Путь к достижению богатства русского языка начинается с первых школьных лет. Уже в первом классе дети приобщаются к этому великому источнику - слову. К.Паустовский писал: «Богатства русского языка неизмеримы .Они просто ошеломляют. Для всего, что существует в мире, в нашем языке есть точные слова и выражения».
Учащиеся начальной школы знакомятся с новыми словами, их значениями, приобретают новые орфографические и грамматические навыки и умения, учатся использовать языковые средства в речи, красиво и точно выражать свои мысли. Приобщаясь к тайнам слова, ученики открывают для себя язык как великую духовную ценность, богатейшую сокровищницу русской культуры.
Написание словарных слов - это одна из проблем, с которой сталкиваются ученики в начальной школе. Каждый педагог знает, с каким трудом даётся изучение словарных слов, как быстро дети устают от монотонного повторения, как неохотно заглядывают в словарь. Наблюдения показывают, что учащиеся, переходя из класса в класс, допускают ошибки в написании слов с непроверяемыми гласными.
Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальных классов, является задача научить ребёнка писать эти слова без ошибок. А сделать процесс усвоения трудных слов более эффективным, помочь сформировать у младших школьников навык написания слов, обогатить их словарный запас, развить интерес к родному языку - задача сложная, требующая большого напряжения и сил учителя. Поэтому в работе по усвоению слов с непроверяемым написанием особую актуальность приобретает разнообразие приёмов, способствующих прочному запоминанию правильного написания.
Изучив и проанализировав научно-методические рекомендации по развитию памяти и повышению грамотности детей я применяю и выбираю то, что работает на практике в традиционной школе. При этом использую различные формы и методы, разные по степени сложности. Пытаюсь создать на уроке условия для творчества и фантазии ребят ориентирую учеников на самостоятельный поиск, вовлекая, тем самым, в разные виды деятельности. Всё это побуждает ребят к выбору индивидуального способа запоминания «словарных слов».
Приём ассоциативной связи при работе со словарными словами
Для организации эффективной деятельности учащихся по запоминанию написания словарных слов я предлагаю использовать приём ассоциативного запоминания словарных слов, как один из действенных приёмов, дающий прекрасные результаты.
Работа по усвоению слов с непроверяемым написанием приёмом ярких ассоциаций способствует прочному запоминанию словарного слова и развитию творческих способностей учащихся. Алгоритм ассоциативного запоминания работает на развитие альтернативного мышления ребенка, развивает его способность к самоанализу, учит понимать самого себя, прислушиваться к себе.
Для обеспечения результативности использования данного приёма необходимо соблюдать следующие педагогические условия, способствующие развитию орфографической зоркости в ходе словарной работы на основе подбора ассоциативных образов:
- систематичность (от урока к уроку, от класса к классу);
- использование заданий проблемно-поискового характера и игровых форм, направленных на усвоение и углубление знаний учащихся по лексическому значению и составу слова;
- систематическое применение опорных таблиц, составленных на основе вариантов ассоциативных образов.
Данная методика включает традиционные приемы работы со словарными словами, дополненные приемами создания и использования ассоциативных образов. Основу ассоциативной методики запоминания составляет активная учебная деятельность младших школьников.
Суть приёма: трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать орфограмму. Ассоциативное запоминание помогает согласовывать различные каналы восприятия: визуальный, аудиальный и кинестетический. При знакомстве с новым словарным словом на основе приёма ярких ассоциаций рекомендую проводить в определённой последовательности:
- предъявление словарного слова;
- объяснение лексического значения слова;
- постановка ударения;
- подчеркивание слога, который вызывает трудности при написании;
- запись в словарь с выделением (размером, цветом, рисунком) сомнительной орфограммы;
- нахождение ассоциативного образа, связанного со словарем, и запись его напротив словарного слова в словаре с выделением (размером, цветом, рисунком) одинаковых букв;
- изображение словарного слова, объединенного с ассоциативным образом (рисунок, пересечение слов через сомнительную орфограмму), т.е. работа по опоре;
- прочитывание словарного слова и четкое воспроизведение вслух найденного ассоциативного образа (по словарю и по опоре) с представлением их объединения и связывающей их сомнительной орфограммы;
- составление и запись предложений с новым словарным словом с выделением в словарном слове цветом сомнительной орфограммы, подбором родственных слов.
К ассоциативному образу предъявляются следующие требования:
1. Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-либо признаком.
Сл. слово ? Ас. Образ
Ассоциативная связь может быть по:
- цвету;
- форме;
- действию;
- материалу;
- количеству;
- месту расположения;
- звучанию;
- вкусу;
- назначению и т.д.
2. Ассоциативный образ должен иметь в своем написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове.
