Развитие орфографической зоркости у обучающихся среднего звена

Разделы: Русский язык


Не секрет, что среди всех школьных предметов русский язык является одним из самых трудных. Казалось бы, ребенок с детства овладевает родным языком, но, с другой стороны, это сложная дисциплина, овладение которой требует большого труда.

Методики обучения орфографии рассмотрены в трудах учёных: Алгазиной Н.Н., Булохова В.Я., Бондаренко С.М., Ивановой В.Ф., Разумовской М.М., Петровой Е.Н., Баранова М.Т., Шатовой Е.Г., Остриковой Т.А. и многих других.

Но проблема формирования орфографической грамотности детей актуальна и по сей день по разным причинам: трудность изучаемой орфограммы, разрозненность правил, невнимание обучающихся к слову, к речи, падение интереса к чтению, ограниченный словарный запас и т.д. Даже ученики, выучившие формулировки правил орфографии, часто не умеют опираться на них при письме, не всегда замечают в тексте «ошибкоопасные» места. В курсе русского языка правила представлены как набор, а не система.

Итак, как же сформировать у учеников орфографическую зоркость? Она развивается постепенно, в процессе разнообразных занятий: языкового анализа и синтеза - выделения звуков и букв, морфем (корня, приставки, суффиксов, окончаний), при вдумчивом чтении, при написании диктантов, при осложненном списывании. Важно, чтобы ребята сами стремились выработать орфографическую зоркость.

Для успешного усвоения правил русского языка и точного их применения ребёнок должен обладать целым рядом умений, одним из этих необходимых умений является быстрое запоминание и в нужный момент воспроизведение определенных орфограмм и пунктограмм. Иначе говоря, ученик должен обладать языковой «готовностью памяти». Это умение на уроках русского языка требуется постоянно, поэтому необходимо развивать память и совершенствовать её. В современной школе первостепенная задача обучения русскому языку - формирование орфографической грамотности, которая обеспечивает точность выражения мысли и взаимопонимания в письменном общении.

Учитель призван развить в каждом ребенке способность владеть словом, рассматривать его с разных сторон, понимать закономерности языка. Однако важно за «скучной» грамматикой и «однообразной» орфографией не потерять интерес детей к великому русскому языку. С чего же следует начать? С орфограммы!

Орфография - это система правил написания слов. Орфографическая зоркость - это умение замечать орфограммы, то есть те случаи на письме, где при едином произношении возможен выбор написания

Нужно учитывать факторы формирования орфографической зоркости:

1. Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний.

Ученые - психологи доказали, что стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова. Ошибка отложится в памяти крепко, а затем надо будет много раз написать это слово, чтобы устранить ошибку.

2. Слуховой фактор. Человек, как известно, всегда пишет так, как слышит, поэтому нужно хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или что пишущий себе диктует.

3. Рукодвигательный фактор. Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т.е. при ритмичном движении пишущей руки, поэтому необходимо как можно больше писать. Рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного слова, «запоминает» и затем пишет его уже автоматически.

4. Проговаривание. Большую роль в формировании орфографического навыка играет проговаривание слова так, как надо написать.

Учитель должен стремиться, чтобы его уроки имели развивающую направленность. Например, материал, предназначенный для выборочного диктанта, может стать средством развития избирательности памяти; слуховые диктаты - средством развития приёмов, позволяющих увеличивать запоминаемый материал. Зрительные диктанты можно направить на развитие точности запоминания. Правило, выученное коллективно на уроке, - результат проведенного анализа или синтеза. Опорные схемы можно объединить по темам и запоминать в системе. При этом необходима минимизация словесного материала правила: вместо слов - зрительно-опорные графические схемы, они сокращают визуальный объем информации в несколько раз. Зрительная память ребенка более цепкая, чем словесно-логическая. И даже физкультминутки можно наполнить упражнениями для развития зрительно-двигательной памяти.

Для формирования орфографической грамотности можно использовать принцип проблемности обучения, отражающийся в логике построения учебного процесса, в содержании изучаемого материала, в методах организации учебно-познавательной деятельности обучающихся и управлении ею, в структуре урока и формах контроля за процессом и результатом деятельности детей. Этому способствует моделирование диалогического взаимодействия (проблемные вопросы, ситуации выбора), формирование умений, внутренней мотивации ребят в овладении орфографической культурой, в смысловом различии слов.

