Урок проводится по учебнику «Русский язык для 9 класса общеобразовательных учреждений». - М. «Просвещение» 2006 г. Авторы: Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю., Чешко Л.А.
В проведении урока помогает показ слайдов компьютерной презентации
Цели:
Познавательные:
- актуализация знаний о строении сложноподчинённых предложений (СПП);
- закрепление знаний о средствах связи его структурных частей, о месте придаточного по отношению к главному предложению;
- отработка умения конструировать и использовать в речи СПП;
- отработка умения составлять схемы СПП;
- отработка умения характеризовать предложения;
- совершенствование пунктуационных навыков;
- овладение синтаксической терминологией.
Развивающие:
- развивать речевые навыки составления связного текста;
- развивать потребности к речевому самосовершенствованию.
Воспитательные:
- воспитание любви к родной природе;
- воспитание сознательного отношения к возможностям языка;
- воспитание интереса к урокам русского языка средствами самого урока.
Методические приемы: проверка домашнего задания; сравнительный анализ предложений, редактирование: замена простых предложений синонимичными конструкциями СПП (богатство синтаксической синонимии), составление схем предложений и их характеристика, наблюдения над смыслом сложноподчинённых предложений с гибкой структурой, выборочный диктант; составление сочинения-миниатюры, чтение отрывков из творческих работ учащихся, тестирование; подведение итогов урока; объяснение домашнего задания.
Методы:
- по характеру познавательной деятельности учащихся: репродуктивный, проблемный (проблемная ситуация возникает при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новой учебной ситуации), частично-поисковый;
- по степени активности учащихся: продуктивные, творческие;
- по источнику знаний: словесные, практические;
- стимулирования и мотивации: познавательные, эмоциональные;
- интеллектуальные: индуктивные, дедуктивные, сравнения;
- контроля и самоконтроля: устный, письменный, самоконтроль;
- по организации деятельности: индивидуальные, фронтальные.
Оборудование: презентация учителя, компьютер, мультимедиапроектор, экран, учебники, тетради, книга Граник Г.Г, Бондаренко С.М. «Секреты пунктуации», сигнальные карточки (1. с изображением гуся, 2. с изображением матрёшки).
Ход урока
1. Сообщение темы и цели урока (1, 2 слайд).
Сегодня на уроке, продолжая изучение структуры сложноподчиненного предложения, мы должны углубить свои знания о его строении; о средствах связи его структурных частей; о месте придаточного по отношению к главному предложению; отрабатывать умение составлять и использовать в речи СПП (сложноподчиненные предложения); совершенствовать пунктуационные навыки.
2. Проверка домашнего задания (3 слайд).
- Какие предложения называются сложноподчиненными?
- Приведите примеры из домашнего упражнения.
- Из каких частей состоит СПП?
- Чем связывается придаточное предложение с главным?
- Как отличить подчинительные союзы от союзных слов?
- Расскажите о роли указательных слов в СПП.
3. Наблюдение над языковым материалом (4-8 слайд).
- Определите вид сложного предложения.
- Назовите главную и придаточную часть.
- Укажите место придаточной части по отношению к главной.
Если осенью выдаётся свободный денёк, мы отправляемся в лес.
Хороша природа, когда под солнцем сверкает золото листвы.
Рябина, что растёт у дороги, похожа на пылающий костёр.
Вывод формулируют учащиеся: структура СПП гибкая; придаточная часть может перемещаться по отношению к главной, т.е. может стоять
- перед главной (…), […].
- после главной […], (…).
- в середине главной [… ,(…), ...].
4. Конструирование предложений (9-10 слайд).
Простые предложения преобразуйте в сложноподчинённое.
Запишите все возможные варианты.
Составьте схемы сложноподчинённых предложений.
1. Туман рассеялся. 2. Мы вышли к реке.
Отличаются ли эти предложения по смыслу? В чём заключается их различие?
Вывод: формулируют учащиеся.
5. Работа с книгой Граник Г.Г, Бондаренко С.М. «Секреты пунктуации» (Книга для учащихся среднего и старшего возраста. М. «Просвещение» 1987 г.), глава «Гуси и матрёшки», стр. 85 - 86 (11 слайд).
«Сейчас вы прочтёте два предложения, которые не отличаются друг от друга по смыслу, но «устроены» по-разному. Попробуйте объяснить эти различия.
1. Когда садилось солнце, партия геологов уже подходила к реке.
2. Партия геологов, когда садилось солнце, уже подходила к реке.
«Устройство» этих сложных предложений различается расположением входящих в них простых. В первом примере простые предложения следуют одно за другим, как гуси на прогулке. Во втором примере предложение оказалось внутри другого, как матрешка в матрешке.
Запомните! То предложение, которое расположено внутри другого, выделяется запятыми с двух сторон.
