Цель:
- дать понятие о вводных словах как средстве выражения субъективной оценки высказывания;
- формировать умения:
- выражать определённые отношения к высказываемому с помощью вводных слов;
- правильно ставить знаки препинания при вводных словах;
- различать значения вводных слов, отличать вводные слова от слов, похожих них;
- подготовка к ОГЭ, ЕГЭ по теме урока;
- привить учащимся любовь к русскому языку, литературе, умение правильно оформлять свою речь, используя вводные слова.
Методические приёмы: самостоятельная работа с учебником, составление плана, объяснение учителя, тренировочные упражнения.
Оборудование: проектор, компьютер, презентация.
Ход урока
I. Оргмомент
Начинаем урок русского языка.
Оформление тетрадей обучающихся
К.Г.Паустовский писал: «Русский язык богат, образен и точен». Каждый, кто приступает к изучению великого и могучего русского языка, сталкивается с таким понятием как вводные слова.
Запись темы урока.
- Что такое вводные слова? Давайте разберемся.
II. Изучение, осмысление и усвоение нового материала
1) Наблюдение
- Прочитайте предложение. В воскресенье мы пойдем в музей В.Маяковского.
Слово учителя: Государственный музей В.В.Маяковского расположен в доме, где в 1919-1930 годах жил поэт об этом музее искусствовед Григорий Ревзин сказал: «В Москве есть хорошие музеи, а есть один гениальный» Поклонникам творчества поэта и тем, кто таковыми не являются, стоит посетить этот необычный музей. Возможно, что после экскурсии равнодушные к Маяковскому посетители откроют для себя необычный, бунтарский мир поэта, захочется поближе познакомиться с его творчеством.
- Вставьте в начало предложения следующие слова:
- к счастью
- возможно
- конечно
- по-моему
- Изменился ли смысл предложения в зависимости от использования данных слов?
С помощью этих слов говорящий выразил свое отношение. Вот такие слова называются вводными словами.
2) Знакомство со значением вводных слов
Самостоятельно изучите и проанализируйте материал учебника. Подготовьте ответы на вопросы:
- Какова роль вводных слов?
- Какое место в предложении они могут занимать?
- Что общего между вводными словами и обращениями?
- Как вводные слова выделяются на письме?
- Какие группы вводных слов по значению вы знаете?
- Назовите вводные слова, обозначающие большую степень уверенности.
- Какие слова обозначают меньшую степень уверенности?
- Перечислите вводные слова, обозначающие различные чувства.
- Что обозначают вводные слова: во-первых, во-вторых, следовательно, наконец, таким образом?
- Укажите значение вводных слов: одним словом, короче говоря, кстати сказать.
3) Обобщение и закрепление изученного
Задание 1.
- Расскажите об интонации предложений с вводными словами.
- Выполните эти указания, читая предложения.
- К счастью, в воскресенье мы пойдем в музей В.Маяковского.
- Возможно, в воскресенье мы пойдем в музей В.Маяковского.
- Конечно, в воскресенье мы пойдем в музей В.Маяковского.
- По-моему, в воскресенье мы пойдем в музей В.Маяковского.
Определите значение вводных слов, пользуясь таблицей.
ЗНАЧЕНИЕ
|
ВВОДНЫЕ СЛОВА |
ПРИМЕРЫ |
УВЕРЕННОСТЬ |
Конечно, разумеется, бесспорно, без сомнения, безусловно, несомненно, действительно, в самом деле |
Зима, конечно, будет снежная. |
НЕУВЕРЕННОСТЬ |
Кажется, вероятно, очевидно, возможно, может быть, по-видимому, наверное, пожалуй, не правда ли |
Зима, вероятно, будет снежная |
РАЗЛИЧНЫЕ ЧУВСТВА: |
||
Радость |
К счастью, к радости, на радость, на счастье |
Зима, к счастью, будет снежная |
Удивление |
К удивлению, к изумлению, удивительное дело, странное дело |
Зима, на изумление, была снежная |
Сожаление |
К несчастью, по несчастью, к огорчению, к досаде, к прискорбию, к сожалению, |
Зима, к сожалению, будет снежная |
Страх |
К ужасу, на беду, чего доброго, не ровен час, |
Зима, на беду, была снежная |
Стыд |