Ассоциативная методика имеет также и другие виды:
- Приём графических ассоциаций (запоминание на основе ярких рисунков, которые опираются на смысл и орфограмму слова).
- Приём фонетических ассоциаций (метод В.Агафонова). Приём графических ассоциаций просто не может не понравиться детям. Для того, чтобы запомнить словарное слово, ребенок выполняет рисунки на буквах, которые вызывают трудности в написании, либо надо сделать рисунок, обозначающий само слово и обыграть в нем запоминаемую букву.
Рисунки надо делать только на тех буквах, которые вызывают затруднения при написании, иначе происходит «нагромождение» образов. Рисунок должен обязательно соответствовать смыслу слова.
Процесс этот сколь увлекательный, столь и полезный. Дети с удовольствием рисуют, что не только позволяет им запомнить словарные слова, но и развивает воображение.
Приём графических ассоциаций больше других нравится детям. При запоминании написания словарного слова надо сделать рисунок, обозначающий само слово и обыграть в нем запоминаемую букву. Она может быть большая или маленькая, печатная или письменная, любого шрифта. Если взять, например, слово Магнит, то на картинке должны быть и сам магнит, и буква "А".
Эта картинка хорошо запоминается и легко вспоминается. Не стоит бояться, что каждый раз придется повторять этот путь; сначала вспомнить картинку, затем определить зашифрованную в ней букву и лишь затем правильно написать словарное слово. Со временем навык сокращается, свертывается и нужное слово само припоминается и пишется правильно, без промежуточного вспоминания картинки.
Приём фонетических ассоциаций предпочтителен в тех случаях, когда фраза из созвучия и словарного слова особенно удачна. Например, слово завтрАк. Созвучное ему слово рАк. Если эти два слова соединить в одной фразе, то получится - на завтрак раки. Придуманная фраза хорошо звучит и хорошо представляется, также может сопровождаться рисунком. Или, например, инженер - Женя - инженер, тарелка - тарелка-это тара.
Можно воспользоваться чудесной образной памятью детей и придумать для словарных слов свои правила - «неправильные». А можно это сделать с помощью ассоциаций, чтобы активно заработала эмоционально-образная память.
Принцип работы заключается в следующем: запоминаемое слово связываем с другим, в котором «проблемная» буква сомнений не вызывает. И по звучанию это слово должно быть похоже на словарное. Ассоциативная связь обыгрывается в стихотворении, сказке, загадке или шараде, и у словарного слова появится «приемный родственник», который поможет выделить и прочно запомнить нужную орфограмму. Чем такая связь между словами неожиданней, смешней и абсурдней, тем выше эффективность запоминания.
Возьмем, например, слово газета. Как запомнить, что оно пишется через «а», а не «о»? Подберем для него «приемного родственника» - слово газ. В этом слове звук «а» - ударный и написать здесь «о» просто невозможно. А само слово совпадает с первой частью слова газета. Осталось только связать их между собой.
При таком подходе дети легко запомнят словарные слова, будут правильно использовать их в речи, расширят свой словарный запас, будут развивать ассоциативное мышление. Кроме того, работая по этой методике, учащиеся будут получать удовлетворенность от проделанной работы.
Вот несколько приёмов ассоциативной связи составленной в совместной деятельности с детьми на уроках русского языка.
автомобиль - машина тоже, две буквы о - как два колеса, на них она встанет, и ехать сможет.
алфавит - В азбуке есть алфавит,
Первым аист там стоит.
В алфавите буква «А»
Самой первой быть должна…
В греческом алфавите первая буква - альфа.
В процессе такой работы над словарными словами у учеников формируются УУД.
Познавательные:
- умения перерабатывать информацию для получения нового продукта;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные:
- умения доносить свою позицию до других;
- умения понимать другие позиции (пытаться принимать другую точку зрения);
Регулятивные:
- решение проблемы творческого и поискового характера.
Таким образом, метод ярких ассоциаций позволяет осуществлять яркое, образное изложение материала, активизировать воображение учащихся, способствует развитию познавательного интереса. Запоминание слова с непроверяемой орфограммой на основе подбора ярких образов позволяет быстрее и без перегрузки добиться более высоких показателей.
Метод ярких ассоциаций отвечает требованиям проблемного обучения, так как организуется активная мыслительная работа, требующая установления сходства и различия, выявления причинно-следственных связей.
