Индивидуальная коррекционно-развивающая работа по русскому языку для 8-го класса

Разделы: Русский язык

Класс: 8


Цель проведения коррекционно-развивающей работы:

  • использование процесса обучения русского языка для повышения уровня общего развития учащегося с ограниченными возможностями здоровья и коррекции недостатков его познавательной деятельности и личностных качеств;
  • овладение учащимся знаниями по русскому языку, общими методами ее изучения, учебными умениями.

Задачи:

  • повышение уровня общего развития учащегося с учетом темпа деятельности, динамики работоспособности;
  • формирование доступных учащемуся УУД по русскому языку, их практического применения в повседневной жизни;
  • дифференцированная помощь обучающемуся, коррекция познавательной деятельности и личностных качеств с учетом индивидуальных возможностей ученика на различных этапах обучения;
  • воспитание целенаправленной деятельности, трудолюбия, самостоятельности, навыков контроля и самоконтроля, аккуратности, умения принимать решение.

При организации учебной деятельности обучающихся учитывать следующие рекомендации:

1. Смена различных видов деятельности во время урока во избежание отвлечения внимания и переутомления обучающихся.

Виды деятельности учащихся на уроке:

  • чтение текста учебника дома и в классе;
  • составление плана;
  • близкие к тексту и сжатые пересказы;
  • рассматривание иллюстраций и составление по ним рассказа;
  • работа с различными историческими источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации;
  • составление логических событийных цепей;
  • выделение причинно - следственных связей;
  • участие в дискуссии;
  • составление схем и таблиц;
  • конспектирование.

2. Использование наглядного материала.

3. Опора на опыт ребенка во время объяснения нового материала.

4. Повторение пройденного материала. Построение объяснения нового материала с опорой на полученные ранее знания.

5. Использование во время урока заданий, направленных на развитие тех или иных психических процессов обучающегося: внимания, памяти, зрительного восприятия, мышления; развивающие задания должны органично дополнять изученное.

6. Учет темпа деятельности обучающихся. Работа в индивидуальном темпе.

7. Использование форм, способов и средств проверки и оценки результатов обучения:

  • пересказ (сжатый, выборочный), развернутый ответ на вопрос.
  • контрольный тест, включающий задания (с выбором ответа, с кратким ответом, на знание орфографии, пунктуации);
  • контрольная работа.

Основные направления коррекционной работы:

  • Коррекция фонематического слуха.
  • Коррекция артикуляционного аппарата.
  • Коррекция слухового и зрительного восприятия.
  • Коррекция мышц мелкой моторики.
  • Коррекция познавательных процессов.

В ходе коррекционно-развивающей работы на уроках русского языка в соответствии с содержанием материала подбираются и объединяются виды организации коррекционной работы в ходе уроков русского языка и виды учебной деятельности по предмету (см. таблицу), а также к каждому уроку подбирается комплекс упражнений или модифицированных психологических методик.

Виды организации коррекционной работы в ходе уроков русского языка

Виды учебной деятельности по предмету

1. Детализация учебного материала и пошаговое обсуждение, преподнесение материала небольшими порциями, с постепенным усложнением.
Создание ситуации успеха, благоприятного психологического климата на занятии, смена видов заданий, работа в темпе ребенка.
2. Создание проблемных ситуаций, сравнение (чем похожи и чем отличаются), наблюдение и анализ (что изменилось и почему?) группировка по общности признаков, исключение лишнего.
3. Упражнения на развитие внимания.
4. Использование разнообразных видов занятий (игровых) применение красочного наглядного материала
5. Формирование словесно-логической формы мышления через речевление умственных действий (цели, плана, способа, результата деятельности)
6. Развитие мыслительных операций и способов действия на основе многократного проговаривания
7. Упражнение в многократном использовании новой лексики
8. Использование разнообразной наглядности, простых инструкций, таблиц, схем
9. Устанавливание взаимосвязи между изученным и новым материалом.
10. Развитие познавательного интереса, устойчивого внимания.
11. Развитие устной речи
12. Развитие мышления, самоконтроля, критичности.
13.Развитие умения сравнивать и анализировать.