К стыду, нечего греха таить |
К своему стыду, мы оказались не готовы к снежной зиме. |
ИСТОЧНИК ВЫСКАЗЫВАНИЯ |
По словам, по мнению, по-моему, по-твоему, по-нашему, по-вашему, (как) говорят, сообщают, передают, по сведениям, по слухам, на мой взгляд, помнится, слышно, дескать, мол и др. |
По сообщению синоптиков, зима будет снежная |
ПОРЯДОК ЯВЛЕНИЙ (МЫСЛЕЙ) И СВЯЗЬ МЕЖДУ НИМИ |
Во-первых, во-вторых, наконец, следовательно, значит, итак, таким образом, например, наоборот, напротив, кстати, с одной стороны, с другой стороны, повторяю, подчёркиваю и др. |
Во-первых, всю осень шли дожди. Во-вторых, зима была снежная. Значит, на полях будет много влаги. |
ОЦЕНКА СТИЛЯ ВЫСКАЗЫВАНИЯ, СПОСОБ ВЫРАЖЕНИЯ МЫСЛИ |
Другими словами, говоря образно, мягко говоря, прямо скажем, как говорится, коротко говоря, попросту говоря, иначе говоря, одним словом, иными словами, лучше сказать и др. |
Зима, прямо скажем, была снежная |
ПРИЗЫВ К СОБЕСЕДНИКУ С ЦЕЛЬЮ ПРИВЛЕЧЬ ВНИМАНИЕ К СООБЩЕНИЮ, ВНУШИТЬ ОПРЕДЕЛЁННОЕ ОТНОШЕНИЕ К МЫСЛЯМ, ФАКТАМ |
Видишь (ли), понимаешь (ли), знаешь (ли), пойми, поверьте, послушайте, согласитесь, вообразите, представьте себе, извините, простите, ПОЖАЛУЙСТА, заметьте себе, сделайте милость и др. |
Заметьте, зима была снежная |
ОЦЕНКА МЕРЫ ТОГО, О ЧЁМ ГОВОРИТСЯ |
Самое большее, самое меньшее, по крайней мере, без преувеличения |
Зима, без преувеличения, была снежная |
СТЕПЕНЬ ОБЫЧНОСТИ |
Бывает, случается, бывало, по обыкновению, по обычаю |
Зима, по обыкновению, была снежная |
ПОДЧЁРКИВАЮЩИЕ ЭКСПРЕССИВНОСТЬ (ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ) ВЫСКАЗЫВАНИЯ |
По правде, по совести, по справедливости, кроме шуток, смешно сказать, не в укор будет сказано, надо признаться, честно говоря, между нами говоря |
Зима, надо признаться, будет снежная. |
Задание 2.
Тест
Укажите предложение, в котором вводное слово или словосочетание имеет заданное значение.
1. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ИЗЛОЖЕНИЯ
1. Расчет, по-моему, был математически точен.
2. Дальние озера, по слухам, настоящая лесная глухомань.
3. Пожар, по расчетам Леонтьева, шел стороной.
4. Вероятно, все это давно исчезло без следа.
5. Звуки постепенно становились сильнее и непрерывнее и, наконец, слились в один звонкий гул.
2. СПОСОБ ОФОРМЛЕНИЯ МЫСЛЕЙ
1. Мы, возможно, немного опоздаем к ужину.
2. Одним словом, ты сам должен решить, как лучше поступить.
3. Когда мы шли на реку, щенок, конечно, увязывался с нами.
4. Большой и, должно быть, глубокий пруд блестел на солнце.
5. Из всех дикорастущих лекарственных растений земляника, пожалуй, наиболее богатое по химическому составу растение.
3. ИСТОЧНИК СООБЩЕНИЯ
1. Предстоящие соревнования, несомненно, пройдут в острой спортивной борьбе.
2. Старые друзья - это, конечно, штука хорошая, но их уже ничем не удивишь.
3. Эта женщина, без сомнения, была замечательно хороша собой.
4. Поп говорил отрывисто, делая большие паузы, повторяя слова и, видимо, с трудом находя их.
5. Мы были, по словам охотника, первыми москвичами, попавшими в эти места за последние десять лет.
4. УВЕРЕННОСТЬ
1. Итак, два почтенные мужа, честь и украшение Миргорода, поссорились между собой.
2. Он меня принял, по своему обыкновению, ласково и величаво.
3. Подобные путешествия, с одной стороны,' весьма интересны, но очень утомительны - с другой.
4. Во-первых, на тропе нигде не было видно конских следов, во-вторых, по сторонам она не была очищена от ветвей.
5. Старик был, безусловно, прав.
5. ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ
1. Мне, в общем, это никогда не нравилось.
2. За эти три дня мы, кажется, сделали все необходимое: подготовили лодку, пересушили хлеб на сухари, пришили оторванные пуговицы.
3. Как говорится, дело мастера боится.
4. Тебя, очевидно, не так информировали.
5. Иначе говоря, «с кем поведешься, от того и наберешься».
