Работа с текстом – основа формирования читательской грамотности

Разделы: Русский язык, Внеклассная работа

Ключевые слова: работа с текстом, читательская грамотность


Формирование читательской грамотности - это основной ресурс в формировании успешного человека, умеющего самостоятельно добывать новые знания и применять их в разнообразной деятельности.Читательская грамотность - это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Развивать читательскую грамотность можно и нужно на любом уроке, но базовым предметом для формирования читательской грамотности являются уроки литературы и русского языка. Целью современного учителя должно стать желание научить школьников вдумчивому чтению. Чтобы достичь тех результатов, о которых идет речь в ФГОС ООО, необходимо понимать,какие технологии, методы и приемы учитель может использовать на уроках, чтобы сформировать у обучающихся читательскую грамотность, на что обратить внимание на уроке при самоанализе. В понятие «читательская грамотность» входят термины «текст» и «чтение». Для диагностики читательской грамотности по формату предъявления материала используются следующие типы текстов: сплошные, несплошные, смешанные, составные.

На уроках литературы и русского языка читательская грамотность формируется чаще на основе сплошных текстов.

Типы сплошных текстов:

  1. описание (художественное и техническое);
  2. повествование (рассказ, отчёт, репортаж);
  3. объяснение (рассуждение, резюме, интерпретация) и т.д.

Интересен тот факт, что трудный, но интересный по содержанию текст воспринимается лучше, чем легкий, но неинтересный. Думаю, что учитель обязательно должен учитывать этот фактор при отборе текстов, используемых для формирования читательской грамотности. Лучше, если текст будет связан с природой родного края, его культурой, историей.Для подбора текстов-иллюстраторов используются лучшие произведения забайкальских писателей:Н.Кузакова, В.Балябина, М.Вишнякова, Е.Куренного, Г.Граубина, К.Седых, В.Никонова. Работа с данными текстами направлена на достижение не только предметных результатов, но и результатов личностных.Содержание подобранных текстов помогут развить систему ценностных ориентаций, определить своё место в обществе, осознать принадлежность к малой родине.

Рассмотрим, как использовать тексты разных типов речи для формирования читательской грамотности.

В построении текста очень многое зависит от того, какую задачу ставит перед собой говорящий и пишущий. Традиционно выделяют три коммуникативно обусловленных разновидности монологической речи: описание, повествование, рассуждение. Дадим краткую характеристику этих текстов, поскольку каждый имеет свои особенности. Разная цель и содержание текстов определяют и некоторые наиболее типичные грамматические средства оформления текста. В реальных текстах, как правило, идёт чередование разных по типу речи фрагментов текста: описание с элементами повествования, повествование с элементами описания, повествование с элементами рассуждения и т.д. Выделение трёх основных типов необходимо для большей осознанности ученика при восприятии готовых текстов и при конструировании собственных текстов.

Повествование - тип текста, основанный на перечислении обуславливающих друг друга и находящихся во временнóй последовательности событий, явлений, действий; в тексте подчеркивается смена действий и их логическая последовательность.

Такой тип текста, как повествование, характерен не только для художественных текстов. В научном и деловом стилях повествование представлено в виде репортажей, протоколов и т.д. Важно,чтобы учащиеся знакомились с разными видами текстов-повествований, это будет надёжной основой формирования учебного действия создания текстов-повествований именно как универсального действия, а не узко предметного.

Повествование - текст, рассказывающий о каком-либо явлении в его временной последовательности.

Типологическая структура повествования

1. Основное содержание

Рассказ о последовательно сменяющих друг друга действиях, событиях. Повествовательный текст развёртывается во времени, он динамичен; в нём, как правило, имеется сюжет, действующие лица.

2. Композиционная схема

  1. Завязка
  2. Развитие действия
  3. Кульминация
  4. Развязка

Повествование может идти в прямой последовательности и в обратной, когда мы узнаём сначала о развязке

3. Слова, выполняющие связующую функцию: однажды…,как-то…,вдруг…, сначала…, потом…, далее…, в конце концов…, вот так… и др.

Пример текста

Особенно ярко вспомнился Георгию весенний вечер на рыбной ловле на берегу Шилки.

