Цели урока:
1) Совершенствовать знания учащихся о правописании родовых окончаний имен прилагательных в единственном числе. Дать представление об изменениях в жизни растений весной, поговорить о разнообразии растений, пользе, которую они приносят человеку, о необходимости охраны растительного мира нашей Родины;
2) Способствовать:
- развитию логического и творческого мышления, воображения, внимания, памяти, речи, кругозора учащихся;
- повышению мотивации учения;
- созданию условий для развития коммуникативной культуры учащихся.
3) Воспитывать любовь к Родине, бережное отношение к природе.
Оборудование:
- Экран, компьютер, проектор.
- Таблицы, памятки, карточки для самостоятельной работы, оценочный лист, тесты.
- Рисунки растений, схемы.
- Грамзапись П. И. Чайковского «Подснежник» (из цикла «Времена года»).
Ход урока
1. Организационный этап
(Под тихую музыку учитель читает «Сказку про краски» Е.Руженцева.)
Если б все на свете было
Одинакового цвета,
Вас бы это рассердило
Иль порадовало это?
Кто решился бы отныне,
Приходя домой усталым,
На зеленой спать перине
Под зеленым одеялом?
И зеленою водою на рассвете умываться?
Любоваться, как над вами,
Зеленея птицы реют,
Над зелеными домами
Ярко солнце зеленеет?
- Каким вы увидели мир в стихотворении? (Однообразным, зелёным)
- Какая часть речи нам помогла? (Имя прилагательное)
2. Сообщение темы и постановка учебной задачи
- Посмотрите внимательно на экран, обратите внимание на выделенные слова.
- Как можно назвать их одним словом?
- С каким прилагательным они связаны? (Зелёный)
- Составьте с ними словосочетания, соответствующие схеме
Прил. + сущ. (ед. ч., И. п.)
Запишите их в столбик.
- Чем отличаются прилагательные?
- Почему?
- Выделите окончания и ответьте на вопрос.
- Определите тему сегодняшнего урока.
(Тема появляется на экране.)
«Правописание родовых окончаний имён прилагательных. Идет весна повсюду».
- Чему мы должны научиться?
- Для чего нам это нужно?
- А теперь посмотрите в окно и опишите сегодняшний день с помощью имен прилагательных.
- Какой бы была наша речь без имён прилагательных?
- Сегодня на уроке мы будем говорить не только об именах прилагательных, но и об изменениях в природе с приходом весны, о разнообразии весенних растений - цветов, о необходимости их беречь и охранять.
3. Каллиграфическая минутка
Да, ребята
К нам весна шагает
Быстрыми шагами
И сугробы тают под ее ногами
Черные проталины
На полях видны
Видно, очень теплые
Ноги у весны.
- Весна замечательное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна. Недаром поэты называют весну «Утром года». Весна приходит к нам не одна, а со своими друзьями. Угадайте, кто они?
По тонкой нитке ручейка
Сбежал с пригорка снег
И на пригорке вдруг цветок
Раскрылся раньше всех.
- Давайте нарисуем безотрывно подснежник.
4. Изучение нового материала
- На экране появляется предложение:
Первый в…сенний цв…ток - нежный подснежник.
- Назовите пропущенные орфограммы.
- С помощью прилагательных какого рода показано своеобразие цветка?
- Какой вопрос поставим к ним от существительного?
- Запишите самостоятельно любое словосочетание с прилагательным Ж.р.
- На какой вопрос отвечает прилагательное?
- Запишите словосочетание с прилагательным Ср. р.
- Выделите окончания вопросов и прилагательных.
- Какой вывод можете сделать?
- Почему не совпали окончания в М. р.?
- Как мы их называем? (Окончания- нарушители.)
Итак, вспомните.
- Какие окончания у прилагательных М.р.?
- Какие у прилагательных Ж. р.?
- У прилагательных Ср.р.?
(На экране появляется таблица)
М.р. какой? -ой, -ей, -ий, ый
Ж.р. какая? -ая, - яя
Ср. р. Какое? -ое, -ее
- Так как же определить род прилагательных?
- Продолжите фразы.
- Чтобы не ошибиться в написании их окончаний надо….
(по мере ответов появляется на экране)
- Найти в предложении…….
- Определить его….
- По вопросу от существительного узнать….
У нас получилась памятка, которой мы продолжим пользоваться. Она у каждого на столе.
- Когда же появляются первые цветы?
- Что происходит с лесными полянами?
4. Этимологический анализ слова первоцветы
- Что же такое первоцветы? (Работа со словарём)
Это первые цветы, которые появляются после холодной зимы, когда даже не везде растаял снег. Первоцветы вырастают быстро, цветы их скоро превращаются в плоды с семенами, а корни и луковицы растут и накапливают силу на будущую весну. Летом первоцветы увядают, кажется, что растения погибли, но они спят и готовятся к новой весне.
5. Закрепление знаний, умений и навыков
На столах лежат карточки.
Цветут …. пролески,... ветреницы. … медуницы,… хохлатки.
- Вставьте имена прилагательные.
- С какой частью речи они связаны?
- Почему не можем определить род?
- Что обозначают здесь имена прилагательные?(Цвет)
Физминутка
- А за что их так называют?