Учитель должен быть исследователем и диагностом: фиксировать сведения о типичных ошибках учеников в диктантах и сочинениях. Нередко причиной типичных ошибок является влияние местного диалекта, а значит, и в этом направлении тоже нужна профилактическая работа. На основе диагностики учитель - исследователь осуществляет выбор методов из числа возможных вариантов, что служит основой оптимизации обучения. Диагностика и прогнозирование - это элементы НОТ (научной организации труда) учителя, позволяющие ему приблизиться к пониманию обучения как управлению познавательной деятельностью обучающихся.

Упражнения для выработки орфографической зоркости

К упражнениям К.Д.Ушинский предъявлял требования:

1.Они «должны быть по возможности, самостоятельными, т.е. действительными упражнениями, а не кажущимися только».

2.«Упражнения должны быть систематическими», т.е. -

  • «всякое новое упражнение должно находиться в связи с предыдущим, опираться на них и делать шаг вперед»,
  • «пусть дети приобретают понемногу, но не теряют ничего из приобретенного и пользуются им для приобретения нового»;
  • «чем больше развивается дар слова в детях, тем меньше должен помогать им учитель, тем самостоятельнее должны быть упражнения».

3.«Упражнения должны быть логическими… Это дает возможность находить главную мысль, привязать к ней второстепенную, схватить самую систему изложения, а не заучивать фразы и слова в том порядке, в каком они стоят».

Все специальные орфографические упражнения сопровождаются устным или письменным языковым разбором.

1. Списывание

Алгоритм списывания текста:

  1. внимательно прочитай предложение;
  2. повтори его, не заглядывая в текст;
  3. подчеркни в предложении все орфограммы;
  4. проверь написанное по тексту, особое внимание обрати на орфограммы и пунктограммы.

Хорошо дома выписывать из любимых книг наиболее понравившиеся отрывки. Время для списывания нужно отводить на каждом уроке, пусть даже это будет одно предложение, но его можно дополнить грамматическими заданиями.

Большое внимание нужно уделять выборочному списыванию, так как это подготовительная работа к обучению выборочным диктантам. Установкой к выборочному списыванию могут быть следующие задания:

  1. Выпиши предложения, выражающие основную мысль текста; восклицательные предложения, побудительное, вопросительное, повествовательное; предложение, соответствующее схеме и т.п.
  2. Выпиши слова - синонимы, антонимы, родственные слова.
  3. Выпиши слова с определенным видом орфограмм; распредели слова из текста по группам, в зависимости от вида орфограмм.
  4. Выпиши слова с пропущенными буквами, определи, в какой части слова есть пропуск буквы, укажи грамматические признаки слов.
  5. Спиши слова определенной части речи.
  6. Выпиши словосочетания.

2. Диктант

Предупредительный диктант (учащиеся записывают текст полностью без изменений).

При проведении предупредительного диктанта перед записью отдельного предложения или целого текста нужно организовать устную работу: ребята объясняют правила написания определенных орфограмм, имеющихся в словах.

Объяснительный диктант

При проведении объяснительного диктанта рассуждение по поводу того, почему надо писать так, а не иначе, осуществляется после записи текста. Чтобы все учащиеся производили соответствующий грамматико-орфографический разбор слов с нужной орфограммой, нужно письменно (путем условных сокращений и подчеркиваний) объяснить написание анализируемых слов. При этом развивается зрительное восприятие текста.

Выборочный диктант (учащиеся записывают текст выборочно).

Учитель ускоряет темп работы, помогает детям сосредоточить внимание на нужной орфограмме. При выборочной записи слов или словосочетаний обучающиеся объясняют соответствующие орфограммы. Часто оно сводится к классификации слов на «правило»: например, в один столбик учащиеся записывают существительные 3 скл., в другой - 2 скл.

Свободный диктант (учащиеся, записывая текст, подвергают его изменениям).

При таком диктанте детям приходится думать не только о содержании и грамматическом оформлении предложений, но и о связи изложения мыслей. Важно, чтобы ребёнок письменно объяснял орфограммы, тогда он научится применять орфографические правила и излагать свои мысли.

Зрительно-слуховые диктанты

Цель - предупреждение ошибок. На доске записывается текст, затем читается, выделяются наиболее интересные с точки зрения орфографии слова, объясняется их правописание, отдельные слова проговариваются. Ученикам предлагается «сфотографировать» отдельные слова и увидеть их внутренним зрением (закрыть глаза и написать). Текст на некоторое время закрывается, а дети еще раз отвечают на вопросы, проговаривают трудные слова. Оттачивается зрительная память.

Диктант с постукиванием

Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать.

«Проверяю себя»

Выполняя этот диктант, обучающиеся могут спрашивать у учителя, как пишется то или иное слово.