Уже двух карасей выудил дед Микула; снимая добычу с крючка, ворчит с плохо скрываемой радостью в голосе:

- Попался, хитрец! Полезай в мордушку, вот так, щучки в кучку, карасики - врозь!

У Георгия долго не клевало, но он не жалел об этом, сидел, любуясь рекой и окружающей его природой. Но вот и у него дрогнул хорошо видный на воде поплавок. Ещё раз… ещё… и совсем затонул, Георгий быстро схватил удилище, дёрнул и с радостно заколотившимся сердцем потянул из воды тяжёлую рыбину. Ещё миг, всплеск воды, мягкий шлепок о берег - и рыбина, сочно белея в семерках брюхом, затрепыхалась на песке.

С рыбиной в руке Георгий к старику:

- Дедуся, смотри-ка!

- Ого-о! Здоровяк, фунта на четыре будет, а то и больше.

С рыбалки возвращались рекой, когда кончился клёв.

(В.Балябин «Забайкальцы»)

Учащиеся должны ответить на вопросы, используя подсказки - начала предложений:

1. Какова тема текста? (Подсказки: «Тема текста - (что?)» «Данный текст рассказывает о (о чём?)», Текст посвящён (чему?)»)

2. Как можно озаглавить текст, чтобы в заглавии била отражена тема?

3. Какую образную фразу из текста можно использовать для его заглавия?

Предполагаемый результат:

  • развитие читательских действий, связанных с интеграцией и интерпретацией текста:
  • умение понимать смысловую структуру текста (определять тему, назначение текста);
  • умение выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста.

В результате организованного наблюдения над текстами- повествованиями учащиеся оказываются способными указать все существенные признаки этого типа текста.

Описание - тип текста, информация которого относится к объектам и их пространственным свойствам. Главные вопросы, на которые отвечают описательные тексты: что это, какое оно.

Типологическая структура описания

1. Основное содержание

Изображение постоянно или одновременно присутствующих признаков отдельных предметов, сравнительное изображение двух предметов; портрет, описание процесса, явления и т.п., может быть образным, научным, деловым. В художественной литературе представлены такие виды описания, как пейзаж, портрет, интерьер.

2. Композиционная схема

  1. Общее представление о предмете.
  2. Частные признаки предмета(цвет, форма и т.д.).
  3. Авторская оценка, вывод, заключение.

3. Слова, выполняющие связующую функцию: перед нами…, в центре…, слева от, рядом с…., правее…, на первом плане…, вдали… и т.д.

Пример текста

А на голубом фоне вечернего неба играла красками заря. На горизонте она сияла расплавленным золотом, чуть повыше над нею протянулась узкая, тёмная тучка, подбитая снизу пурпуром. А ещё выше, в нежно-голубой лазури, рассыпались маленькие облачка, прозрачные, белые, как лебяжий пух. Но вот они и меняются: сначала приняли цвет топлёных сливок, постепенно переходя в жёлто-лимонный, затем в светло- розовый, а через несколько минут заполыхали багрянцем.

(В.Балябин «Забайкальцы»)

Пример текста

В июле тайга мёртвая: ни птицу, ни зверя не увидишь, разве только случайно наткнёшься. В это время они живут потаённо, больше в глухих местах, возле диких ключей да скрытых озёр. Лес густой. Каждый звук, каждый шорох застревает в ветках. Вековая тишина. Но иногда вдруг набегут тучи, грозы сотрясут землю. После ливней в тесных долинах забушуют одичавшие реки, словно былинки сметут на своём пути столетние кедры и лиственницы, нагромоздят непроходимые завалы. Но умчатся, сбегут дождевые воды и - снова тайга обретает покой.

(Н.Кузаков «У седого костра»)

Рассуждение - это тип текста, цель которого развить, доказать или опровергнуть какую-либо мысль, объяснить какое-либо понятие. С логической точки зрения рассуждение - это цепь умозаключений на какую- либо тему, изложенных в последовательной форме. Рассуждение обычно строится по одному и тому же алгоритму. Рассуждение требует обязательного логического развития мысли, всегда идет от тезиса к аргументам и от аргумента к выводу. Рассуждением называется и ряд суждений, относящихся к какому-либо вопросу, которые следуют одно за другим таким образом, что из предшествующих суждений вытекают последующие, а в результате получается ответ на поставленный вопрос.

