Оборудование: план - конспект, раздаточный материал.
Предметные результаты:
- формировать навыки работы с различными приемами сжатия исходного текста;
- формировать умение выделять в тексте микротемы, определять в них главную и второстепенную информацию;
- отрабатывать умение понимать и преобразовывать информацию;
- устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст объёмом не менее 150 слов;
- осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом.
- Анализировать текст:
- Определять и комментировать тему и главную мысль текста.
- Устанавливать принадлежность текста к функционально-смысловому типу речи.
- Находить в тексте типовые фрагменты - описание, повествование, рассуждение - доказательство, оценочные высказывания.
- Прогнозировать содержание текста по ключевым словам.
- Владеть умениями информационной переработки текста: выделять главную и второстепенную информацию в тексте.
- Выявлять средства и способы связи предложений в тексте.
Метапредметные результаты: уметь выделять главное, систематизировать, понимать проблему, выдвигать гипотезы, аргументировать собственную точку зрения, находить в тексте главную информацию, формулировать выводы.
Личностные результаты: способствовать формированию представления о связи языка и культуры народа, понимания особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка.
Ход занятия
Название этапа занятия |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
1. Мотивация.
Сформулируйте по данной теме проблемные вопросы.
|
Ведёт беседу, задаёт вопросы
Учитель задает вопросы разным учащимся: сильным и слабым, затем обобщает сказанное или это делает сильный ученик. |
Слушают.
Отвечают на вопросы.
|
- Вы всё сказали правильно. Какая же цель стоит перед нами?
Цель нашего урока: чтобы каждый из вас научился воспринимать и правильно интерпретировать содержание исходного текста, вычленять микротемы и воспроизводить содержание каждой микротемы исходного текста в собственном письменном произведении. |
Учащиеся формулируют цель урока. | |
Ответьте на вопросы:
1. Чем сжатое изложение отличается от подробного? (Краткое изложение исходного текста с передачей существенной информации, при которой исключаются подробности).
Молодцы! Повторили теоретический материал, а теперь приступим непосредственно к практике.
Обратимся к анализу текста, будем продолжать учиться способам и приёмам сжатия текста.
|
Слушает ответы сильных и слабых учащихся. | |
2. Актуализация знаний.
Что необходимо знать и уметь, чтобы справиться с этим заданием?
|
Задает вопросы, слушает ответы учащихся |
Отвечают по одному |
Вспомним основные понятия, важные для понимания темы.
|
Слушает ответы сильных и слабых учащихся. |
|
3. Изучение нового.
Работа с текстом. Прочитать текст, соблюдая правила пунктуации и орфоэпии. Темп речи спокойный.
С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Ребёнок ещё не научился как следует говорить, а его слух уже ловит журчание бабушкиных сказок, материнской колыбельной песенки.
|
Обьясняет задание |
Сначала сильные ученики читают текст, затем - слабые (тексты на столах у учащихся). |
4. Первичное усвоение знаний.
Подумайте, о чем этот текст. Какого стиля? Важно: сохранить этот стиль!
|
Контролирует , корректирует работу. |
Работают в микрогруппах по 2-3 человека,
|
5. Первичная проверка понимания изученного.
Обсудим, что у вас получилось.
|
Слушает, корректирует ответы. | Отвечают, корректируют записи. |
Ключевые слова:
План. Микротемы:
|
Проверяет ключевые слова, проверяет план. |
Слабые учащиеся рассказывают текст по плану в группах (можно сначала послушать сильных учеников). |
6. Первичное закрепление материала. Отработаем приёмы сжатия (работа с черновиком). Вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Ребёнок ещё не научился говорить, а его слух уже ловит журчание сказок, колыбельных песенок. Шумный океан речи подхватывает взрослеющего человека и сквозь живые беседы, книги помогает понять сложную Вселенную. Человек роднится с древними мыслями, что сложились в головах его предков, он обретает возможность обращаться к потомкам. И всё это благодаря языку. Прежде чем вывести первую строчку на странице, каждый автор долго обдумывает её содержание. И вы сами, прочтя новую книгу, начнёте размышлять над тем, что только что узнали. Слова дают возможность людям думать. Без языка немыслимо ни на шаг двинуть вперёд науку, технику, ремёсла, искусство - жизнь. |
Проверяет черновики, напоминает про орфографический словарь. |
После пересказа учащиеся записывают сжатый вариант текста на черновик. |
Проверка написания слов по словарю. Отредактируйте свои черновики. Подсчитайте количество слов.
Перепишите начисто. |
Отмечает активных учащихся, ставит оценки. |
Подсчет слов в тексте изложения.
Работа с орфографическими словарями. |
7. Подведение итогов. Рефлексия.
На каком этапе работалось легко?
За активную устную работу можно выставить оценки некоторым учащимся. Домашнее задание: повторить стили речи. |
Хвалит слабых учащихся, которые работали на уроке. |
|