Цель проведения коррекционно-развивающей работы:
- использование процесса обучения русского языка для повышения уровня общего развития учащегося с ограниченными возможностями здоровья и коррекции недостатков его познавательной деятельности и личностных качеств;
- овладение учащимся знаниями по русскому языку, общими методами ее изучения, учебными умениями.
Задачи:
- повышение уровня общего развития учащегося с учетом темпа деятельности, динамики работоспособности;
- формирование доступных учащемуся УУД по русскому языку, их практического применения в повседневной жизни;
- дифференцированная помощь обучающемуся, коррекция познавательной деятельности и личностных качеств с учетом индивидуальных возможностей ученика на различных этапах обучения;
- воспитание целенаправленной деятельности, трудолюбия, самостоятельности, навыков контроля и самоконтроля, аккуратности, умения принимать решение.
При организации учебной деятельности обучающихся учитывать следующие рекомендации:
1. Смена различных видов деятельности во время урока во избежание отвлечения внимания и переутомления обучающихся.
Виды деятельности учащихся на уроке:
- чтение текста учебника дома и в классе;
- составление плана;
- близкие к тексту и сжатые пересказы;
- рассматривание иллюстраций и составление по ним рассказа;
- работа с различными историческими источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации;
- составление логических событийных цепей;
- выделение причинно - следственных связей;
- участие в дискуссии;
- составление схем и таблиц;
- конспектирование.
2. Использование наглядного материала.
3. Опора на опыт ребенка во время объяснения нового материала.
4. Повторение пройденного материала. Построение объяснения нового материала с опорой на полученные ранее знания.
5. Использование во время урока заданий, направленных на развитие тех или иных психических процессов обучающегося: внимания, памяти, зрительного восприятия, мышления; развивающие задания должны органично дополнять изученное.
6. Учет темпа деятельности обучающихся. Работа в индивидуальном темпе.
7. Использование форм, способов и средств проверки и оценки результатов обучения:
- пересказ (сжатый, выборочный), развернутый ответ на вопрос.
- контрольный тест, включающий задания (с выбором ответа, с кратким ответом, на знание орфографии, пунктуации);
- контрольная работа.
Основные направления коррекционной работы:
- Коррекция фонематического слуха.
- Коррекция артикуляционного аппарата.
- Коррекция слухового и зрительного восприятия.
- Коррекция мышц мелкой моторики.
- Коррекция познавательных процессов.
В ходе коррекционно-развивающей работы на уроках русского языка в соответствии с содержанием материала подбираются и объединяются виды организации коррекционной работы в ходе уроков русского языка и виды учебной деятельности по предмету (см. таблицу), а также к каждому уроку подбирается комплекс упражнений или модифицированных психологических методик.
Виды организации коррекционной работы в ходе уроков русского языка |
Виды учебной деятельности по предмету |
1. Детализация учебного материала и пошаговое обсуждение, преподнесение материала небольшими порциями, с постепенным усложнением.
|
1. Работа с учебным текстом:
|
Коррекционно-развивающая работа на уроках русского языка
для ученика (цы) 8 класса
Название
раздела |
Организация коррекционно-развивающей работы
|
Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке |
Роль языка в жизни человека и общества. Русский язык - национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире. Русский язык как развивающееся явление.
|
Фонетика, орфоэпия и графика |
Звуки речи. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Фонетический анализ слова.
|
Морфемика и словообразование |
Состав слова. Морфема как минимальная значимая единица языка. Основа слова и окончание. Виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание. Нулевая морфема. Словообразующие и формообразующие морфемы. Чередование звуков в морфемах. Морфемный анализ слова.
|
Лексикология и фразеология |
Слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Лексическая сочетаемость. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Активный и пассивный словарный запас. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Сферы употребления русской лексики. Стилистическая окраска слова. Стилистические пласты лексики (книжный, нейтральный, сниженный). Стилистическая помета в словаре. Исконно русские и заимствованные слова. Фразеологизмы и их признаки. Фразеологизмы как средства выразительности речи. Основные лексические нормы современного русского литературного языка (нормы употребления слова в соответствии с его точным лексическим значением, различение в речи омонимов, антонимов, синонимов, многозначных слов; нормы лексической сочетаемости и др.). Лексический анализ слова.
|
Морфология |
Использование карточек с индивидуальными заданиями, задания с выбором ответа, карточки-тренажеры, карточки-конспекты. Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Традиционная классификация частей речи. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи. Различные точки зрения на место причастия и деепричастия в системе частей речи. Служебные части речи. Междометия и звукоподражательные слова.
|
Синтаксис |
Составление логических цепей.
|
Правописание: орфография и пунктуация |
Орфография. Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем. Правописание Ъ и Ь. Слитные, дефисные и раздельные написания. Прописная и строчная буквы. Перенос слов. Соблюдение основных орфографических норм.
|