Типологическая структура рассуждения

1. Основное содержание

Цепь умозаключений на выбранную тему, где из предшествующих суждений вытекают последующие. В рассуждении говорится о наших представлениях о мире, о понятиях, чувствах, оценках чего-то.

2. Композиционная схема

  1. Тезис (мысль, которая должна быть доказана) или антитезис (мысль, которую нужно опровергнуть)
  2. Аргументы, доказывающие или опровергающие тезис, сопровождаемые примерами
  3. Вывод

3. Вводные слова и предложения, выполняющие связующую функцию: я думаю, мне кажется, на мой взгляд, во-первых, следовательно, таким образом и т.д.

Пример текста

Бережение памяти - это действие, призванное беречь наше великое прошлое от забвения и бередить святые чувства: совесть и долг, почитание предков и родовых корней, потребность правды и жажду красоты. И хорошо, что перо Виктории Балябиной неторопливо, долгие годы отмечало не только своеобразие забайкальских говоров, описывало особинку труда и быта, характеров, нравов, но и останавливалось на высоких раздумьях, с надеждой и нерастраченной силой обращалось к читателю: оглянись и вспомни, всмотрись в себя, ощути природное дыхание памяти зов своего рода и родины, не забудь, какая земля вскормила тебя!

(Михаил Вишняков, забайкальский писатель)

Тема текста непосредственно связана с основной мыслью текста, то есть с тем, ради чего написан текст, каково его назначение. Часто в тексте есть предложения, в которых заключена (сформулирована) его основная мысль.

Предполагаемый результат: умение понимать смысловую структуру текста (определять основную мысль, назначение текста).

Осознание учеником существенных признаков разных текстов начинается с формирования общих представлений о типе текста, которые накапливаются постепенно, даются небольшими дозами и в конечном итоге складываются в научное понятие. Представляется целесообразной такая логика работы:

  1. пропедевтический этап, в рамках которого идёт накопление опыта работы с готовыми текстами и создание текстов разных типов речи с опорой на предложенный образец;
  2. этап введения понятий о типах речи, на этом этапе идёт обобщение накопленного учащимися опыта, происходит систематизация знаний основных особенностей текстов разных типов;
  3. этап становления универсальности действия: создания текстов разных типов с сохранением заложенной на втором этапе последовательности операций.

Для формирования читательской грамотности можно использовать следующие задания.

Задание 1. Найдите ошибку. Как изображается мир?

  1. Описание - это мир в статике, неподвижности.
  2. Повествование - это мир в причинно-следственных связях.
  3. Рассуждение - это мир в динамике, изменении.

Задание 2. Прочитайте тексты из произведений забайкальских писателей, определите тип речи каждого текста, докажите принадлежность текста к данному типу речи.

1. «…Я не раз писал о сохранности чикойской тайги, о прекращении варварской рубки леса, о том, что заготовки кедрового ореха принесут больше прибыли, чем пилы лесорубов. Много воды утекло в России с тех восьмидесятых годов XX века… Река жизни не остановилась - звенят пилы, рычат трактора, вместо пушнины и дикого мяса, голубики, жимолости, брусники, груздей, маслят, рыжиков, мёда и пантов…из чикойского края вывозят лишь деловую древесину… пройдёт двадцать - тридцать лет, исчезнут последние нетронутые уголки, и эти строчки будут читаться как старинная забытая сказка…»

(Вишняков М.Е. «Чикой светло-струйный»)

Ответ:

  1. рассуждение;
  2. повествование
  3. описание

2. «С чем ты сравнимо, моё Забайкалье! Какое могущество и красоту, здоровье и вольную волю даровало нам вечное небо и в общее, и в личное наследство. Всё это - отеческая гордость сибиряка, которая в нашей крови от первых землепроходцев, назвавших этот край своей родиной.»

