Предмет: русский язык. 8 класс.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель: создать условия для ознакомления обучающихся со способом связи главного и зависимого слова в словосочетании, с видами подчинительной связи (согласование, управление, примыкание), со средствами связи слов в словосочетании (предложно-падежные формы, смысл).
Метапредметные результаты:
- Регулятивные УУД: планировать действия в соответствии с поставленной задачей; определять умение ставить цель, определять задачи через составление плана урока, определять вид деятельности, последовательность действий, оценивать свою работу на уроке.
- Коммуникативные УУД: формировать умение работать в группе, слушать ответы одноклассников, строить высказывание; соблюдать нормы русского языка.
- Личностные УУД: побуждать к деятельности; проявлять уважительное отношение к родному языку; понимать определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей.
Дидактические средства: учебник Русский язык. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / С.Г.Бархударов и др. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2020. - 271 с.
Форма работы: работа в группе, работа в паре.
Приемы технологий: прием технологии критического мышления.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка. Актуализация темы урока
Учащимся предлагается записать в столбик словосочетания, оставив первую строчку для записи после объяснения; найти главные и зависимые слова; определить, какой частью речи выражено зависимое слово; слева в столбик записать схемы словосочетаний.
Превосходный результат (прил + сущ) | |
Примчаться к тебе |
(гл + мест) |
Спал сидя |
(гл + нар) |
Прибрежные заросли |
(прил + сущ) |
Говорил улыбаясь |
(гл + дееприч) |
Крыша над головой |
(сущ+сущ с предл) |
Приглашение на праздник |
(сущ + сущ с предл) |
Сиять от счастья |
(гл+ сущ с предл) |
Свежая рыба |
(прил + сущ) |
Справился с задание |
(гл + сущ с предл) |
- Какими частями речи могут быть выражены главные слова в словосочетаниях? А зависимые?
- Какие типы словосочетаний присутствуют? (именные, глагольные, наречные)
II. Проверка домашнего задания
Выборка из упр. 88 словосочетаний, в которых:
а) в окончаниях существительных написана буква е (1-й вариант);
б) представлена орфограмма «Слитно-раздельно-дефисное написание наречий» (2-й вариант)
III. Изучение темы урока с опорой на материал учебника
1.Выступление группы учащихся, получивших задание выполнить упр. 87. Вывод о том, чем отличаются группы словосочетаний друг от друга.
2. Выявление признаков, по которым следует отнести словосочетания из домашней работы к 1-му варианту, ко 2-му варианту. Формулирование вывода.
3. Работа с теоретическим материалом учебника (с. 45-46), соотнесение представленных в нём сведений со сделанными ранее выводами.
4. Составление алгоритма определения способа связи в словосочетаниях.(можно составить такой алгоритм вместе с учащимися)
Если зависимым словом является:
-
Прилагательное, причастие, местоимение-прилагательное, порядковое числительное, количественное числительное в косвенном падеже. Стоит в той же форме рода, числа и падежа, что и главное → согласование(парящий орел, первый класс, озеро Байкал)
- Существительное, местоимение-существительное, количественное числительное в косвенном падеже. Стоит в том косвенном падеже, которого требует главное → управление (книга для записей, портрет писателя, войти в класс)
- Инфинитив, наречие, деепричастие, прилагательное в простой степени, несклоняемое прилагательное, а также неизменяемые притяжательные местоимения его, её, их. Связано с главным только по смыслу → примыкание (пошёл посмотреть, рисовал быстро, их дом, будь умнее)
5. Устный анализ схемы, представленной в упр. 93; запись словосочетаний-примеров. Вопрос на внимательность: «Какие части данной схемы необходимо дополнить?» Для ответа используется изученный теоретический материал учебника.
IV. Закрепление изученного и контроль за усвоением темы
1. Самостоятельная работа с ч. I упр. 94.
2. Выполнение ч. II упр. 94 сопровождается предварительным комментарием учителя, поскольку чаще всего учащиеся не видят разницы между этими словосочетаниями. Можно предложить такой комментарий:
Нельзя определять вид связи в словосочетании по вопросу.
- Книга (чья?) отца. В предложении слово отца рассматривалось бы как согласованное определение. Но в виду связи согласование это отношения не имеет. Отца - существительное, значит, вид связи - управление.
Нельзя определять вид связи по главному слову. По этому критерию определяют только, является ли словосочетание именным, глагольным или наречным.
- Книга (чья?) отца - именное словосочетание, так как главное слово - имя существительное.
3. Учащимся можно предложить следующее задание: Подобрать к словосочетаниям синонимичные пары по образцу. Зависимые слова в словосочетаниях должны быть выражены разными частями речи.
Образец. Платье из шерсти - шерстяное платье.
- подушки для дивана - …..,
- крыша из соломы -….,
- склонен к преувеличению - ….,
- тарелка для супа - ….,
- компот из вишни - ….,
- относиться с пренебрежением - …,
- отвечать высокомерно - ….
V. Подведение итогов урока в форме беседы
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Ребята по очереди высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
- Сегодня я узнал….
- Было трудно…
- Было интересно…
- Я научился…
- У меня получилось…
- Я попробую…
- Меня удивило…
- Мне захотелось
VI. Домашнее задание
- Упр. 95 (подготовка к орфографическому комментарию);
- Записать в ученический словарь все слова из рамочек данного параграфа, запомнить их написание;
- Для закрепления знаний по теме урока учащимся предлагается выполнить тест по ссылке https://onlinetestpad.com/lzsipl3zvyrh2