- Медуница - за сладкий медовый на вкус сок растение назвали медуницей. Еще ее называют пахучей. Подберите синоним к слову пахучая. (Душистая, ароматная.)
В лесу зима, как зверь таится,
А в соснячке, вокруг села
Уже лесная медуница
Как в доброй сказке расцвела.
Хохлатка - маленькое растение с чудесными сиреневыми цветами, собранными в густую кисть. Присмотришься у каждого растения длинный вырост- шпорец, как будто хохолок. Отсюда и название.
Мать-и-мачеха - листья у растения снизу пушистые и мягкие. Они как бы согревают, ласкают, словно руки мамы. А сверху листья блестящие и холодные, словно руки злой мачехи.
Едва в апреле снег растает
На склонах или вдоль дорог,
Глядь! А весна уж примеряет
Из мать-и-мачехи венок.
Ну и самый храбрый из первоцветов - подснежник.
Цветок весны, идущий к нам по снегу,
Простой цветок, но сколько он несет
Добра и радости, и счастья человеку.
Этимологический анализ слова
Научное название подснежника - Галантус произошло от греческих слов gala - молоко и anthos - цветок, то есть цветок молочно-белого цвета = молочный цветок. И в самом деле, пониклые цветки подснежника напоминают крупные капли молока, свисающие с изумрудно-зеленых цветоносов. А еще они похожи на крошечные белые фонарики, украшающие зеленые столбики. Цветки подснежников начинают появляться в феврале порой прямо из-под снега и неудивительно, что немцы называют его снежным колокольчиком, итальянцы - снегосверлителем, а англичане - снежной сережкой, снежной каплей. Нередко во время цветения подснежников возвращаются холода, но растения без ущерба для себя переносят десятиградусные морозы.
6. Самостоятельная работа. Работа в группах
Предлагаю вам объединиться в группы.
1 группа.
Возьмите задания. Оно вам понятно? Выполняйте.
Образуйте от имён существительных прилагательные мужского рода, выделите окончания.
весна
солнце
облако
Образуйте и запишите прилагательные женского рода.
сирень
соловей
цветок
Образуйте и запишите прилагательные среднего рода.
туман
дождь
2 группа.
Подберите подходящее по смыслу слово.
Составьте с помощью прилагательных 3-4 предложения по картине. Подпишите в предложениях род имён прилагательных, выделите окончания. (Картина на экране)
3 группа.
С помощью прилагательных достройте текст. Озаглавьте его. Выделите окончания имён прилагательных, подпишите род. Допишите 1-2 предложения, выразив своё отношение к тому, о чём говорится в тексте.
В сырых впадинах растёт незабудка. Она такая … и такая …, будто в ней отразилось … небо. Озёра незабудок окружили … лютики. А на сухих пригорках горели … маки. Маки были похожи на … фонарики, зажжённые в … траве. Как ………………………..
Проверка групповых работ.
Поставьте на листе оценки за правильность выполнения задания и за участие в работе группы.
Многие первоцветы стали редкими. Они занесены в Красную книгу.
Красный цвет - сигнал опасности.
Стоит ли губить растение из-за нескольких дней красоты? Ведь недаром говорится:
«Поймал я бабочку - она погибла,
Сорвал я цветок - он увял, и,
Тогда стало понятно - к красоте
Можно прикоснуться лишь сердцем.
Прикасаясь руками, мы губим красоту, губим природу.
(На экране появляется алгоритм правил поведения в лесу.)
- Потрогать, погладить
- Посмотреть
- Понюхать
- Послушать
- Рассказать
- Выразить свои чувства, эмоции
6. Тестирование
Работа с таблицей учебника на экране.
Рассмотрите словосочетания, постарайтесь запомнить.
Таблица. Говорите правильно.
Сладкое яблоко (ср. р.) |
Горячий кофе (м.р.) |
Яблочное повидло (ср.р.) |
Сливовый джем (м.р.) |
Черничное варенье (ср.р.) |
Крупный картофель (м.р.) |
Вкусная конфета (ж.р.) |
Красный помидор (м.р.) |
Молочная вермишель (ж.р.) |
Весёлый спектакль (м.р.) |
- Закройте книги.
- Положите перед собой тесты.
- Правильный ответ отметьте Х.
Тест
1. Найди словосочетание с прилагательным м. р.
сладк… яблоко
маленьк… птичка
горяч… кофе
2. Найди словосочетание с прилагательным ж.р.
молочн… вермишель
яблочн… повидло
весёл… спектакль
3. Найди словосочетание с прилагательным ср.р.
крупн… картофель
черничн… варенье
клюквенн… морс
4.Найди существительное, которое может употребляться с прилагательным и ж.р. и м.р.
вермишель
шампунь
забияка
Проверьте себя.
(На экране появляется тест с ответами.)
- Кто справился без ошибок?
7. Итог урока
- Какие знания и умения вам потребовались для выполнения заданий на уроке?
- Оцените тех, кто отвечал у доски.
- После проверки тетрадей, с учётом оценки за работу в группе, отметки будут выставлены всем.
Лес - дом для растений, животных, насекомых. Мы с вами - гости. А гости не должны обижать хозяев. Лес нужен не только животным и растениям, но и людям.
(На экране появляется схема.)
8. Домашнее задание
Составить дома сочинения-миниатюры, загадки, тексты-описания, в которых вы должны использовать прилагательные.