Совершенствование устной речи школьников на уроках и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС

Разделы: Русский язык, Литература


«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками... Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоянии совершить чудеса».
И.С.Тургенев

Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления и интеллекта является речь. Речь появляется в раннем детстве в виде отдельных слов, затем, с возрастом, она постепенно обогащается.

По определению речь - это вид деятельности человека, реализация мышления на основе использования средств языка (слов, их сочетаний, предложений и пр.) усложняется. По определению М.Львова, «под связной речью понимается речь, которая организована по законам логики и грамматики, представляет единое целое, имеет тему, обладает относительной самостоятельностью, законченностью и расчленяется на более или менее значительные части, связанные между собой»

Речь выполняет функцию общения, сообщения, эмоционального самовыражения и воздействия на других людей.

Именно в начальной школе дети начинают овладевать нормами устного и письменного литературного языка, учатся использовать языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и задачами речи. При этом учитель должен помочь детям осмыслить требования к речи, учить младших школьников при формулировке мыслей следить за правильностью, точностью, разнообразием, выразительностью языковых средств. Развитие речи - важная задача учебного процесса.

Устная речь - форма речевой деятельности, включающая понимание звучащей речи и осуществление речевых высказываний в звуковой форме (говорение). Устная речь может, осуществляется при непосредственном контакте собеседников или может быть опосредована техническим средством (телефоном и т.п.), если общение происходит на значительном расстоянии.

Для устной речи характерно:

  • избыточность (наличие повторов, уточнений, пояснений);
  • использование невербальных средств общения (жестов, мимики),
  • экономия речевых высказываний, эллипсисы (говорящий может не называть, пропускать то, о чем легко догадаться).

Различают:

  • неподготовленную устную речь (беседа, интервью, выступление в дискуссии) и подготовленную устную речь (лекция, доклад, выступление, отчёт);
  • диалогическую речь (непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами) и монологическую речь (вид речи, обращённой к одному или группе слушателей, иногда - к самому себе

Устная речь имеет две формы - монологическую и диалогическую. Монолог представляет собой развернутое высказывание (элементарная единица текста) одного лица, завершенное в смысловом отношении. Психолого-педагогической особенностью монологической речи является то, что реакция слушателей угадывается, жесты и мимика играют меньшую роль, чем при диалоге. Монолог чаще всего публичная речь, адресованная большому количеству людей. Ораторский монолог диалогичен. Выступающий как бы беседует с аудиторией, то есть происходит скрытый диалог. Но возможен и открытый диалог, например, ответы на вопросы присутствующих.

Развитие речи - процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлеченности. Развитие речи - это последовательная, постоянная учебная работа, которую можно планировать и на каждый урок, и в перспективе. Развивать устную речь учащихся - значит способствовать тому, чтобы она была более логичной, точной, выразительной и образной. Кружковая деятельность организуется во внеурочное время и тесно связана с уроками чтения, русского языка.

Приемы развития устной речи

Устные рассказы. Пересказ рассказов, басен, просмотренных кино - и мультфильмов также способствует развитию связной и выразительной речи ребенка, обогащению словаря и развитию произвольной словесной памяти. Такая работа помогает учащимся осознать, что содержание рассказа надо передавать последовательно, логично, правильно строить предложения, т.е. подготавливает к письменным сочинениям. Художественные тексты, изучаемые в школе, дают неисчерпаемые возможности для упражнений учащихся в пересказах, т.е. для упражнений в монологической связной речи.

Формы работы со скороговоркой могут быть различными:

  • проговаривание скороговорок в разном темпе с разными интонациями (радостно, восторженно, грустно, взволнованно, удивленно, озабоченно, разочарованно…);
  • проговаривание, сопровождаемое определенными действиями (хлопками, взмахами руки, танцевальными движениями…);
  • импровизационная инсценировка скороговорок;
  • создание скороговорных приветствий;
  • конкурс на звание чемпионов по скороговоркам;
  • письмо скороговорок по памяти.

Малые формы фольклора (загадки, считалки, чистоговорки, сказки, скороговорки и др.), привлекая детей своей формой, яркими поэтическими образами художественные средства вызывают у детей положительные эмоции, которые повышают эффективность работы, направленную на формирование правильного звукопроизношения, делают речь детей более выразительной, яркой. Звукосочетания могут быть взяты из литературных произведений или придуманы детьми, например: крур-крир - саморир-рики-брики-кальтаир. Одну и ту же чистоговорку можно произнести с разными целями. Так, произнося "Верблюд решил, что он жираф и ходит голову задрав", один ребёнок выразит удивление, а другой посмеётся.

Скороговорка - фраза, построенная на сочетании звуков, затрудняющих быстрое произнесение слов. Скороговорки развивают артикуляцию, формируют навык чёткого произношения звуков, умение пользоваться силой голоса, интонационными средствами, а также приобщают детей к устному народному творчеству. Необходимо чередовать легкие скороговорки с трудными. После четкой артикуляции звуков и медленного правильного чтения они заучиваются. Каждой разминке уделяется 5-7 минут вначале урока.

Работа над словарем - это основа всей работы по развитию речи. Не обладая достаточным запасом слов, ученик не может построить предложение, выразить свою мысль. Работа эта состоит в его уточнении, обогащении и активации. Словарная работа спланирована так, чтобы в ней сочетались все эти виды работы над словами. Включила толкование слов, используя словари, составление словосочетаний, предложений, подбор однокоренных слов, синонимов, омонимов, работу с пословицами, поговорками.

Источники

  1. Львов. Культура речи. Издательсикй центр Академия. - М. - 2004, с. 272
  2. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. - М.: Просвещение, 1982. - 198с.
  3. Бобровская, Г.В. Активизация словаря младших школьников / Г.В.Бобровская // Начальная школа - 2009. - №4 - С. 47-52.
  4. Мастерство устной речи / Под ред. В.В.Голубкова.- М., 1967.
  5. Мязина, Т. А. Развитие устной речи обучающихся на уроках литературы / Т.А.Мязина. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2017. - № 19 (153). - С. 310-313. - URL: https://moluch.ru/archive/153/15313/ (дата обращения: 21.12.2023).
  6. Пригорнева Т.А. Формирование грамотной устной речи у учащихся начальной школы // Актуальные исследования. 2022. №50 (129). Ч.II. С. 100-101.