(Вишняков М.Е. «Соколиный отстой)

Ответ:

  1. рассуждение
  2. описание
  3. повествование

3. «Я поднялся на лобастый пригорок и увидел берёзу. Матушка ты наша! В палевой ризе из осенних почек, бесстрашно белая, с севера ответрилась берестяная плёнка- лепетун, и лепечет, горюха, доставая до донышка, до горловинной хрипотцы, до слезы на глазах. Ещё заметелят метели, ещё ударит крещенский мороз, ещё неизвестно, где взять силы, чтобы пережить зиму - долгушу, но сегодня присоседился день с отталиной и тёплым током солнца. И осветлели морозобойные пятна на коре, и закадил ствол брызгами белой крахмальной пыли, и пошёл из трещин, подсучьев и развилок, кончиков веток и почек тонкий и дразнящий запах.»

(Вишняков М.Е. «Осень горностая»)

Ответ:

  1. Описание
  2. Рассуждение
  3. Повествование

4. «Я прислонил ружьё к коряжине, сбросил рюкзак. Наломал из корневищ сухих, отполированных ветром отростков, вырвал листок из блокнота, скомкал, подсунул под дрова. Язычок пламени охватил сухую древесь, пустил яркий попушок огня и дыма.

Хорошо!»

(Вишняков М.Е. «Осень горностая»)

Ответ:

  1. Повествование
  2. Описание
  3. Рассуждение

Задание 3. Заполните таблицу, используя наречия, выполняющие связующую роль в тексте.

Типы речи

Наречия

Повествование

Описание

Рассуждение

Оставьте только те наречия, которые помогут вам написать сочинение-рассуждение.

Накануне, всюду, вдали, наконец, постепенно, сейчас, следовательно, вдалеке, тотчас, снова, справа, вдруг, во-первых, издалека, впереди, неожиданно, однажды, вверху, в-третьих, опять, сначала, внизу, потом, во-вторых, вчера, невдалеке, давным-давно.

Ответ: наконец, следовательно, во-первых, в-третьих, во-вторых.

Задание 4.

«Только теперь увид…ла Настя как хорош(?) этот тихий летний вечер какой чудес(?)ный пересвист завели щеглы в маленьком садик…Кузьмы Крюкова (от)куда так пахн…т черёмухой. А на голубом фоне вечерн…го неба играла красками з…ря. На гор…зонте она сияла расплавле…ым золотом, чуть выше над нею прот…нуласьузкая тёмная тучка подбитая (с)низу пурпуром. А ещё выше в (нежно)голубой лазури рассыпались маленькие обл…чка прозрачные белые как лебяжий пух. Но вот и они м…няются: сначал… приняли цвет топлё…ых сливок постепе…о переходя в (жёлто)лимо…ый, затем в (светло)розовый, а через несколько минут зап…лыхали багрянцем.»

(В.Балябин «Забайкальцы»)

  1. Докажите, что это текст. Озаглавьте его.
  2. Запишите текст, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы.
  3. Определите тип текста. Докажите своё мнение.
  4. С помощью каких языковых средств автор выражает своё отношение к описываемому природному явлению.
  5. Объясните значение слов «пурпуром», «багрянцем», «лазури».

Таким образом, постоянное наблюдение над особенностями каждого из типов текстов, усвоение характерных особенностей содержания и структуры каждого типа текста,сравнение текстов разных типов на одну и ту же тему, наличие заданий на составление собственных текстов трёх типов речи, организация на уроках наблюдения над читаемыми текстами с точки зрения наличия в них фрагментов повествования, описания, рассуждения, практика создания текстов разных типов на уроках по разным предметам- обязательные условия развития читательской грамотности.

Литература

  1. Уроки функциональной грамотности (работаем по ФГОС общего образования) / сост.: А.Н.Величко, А. Н. Москвина. - Новосибирск: Изд-во НИМРО, 2021. - 180 с.
  2. Фазлова Н.И. Функционально грамотная личность - стратегическая цель образования. URL: https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2013/10/13/vystupleniefunktsionalno-gramotnaya-lichnost (дата обращения: 12.02.2021).
  3. Киселева Н.В. Прочитать.Понять. Применить. Всё, или почти всё, о читательской грамотности : методическое пособие / Н.В.Киселева. - Электрон. текстовые дан. (1,23 Mb). - Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2023. - (Федеральные государственные образовательные стандарты).