Комментированное письмо

Этот вид диктанта строится на основе проговаривания по слогам: ученику нужно не просто проговорить слово, но и обосновать правописание правилами и подбором проверочных слов. Очень важно, чтобы все работали одновременно с комментатором, не отставая и не забегая вперед, тогда предупреждаются ошибки. Сначала комментируют сильные ученики, а потом и все остальные. Этот вид письма развивает внимание к слову, его значению, сообразительность, речь, фонематический слух, мышление.

Письмо по памяти

Письмо по памяти проводится по следующей схеме:

  1. Чтение текста, работа по содержанию.
  2. Орфографический разбор «ошибкоопасных» мест.
  3. Упражнение в запоминании.
  4. Чтение слов с орфограммами.
  5. Запись.
  6. Проверка.

Такой вид письма развивает память, мышление, речь, внимание. Воспитываются трудолюбие, аккуратность, дисциплинированность, самоконтроль.

Система работы над ошибками формирует орфографическую зоркость.

Большое значение имеет исправление ошибок учителем при проверке тетрадей.

«Общий принцип исправления ошибок,- считал Н.С.Рождественский, - сводится к тому, чтобы не парализовать самостоятельность учеников, чтобы они работали над своими ошибками. Учитель не столько дает слова в готовом виде, сколько заставляет учеников размышлять и самостоятельно работать»

Есть и такой прием исправления ошибок: неверно написанные буквы не исправляются, подчеркивается все слово с ошибочным написанием, на полях делается отметка о наличии ошибки. Это заставляет ученика вдуматься в данное слово, увидеть в нем орфограмму, распознать ее тип, а затем уже исправить ошибку в этой позиции.

Индивидуальная работа над ошибками:

  • 1-й этап - поисковый, когда ребенок ищет ошибку в указанном учителем слове. Практикуется взаимопомощь.
  • 2-й этап - написать слово, в котором была допущена ошибка, в отдельную тетрадь и провести работу по исправлению ошибки.

Коллективная работа над ошибками:

На доске - слова с ошибками. Нужно найти орфограммы в ошибочно написанных словах; объяснить, как их правильно написать.

Орфографические минутки

Орфографические пятиминутки - зарядки с включением слов, в которых были допущены ошибки или с целью повторения орфограмм. Это может быть устная работа с сигнальными карточками или письменная на листочках. Это может быть коллективная работа или самостоятельная.

Развитие орфографической зоркости невозможно без работы со словарём. Через слово ученики узнают и осознают законы языка, убеждаются в его точности, красоте и выразительности «Словари - это вся вселенная в алфавитном порядке», - утверждал Анатоль Франс. Ученики должны услышать и запомнить, как произносится слово. Затем надо выяснить его смысл, дать толкование его лексического значения, сначала самостоятельно, а потом уже с помощью толкового словаря. А после знакомства с произношением и семантикой переходим к усвоению орфографии данного слова.

Работа со словарём не только обогащает словарный запас учеников, но и способствует повышению их грамотности, поэтому словарная работа должна проводится на каждом уроке. Особая роль на уроке принадлежит этимологическому словарю. «Наша орфография, будучи почти последовательно этимологической, дает этому богатейшую пищу. Она заставляет разлагать слова на составные части, подыскивать им родственные формы», - утверждал Л.В.Щерба.

Итак, орфографическая зоркость формируется и развивается постепенно, важна установка самих учащихся к её выработке. При системном подходе зоркость автоматизируется и становится компонентом орфографического навыка. Большую помощь в работе оказывают новые технологии - использование компьютера и интерактивной доски, проектная деятельность, презентации и тесты - все это оживляет учебный процесс и позволяет добиться успехов в работе.

Список литературы

  1. Аткинсон В. Память и грамотность: пособие по психологии / В.Аткинсон - Санкт-Петербург: Ленинградское издательство, 2009.
  2. Словарь русского языка С.И.Ожегова / под ред. Л.И.Скворцова. - М.: Память, 2008.
  3. Большой Академический словарь русского языка. В 12 т. Т.4 Россия / под ред. К.С.Горбачевич. - Санкт-Петербург: Наука, 2006.
  4. Большая Российская энциклопедия. В 10 т. Т. 7. Россия / под ред. Ю.С.Осипова. - М.: Просвещение, 2007.
  5. Мурашов А.А. Абсолютная грамотность: учеб.пособие / А.А.Мурашов - Москва: Просвещение, 2003.
  6. Юденко Ю.Р. Повышение орфографической грамотности: учеб. пособие / Ю.Р.Юденко - Москва: Просвещение, 2003.