1. Работа с учебным текстом:
- чтение текста;
- пересказ;
- составление вопросов по тексту и нахождение ответов на вопросы с опорой на текст;
- сопоставление отдельных отрывков текста;
- решение задач;
- участие в диалоге, высказывание своей точки зрения;
-составление рассказа по иллюстрации
3. работа со схемами и таблицами
- заполнение таблиц на основании текста;
- составление и чтение простых схем
4. работа с терминологией
- правильное произношение и написание терминов;
-пояснение значения термина;
- правильное использование термина в контексте содержания

Коррекционно-развивающая работа на уроках русского языка
для ученика (цы) 8 класса

Название
раздела

Организация коррекционно-развивающей работы
на уроках

Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке

Роль языка в жизни человека и общества. Русский язык - национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире. Русский язык как развивающееся явление.
Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Историческое развитие русского языка.
Формы функционирования современного русского языка (литературный язык, понятие о русском литературном языке и его нормах, территориальные диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон).
Взаимосвязь языка и культуры. Отражение в языке культуры и истории народа. Взаимообогащение языков народов России. Пословицы, поговорки, афоризмы и крылатые слова.
Русский язык - язык русской художественной литературы. Языковые особенности художественного текста. Основные изобразительно-выразительные средства русского языка и речи, их использование в речи (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение и другие).
Основные лингвистические словари. Работа со словарной статьей.
Выдающиеся отечественные лингвисты.
Составление плана, составление логических цепей, использование наглядного материала.

Фонетика, орфоэпия и графика

Звуки речи. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Фонетический анализ слова.
Соотношение звука и буквы.
Интонация, ее функции.
Связь фонетики с графикой и орфографией.
Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные нормы произношения слов Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм.
Применение знаний по фонетике в практике правописания.

  • Карточки с индивидуальными заданиями.
  • Задания с выбором ответа.
  • Карточки - тренажеры.
  • Творческие задания.

Морфемика и словообразование

Состав слова. Морфема как минимальная значимая единица языка. Основа слова и окончание. Виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание. Нулевая морфема. Словообразующие и формообразующие морфемы. Чередование звуков в морфемах. Морфемный анализ слова.
Способы образования слов (морфологические и неморфологические). Производящая и производная основы, Словообразующая морфема. Словообразовательная пара. Словообразовательный анализ слова.
Словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо.
Применение знаний по морфемике и словообразованию в практике правописания.
Составление логических цепей. Использование наглядного материала.

Лексикология и фразеология

Слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Лексическая сочетаемость. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Активный и пассивный словарный запас. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Сферы употребления русской лексики. Стилистическая окраска слова. Стилистические пласты лексики (книжный, нейтральный, сниженный). Стилистическая помета в словаре. Исконно русские и заимствованные слова. Фразеологизмы и их признаки. Фразеологизмы как средства выразительности речи. Основные лексические нормы современного русского литературного языка (нормы употребления слова в соответствии с его точным лексическим значением, различение в речи омонимов, антонимов, синонимов, многозначных слов; нормы лексической сочетаемости и др.). Лексический анализ слова.
Понятие об этимологии.
Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
Использование карточек с индивидуальными заданиями, задания с выбором ответа, карточки-тренажеры, карточки-конспекты.

Морфология

Использование карточек с индивидуальными заданиями, задания с выбором ответа, карточки-тренажеры, карточки-конспекты. Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Традиционная классификация частей речи. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи. Различные точки зрения на место причастия и деепричастия в системе частей речи. Служебные части речи. Междометия и звукоподражательные слова.
Морфологический анализ слова.
Омонимия слов разных частей речи.
Основные морфологические нормы русского литературного языка (нормы образования форм имен существительных, имен прилагательных, имен числительных, местоимений, глаголов, причастий и деепричастий и др.).
Применение знаний по морфологии в практике правописания.

Синтаксис

Составление логических цепей.
Единицы синтаксиса русского языка. Словосочетание как синтаксическая единица, его типы. Виды связи в словосочетании. Типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения. Главные и второстепенные члены, способы их выражения. Типы сказуемого. Предложения простые и сложные. Структурные типы простых предложений (двусоставные и односоставные, распространенные - нераспространенные, предложения осложненной и неосложненной структуры, полные и неполные). Типы односоставных предложений. Однородные члены предложения, обособленные члены предложения; обращение; вводные и вставные конструкции. Сложные предложения. Типы сложных предложений. Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения. Сложные предложения с различными видами связи.
Способы передачи чужой речи.
Синтаксический анализ простого и сложного предложения.
Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность, завершенность). Внутритекстовые средства связи.
Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка (нормы употребления однородных членов в составе простого предложения, нормы построения предложений с прямой и косвенной речью (цитирование в предложении с косвенной речью и др.).
Применение знаний по синтаксису в практике правописания.

Правописание: орфография и пунктуация

Орфография. Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем. Правописание Ъ и Ь. Слитные, дефисные и раздельные написания. Прописная и строчная буквы. Перенос слов. Соблюдение основных орфографических норм.
Пунктуация. Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Знаки препинания в конце предложения, при прямой речи и цитировании, в диалоге. Соблюдение основных пунктуационных норм.
Орфографический анализ слова и пунктуационный анализ предложения.
Использование карточек и индивидуальными заданиями, задания с выбором ответа, карточки-тренажеры, карточки-конспекты.

Приложение к программе