике?
Одинаковые корни. В одном столбике есть суффикс А.
Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании этих слов?
Обратить внимание на наличие суффикса А.
Обратить внимание на лексическое значение слов.
Обратимся к словам третьего столбика.
Чем они отличаются от слов 1 и 2 столбиков?
Имеют другое лексическое значение.
Как вы думаете, будет ли в этих словах чередование гласных? Почему?
В этих словах гласные можно проверить ударением.

Вырабатывание алгоритма действия.

Задание 1. Произнеси слово.

Определи его лексическое значение.
Определи наличие суффикса А.
Запиши слово, выделяя орфограмму.
Выполните все действия и объясните правописание написанных на доске слов. Запишите их, выделите орфограмму.

Задание 2 (П)

Выборочный диктант. Используя алгоритм, выписать слова с чередующейся гласной в корне КАС-, КОС-.
1 вариант - слова, имеющие корень КАС-
2 вариант - слова, имеющие корень КОС-.
К..снуться, к..сательная, соприк..сновение, не к..саемся, к..сой (дождь), к..сание, к..сить (траву), к..снёмся, к..са (девочки), к..сается, к..снулся, прик..снулся.
Какие слова остались невыписанными? Почему?
К..сой (дождь), к..сить (траву), к..са (девочки).
Имеют другое лексическое значение. Гласные можно проверить ударением.

Задание 3 (У)

А). Выпишите слова с чередованием в два столбика. Выделите орфограмму. Из каких произведений эти предложения? (запись на экране).
Муму едва прик…салась мордочкой до кушанья.
Мыло у вас там или гуталин, меня это не к…сается, а посылку я вам не отдам.
Над дверью домика, где жила Сова, распол…гались два объявления и колокольчик со шнурком.
Это ты правильно предл…гаешь, Матроскин. Без коровы в хозяйстве никак не обойтись.
"Теперь сядьте, пол…жите руки перед собой. Мы займёмся арифметикой", - сказала девочка с голубыми волосами.
Солнце едва к…снулось верхушек сосен, а медвежонок уже выбежал из дома и помчался прямиком к ловушке на Слонопотама
Объясните написание чередующихся гласных. Выделите орфограмму.

Б). Работа с текстом (распечатки у каждого на парте). Что вы знаете о картофеле? Какая страна является Родиной картофеля? Когда он появился в нашей стране?

Чтение текста. Выпишите слова с чередующейся гласной, объясните их написание.
Что вы знаете о картофеле? Скорее всего, то, что блюда из него очень вкусные. Картофель - это уникальный овощ. Что к_сается его ценных качеств, то они известны многим.
Следует к_снуться его целебных свойств. Картофель улучшает обмен веществ, избавляет организм от излишней соли. Особенно полезен он в печеном виде. А вот жареный картофель наносит организму серьезный вред.
Позеленевшие клубни опасны и при употреблении в пищу могут вызвать серьезное отравление. А к зеленым ягодам картофеля, которые образуются на стеблях после цветения, не стоит даже прик_саться. Они ядовиты.

В). Работа с карточками «Светофор». (Красная карточка - гласная А в корне, синяя карточка - гласная О).
Касаюсь, прикоснитесь, слагаемое, пригореть, касательная, загар, касаешься, коснемся, росток, касается, возраст. прикоснулся, касалась, слагаемое, коснуться.

Познавательные умения:
- определять слова с данной орфограммой и обосновывать своё мнение;
Регулятивные умения:
- формулировать задание к упражнению;
- выполнять учебное задание, используя алгоритм;
- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.
Коммуникативные умения:
- выполнять задание в рамках учебного диалога.
- адекватно использовать речевые средства для представления результата.
Предметные умения:
- рассказывать алгоритм определения орфограммы;
- находить слова с корнем КАС-, КОС-, объяснять их написание.

Диагностика качества освоения темы

Цели - установить степень усвоения темы, а именно:
- определять орфограмму;
- определять верное написание корней;
- выполнять задания в соответствии с целью.

А теперь выполните контрольное задание, затем обменяйтесь с товарищем работами и проверьте друг друга. Оцените работу товарища.

Дополните предложения словами с корнем -КОС-КАС-. Графически обозначьте орфограмму.
Самолет плавно _____________ земли.
Лектор несколько раз в своем выступлении ______________ этого вопроса.
Чтобы доказать теорему, нужно к окружности провести ________________.
Солнечные лучи еще не_______ замерзшей реки.
Эта проблема ____________ меня меньше всего.
Мать нежно _______________ моего плеча.

Регулятивные умения:
- выполнять задания в соответствии с целью;
- проверять написание слов, вносить исправления.
Предметные умения:
- определять орфограмму;
- определять верное написание корня:
- объяснять написание чередующейся гласной в корне

III этап. Рефлексивная деятельность /самоконтроль и самооценка/

Цели деятельности

Самоанализ и самооценка ученика

Результат деятельности

Научить школьников:
- соотносить полученный результат с поставленной целью;
- оценивать результат учебной деятельности.

I. Задание на самоанализ.

Закончите предложения:
1. Мне важно правильно писать чередующиеся гласные в корне слова, потому что........
2. Чтобы правильно написать слова с чередующимися гласными в корне КАС-, КОС-, надо........

II. Задание на самооценку.
Закончите предложения:
Я (очень, не очень) доволен(льна) собой, потому что (смог(ла), не смог(ла)) написать правильно слова самостоятельно.

Личностные умения:
- оценивать результат учебной деятельности.
Регулятивные умения:
- соотносить полученный результат с поставленной целью.