Работа со «Словарём»
При работе со словами с непроверяемыми написаниями, учу детей работать со «Словарём», помещённым в учебнике «Русский язык». Предлагаю детям следующие задания:
- Выписать слово на тему «Птицы», «Школьные вещи» и др.;
- Выписать слово, состоящее из одного корня и окончания, слово к схеме;
- Найти 5-6 слов с безударной гласной о (е, и, я) в корне;
- Выписать слова с парной согласной на конце;
- Выписать слово, состоящее из двух (трёх) слогов;
- Выписать самое длинное (самое короткое) слово;
- Выписать слова, в которых есть только мягкие (только твёрдые) согласные звуки;
- Выписать слова с сочетаниями -оло-, (-оро-, -ере-);
- Выписать слова, к которым можно подписать имена девочек (мальчиков);
- Выписать слова с ударением на первом (втором, третьем) слоге;
- Выписать имена прилагательные (глаголы);
- Выписать слова, к которым можно подобрать однокоренные имена прилагательные (глаголы).
Для проверки усвоения написания слов использую индивидуальные карточки с пропущенными буквами и словарные диктанты, которые провожу каждую неделю. специальных блокнотах.
Игры со словами
Игра "Хвостоглав"
Перед тобою в столбике слова,
Хвост одного, другого голова.
Слова сумейте точно прочитать
А с безударной гласной в корне - записать!
Баранец (Баран, ранец).
Коровал (Корова, овал).
Бумагазин (Бумага, магазин).
- Составьте устно предложение с любым словарным словом. Запишите его схемой.
Игра "Распутай слова"
Вот так горе! Вот беда!
Как запутались слова!
Все они из трёх слогов.
Кто помочь словам готов?
Со бек ор бы рё зи ка за на
- Запишите в тетради слова, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную. (Собака, берёза, корзина.)
Игра "Кто секреты отгадает, тот сюрпризы получает"
На доске записаны "заколдованные" слова, в каждое из которых вставлен лишний слог: сарипог, оперсина, гширамм, восугрона. (сапог, осина, грамм, ворона.)
- Сравните слова по согласным звукам.
- Какое слово лишнее? Почему? (В слове осина есть мягкий согласный [с'], в остальных словах все согласные звуки твёрдые.)
- Как обозначена мягкость согласного [с'] в слове осина?
- Какое из этих слов нельзя перенести с одной строки на другую? (Грамм.)
- Измените слово так, чтобы его можно было перенести, использовав правило о переносе слов с удвоенной согласной. Запишите это слово, разделив его для переноса (грам - мы).
Этимологический анализ - эффективный приём обогащения словаря младших школьников. Этот приём может служить важным средством объяснения значений непонятных слов, относящихся к природоведческим, общественно-политическим, нравственным и эстетическим понятиям на уроках русского языка и чтения.
Этимологическая справка содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном значении, помогает "прояснить" исторический состав слова. Нередко обращение к истории слова позволяет мотивировать его современное правописание.
Игра "Соберём букет"
- Угадайте, какие цветы войдут в наш букет для перевода их названий на русский язык. (Учитель может показывать изображение цветов и располагать их на доске по кругу.)
а) "жемчужина" (маргаритка.);
б) "цветок солнца" (хризантема);
в) "меч" (гладиолус);
г) "радуга" (ирис);
д) "тростник", "дудка" (сирень).
Звукобуквенный анализ слова "сирень".
- Это слово пришло из греческого языка, означает "дудка", "тростник". После выдавливания сердцевины из ветки сирени она становится полой, как трубка.
- Подберите синонимы к прилагательному сиреневый, (фиолетовый, лиловый).
Игра «Фотоглаз»
Учитель показывает карточки с написанными фразеологизмами. Дети должны успеть прочитать и записать в тетрадь только выделенное словарное слово. При проверке следует прочитать это слово, вспомнить фразеологизм, объяснить, когда так говорят.
Слова с непроверяемыми написаниями мною используются при объяснении нового и закрепления старого материала, при проведении минуток чистописания, особенно при написании строчных букв, в творческих и контрольных работах. Никогда не оставляю без внимания ни одного непонятного слова с непроверяемым написанием, встречающегося на страницах учебников в начальной школе. Учу видеть такие слова в стихах, рассказах, упражнениях и находить им объяснения. Языковым материалом для проведения упражнений могут стать пословицы, загадки, предложения и тексты. Разнообразие заданий в работе над словами с непроверяемым написанием активизирует деятельность детей, повышает интерес к овладению богатствами родного языка, воспитывает внимание к слову. В результате увеличивается количество положительных отметок, растёт интерес к русскому языку.
Список использованной литературы
- Погодина А. Словарная работа на основе метода ярких ассоциаций // Начальная школа. 2010. № 13.
- Агафонов В.В. Ассоциативный орфографический словарик - 2-е изд. - М.: Ювента, 2007 - 63с.
- Словарные слова: 1-2 кл./ Узорова О.В.Нефёдова Е.А. - М.:АСТ: Астрель, 2007. - 95с.
- Словарные слова: 3-4 кл./ Узорова О.В.Нефёдова Е.А. - М.:АСТ: Астрель, 2007. - 95с.