Ответ: 1.5, 2.2, 3.5, 4.5, 5.2.
Задание 3.
Комментированное письмо
- Спишите предложения. Расставьте знаки препинания, определите значения вводных слов.
- По мнению Маяковского художник должен творить и помогать своим творчеством родной стране.
- Безусловно стихи Маяковского делают нашу жизнь духовно богаче.
- Маяковским было написано великое множество пропагандистских текстов и к сожалению мало лирических стихотворений.
- Каково значение выделенного слова?
- Обратимся к словарю Ожегова ПРОПАГАНДА, -ы, ас. Распространение в обществе и разъяснение каких-н. воззрений, идей, знаний, учения. Агитация и п. II прил. пропагандистский, -ая, -ое.
Маяковский буквально ворвался в мир своими необычными стихами. Красив, могуч, широк в жестах, мыслях и чувствах - таков этот поэт, разговаривающий с солнцем на «ты».
- Посмотрите видеофильм «Владимир Маяковский на кадрах кинохроники» и послушайте голос поэта.
Задание 4.
Работа с текстом
С февраля 1918 г. Маяковский читает в Большом зале Политехнического музея, который стал ареной многих поэтический вечеров.
- Прочитайте фрагмент из книги Л.Кассиля об одном из выступлений поэта:
Зал Политехнического переполнен.
Начинается, как всегда, разговор о классиках. Проникновенно звучит низкий голос Маяковского.
- Конечно, мы будем сотни раз возвращаться к таким художественным произведениям, как «Евгений Онегин»... Я люблю Пушкина! Наверно, я больше всех вас люблю его. Может, я один действительно жалею, что его сегодня нет в живых!
(Л.Кассиль)
- Найдите в тексте вводные слова, определите их значение.
- Попробуйте прочитать слова Маяковского о Пушкине без вводных слов.
- Как это меняет характер высказывания?
- Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.
4) Контрольное решение практических задач.
Маяковский очень много работал со словом - в дороге, при ходьбе, за игрой в бильярд.
- Вот и вы так же усердно, как и поэт, поработайте с вводными словами и выполните тестовое задание в формате ОГЭ.
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые при вводных словах?
1. Один из героев романа (1) конечно (2) Евгений Онегин - типичный молодой дворянин начала ХIХ века. Но главный герой (3) без сомнения (4) сам А.С.Пушкин - автор произведения.
1) 1, 2
2) 1, 3
3) 3, 4
4) 1, 2, 3, 4
2. Черновики Пушкина (1) конечно (2) отражают не только техническую работу над стилем, но и психологическое состояние поэта в момент творчества. Каждый поворот творческой мысли (3) по мнению специалистов (4) запечатлевался в рукописи.
1) 1, 2
2) 1, 3
3) 3, 4
4) 1, 2, 3, 4
3. Память о том, как принял его первую книгу В.Г.Белинский, осталась с Ф.М.Достоевским (1) видимо(2) навсегда. Писатель (3) исключительно (4) с благодарностью вспоминал о восторженном признании его таланта известным критиком.
1) 1, 2
2) 1, 3
3) 3, 4
4) 1, 2, 3, 4
4. Третьяковская галерея (1) как известно (2) названа в честь Павла Михайловича Третьякова - купца, свое богатство употребившего на пользу общества. Увлечённый живописью, он положил начало (3) поистине (4) замечательному собранию картин.
1) 1, 2
2) 1, 3
3) 3, 4
4) 1, 2, 3, 4
5. Сегодня в литературе (1) по мнению критиков (2) резко меняется тип писателя и тип читателя. Воспитательная миссия литературы (3) по-видимому (4) уходит в прошлое.
1) 1, 2
2) 1, 3
3) 3, 4
4) 1, 2, 3, 4
6. Чтение книг (1) во-первых (2) помогает понять жизнь (3) во-вторых (4) обогащает память (5) в-третьих (6) укрепляет грамотность и развивает речь (7) поэтому (8) надо больше читать хороших книг.
1) 1, 2, 3, 4
2) 1, 3, 5, 6, 7
3) 3, 4, 7, 8
4) 1, 2, 3, 4, 5, 6
III. Итог урока
Заканчивается наш урок. Но не заканчивается изучение русского языка, потому что родной язык - это то, что дает возможность жить среди людей, познавать мир, выражать свои чувства и мысли.
Ребята, давайте сделаем вывод:
- Что вы узнали нового на уроке?
- Что получилось, а что нет?
- Над чем еще предстоит работать?
Домашнее задание: Выучите материал учебника, подготовьте сочинение-рассуждение «Мой родной язык». Обязательно включите в сочинение вводные слова.