Вот вам еще одно правило «хорошего пунктуационного поведения»: при работе со сложным предложением выясняйте, как расположены входящие в него простые - одно за другим (как гуси) или одно внутри другого (как матрёшка)».
6. Работа с сигнальными карточками «Гуси» и «Матрёшки» (12 слайд).
Лес стоит неподвижно словно он всматривается в ночное небо.
В небе которое усеяно звёздами вспыхивают зарницы.
Кругом тишина которую не нарушает ни один звук.
Когда появилась луна она осветила поляну загадочным светом.
Звёзды что мерцают над головой постепенно бледнеют и гаснут.
Пока не наступит рассвет посидим у костра.
Небо где должно появиться солнце скоро медленно порозовеет.
В то время как я задремал показались первые солнечные лучи.
7. Объяснительное письмо (13 слайд).
Укажите предложения, в которых можно изменить место придаточного по отношению к главному. Запишите все возможные варианты. Постройте схемы СПП.
Я люблю бродить по лесу, когда наступает осень. Наблюдаю, как медленно осыпаются разноцветные листья. Листва усыпала дорожку так, что она кажется мягким ковром. Чтобы по-настоящему отдохнуть, вдыхаю свежий воздух полной грудью.
8. Валеологическая пауза. Гимнастика для глаз (14 слайд).
9. Творческая работа.
Сочинение-миниатюра по репродукции картины И.И.Левитана «Золотая осень» (15 - 16 слайд).
Примерные работы.
Чтобы представить себе осень, достаточно посмотреть на картину И.Левитана «Золотая осень». Мы видим жёлтую траву, которая ещё недавно по-летнему ярко зеленела. Берёзовая роща, что покрылась золотом листвы, манит к себе. Зовёт на свои берега речушка, которая тонкой лентой убегает вдаль. Небо, что отражается в реке, уже дышит прохладой. Когда смотришь на эту картину, хочется присесть на пригорок и любоваться осенней природой. (Асеинова Александра)
Кажется, что прошёл золотой дождь, украсивший природу. Мне всегда так думается, когда наступает осень. Хочется потрогать листву и травы, чтобы убедиться, что они настоящие. Если солнце освещает лес, наступает настоящий праздник золотой осени. Воздух настолько пронизан блеском, что до него можно дотронуться. Когда попадаешь в осеннюю пору в лес, на душе становится легко и спокойно. (Юркина Елена)
Наступило время, когда осень вступила в свои права. Листья падают с деревьев, если даже ветра нет совсем. Они ложатся на землю, чтобы укрыть её разноцветным ковром. Рябина, что растёт у моей калитки, горит словно костёр. Подойду к рябине, чтобы вдохнуть её свежий горьковатый запах осени. (Зыбкин Дмитрий)
10. Самостоятельная работа с учебником: § 9, стр. 41(18 слайд).
11. Выполнение теста (Приложение 2), составленного при помощи программы разработки тестов «КRAB - 2» (17 слайд).
1. В сложноподчинённом предложении простые предложения:
А. равноправны по отношению друг к другу и соединены интонационно;
Б. равноправны по отношению друг к другу и соединены союзами;
В. неравноправны по отношению друг к другу и соединены союзами.
2. Укажите сложноподчинённое предложение:
А. Если у берёзки появились золотые пряди, значит, наступила осень.
Б. Рядом полыхает рябинка, горит костром её листва даже в пасмурный день.
В. Подует ветерок, и задрожит осинка, расставаясь с последними листочками.
3. Укажите предложение, простроенное по принципу "гуси":
А. Солнышко, что разорвало тучи, посылает на землю скупые лучи.
Б. Грибы, которыми богат лес, уже перекочевали в корзинки заботливых хозяек.
В. Мы с грустью смотрим, как лес теряет свой пышный наряд.
4. Укажите предложение, построенное по принципу "матрёшка":
А. Опадает листва, чтобы теплее укутать землю перед холодами.
Б. Птиц, которые щебетали всё лето, уже давно не слышно.
В. Осенью в лесу так тихо, что слышно, как падают сосновые шишки.
5. Отметьте предложение, в котором нельзя изменить место придаточного:
А. Дорогу размыло дождём, поэтому по краям образовались рытвины.
Б. Как только выпадает свободный денёк, я отправляюсь за грибами.
В. Я отдыхаю душой, когда брожу с корзинкой по осеннему лесу.
6. На месте, каких цифр в предложении должны стоять запятые?
Поляна(1) на которую (2) мы вышли (3) была окружена (4) молоденькими елями.
А. 1, 4
Б.1,3
В.2,4
12. Итог урока.
Сегодня на уроке мы: вспомнили… узнали… выполнили…
Объяснение домашнего задания: составить сложный план § 9, упражнение 87 (19-20 слайд).