Школьная психологическая служба
-
Игры-тренинги для самореализации младших школьников 2006
Для ребёнка одним из действенных способов приобретения навыков общения и саморегуляции, т.е. качеств психического здоровья, является игра. Это, как известно нам, наиболее естественный способ проникновения в мир детства, а нередко и самый эффективный способ помочь детям, имеющим психологические трудности в общении, самооценке, реализации своих коммуникативных навыков. В статье предлагаются игры, настраивающие детей на совместную деятельность и общение, игры самоподдержки, занятия по развитию воображения и творческого взаимодействия.
-
Тренинг сенситивности 2006
Урок развивает у детей психологическую наблюдательность, развивает способность фиксировать и запоминать всю совокупность сигналов, получаемых от другого человека.
-
Обучающий бизнес-курс "Основы проектных технологий" 2006
Программа является курсом по выбору в системе предпрофильной подготовки учащихся. Ученики знакомятся с сущностью проектных технологий и особенностями их использования в различных областях жизни, приобретают опыт самостоятельной разработки проектов. Курс развивает проектное, творческое и критическое мышление, учит работать в команде, вооружает школьника эффективными приемами решения личных, учебных и профессиональных проблем, существенно укрепляя фундамент его жизненной компетентности.
-
Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста 2006
Многолетний опыт психологической работы показал, что кроме создания благоприятных условий всестороннего развития ребенка, необходимо сформировать у дошкольников новый "пласт" знаний по психологии. Мы разработали и внедрили в педагогический процесс специальную социально-психологическую коррекционно-развивающую программу эмоциональной отзывчивости детей. Она рассчитана на работу с детьми старшего дошкольного возраста. Уже в самом начале названия программы заложена главная идея и цель: помощь детям дошкольного возраста в формировании социальных представлений, развитии познавательной сферы, коррекции и привитии новых форм поведения, гармонизации противоречивости личности.
-
Адаптация первоклассников к школьным условиям 2006
В последнее время появляется все больше детей, которые уже в начальной школе не справляются с программой обучения. Эти дети требуют к себе особого внимания и педагога, и психолога, так как хроническое отставание в начальной школе отрицательно сказывается на дальнейшем интеллектуальном и личностном развитии ребенка. В ряде случаев ребенку необходима индивидуальная коррекционная программа, разработка которой обязательно предполагает знание факторов, вызывающих неуспеваемость. Главным фактором, влияющим на успешность усвоения знаний у первоклассников, является адаптированность к школьным условиям. На основании выше сказанного целью данной работы является разработка комплексной программы по предупреждению и коррекции школьной дезадаптации у учащихся первых классов.
-
Деловая игра "Мы судим сигарету" 2006
Деловая игра "Суд над сигаретой" - одно из мероприятий, разработанных и проведенных в нашей школе в рамках соревнования классов, свободных от курения. Вначале он был разработан как урок и проводился в 6-м классе. Актуальность проведения этого занятия именно в 6-м классе, когда под социальным давлением у подростков происходит взрыв интереса к курению не вызывает сомнений. По желанию детей урок перерос в общешкольное мероприятие "Мы судим сигарету".
-
Программа "Этикет". Обучение правилам общения младших подростков 2006
Обучение младших подростков 5–6-х классов правилам этикетного общения в различных общественных местах через ролевые игры, дискуссии и тренинговые упражнения, конкурсы, викторины, тесты, беседы, мини-сочинения.
-
"Завтра в школу мы пойдем — будет школа нам как дом!" 2006
Описанное занятие может быть использовано как для работы с родителями будущих первоклассников (вариант проведения родительского собрания), так и с воспитателями, работающими в старших группах. При формировании группы необходимо учитывать интересы участников. Желательно, чтобы группы были более-менее однородны по своему составу. Практика показывает, что именно такой вид работы помогает педагогам и родителям приобрести необходимый опыт и использовать его в дальнейшем.
-
Комплексная программа по формированию негативного отношения у подростков к употреблению ПАВ (психоактивных веществ) "Школа без вредных привычек" 2006
Программа предназначена для проведения коррекционно-развивающих занятий для подростков среднего и старшего школьного возраста, склонных к употреблению психоактивных веществ. Профилактика употребления ПАВ рассматривается в психологическом аспекте с учетом диагностики и коррекции. Программа адресована педагогам, школьным психологам, социальным педагогам общеобразовательных учреждений (школ, детских домов-школ).
-
Программа коррекции дизорфографии обучающихся 5–6-х классов (с нормальным психологическим развитием, ЗПР, СПЗ) "Грамматей-ка" 2006
Программа предназначена для проведения коррекционно-развивающих занятий с обучающимися в 5-6-х классов с нормальным психологическим развитием, а также с задержкой психологического развития, социально-педагогической запущенностью, вновь прибывших детей, имеющих нарушение письменной речи при переходе из начальной школы в среднюю. Адресована учителям начальных и средних классов, дефектологам, школьным психологам и учителям-логопедам общеобразовательных учреждений (школ, детских домов - школ).
-
Семинар "Неуспевающие. Как помочь ребенку?" 2006
Психолого-педагогическая идея предложенного семинара - помочь раскрыть участникам причины неуспеваемости детей. Познакомить с правилами, которые необходимо соблюдать при работе со слабоуспевающими детьми.
-
Православие и оказание помощи в решении личностных проблем школьника 2006
"Дети оторваны от истоков истинного благочестия и традиций Православия. Душа ребенка постепенно заполняется демонической природой. С этим связана излишняя мечтательность и романтизм, сопряженные нередко с частичной потерей чувства реальности".
-
"Дидактогения" 2006
Делюсь с опытом своей работы по профилактике и коррекции такого явления как "Дидактогения". Данный элемент тренинга рассчитан на 3 часа в зависимости от групповой динамики. Упражнения направлены на осознание и изменение стереотипов восприятия проблемных педагогических ситуаций, поиск и закрепление альтернативных способов коммуникации с участниками образовательного процесса, отработку навыков уверенного поведения и сплочения педколлектива, включает психодраматические упражнения на проигрывание ролевых ситуаций. Тренинг самый эффективный метод обучения педагогов.
-
Открытое занятие по психологии для детей с легкой и тяжелой степенью умственной отсталости в 1-м классе по теме: "Мир эмоций" 2006
Открытое занятие по психологии в детском доме для детей с легкой и тяжелой степенью умственной отсталости с целью помочь ребенку научиться понимать эмоциональные реакции окружающих, правильно на них реагировать, понимать свои эмоции.
-
Организация развивающего обучения и психологической поддержки детей, обучающихся в классах компенсирующего обучения 2006
Необходимость совершенствования школьного образования с особой остротой ставит задачу изучения причин отставания в учёбе отдельных учеников. В последние годы наблюдается рост нервно-психических и соматических заболеваний. По данным исследования, количество учащихся, которые не в состоянии освоить общеобразовательные программы начальной школы составляет 27 % обучающихся. 51 % учащихся испытывают трудности в усвоении школьной программы. Исходя из этих исследований было принято решение разработать программу развития познавательных функций у этой группы учащихся, применимую для развития выявленного в ходе исследования нарушения психического развития. Определить направление, которое способствовало бы лучшему формированию психологических функций.
-
Психологическая игра "Портрет коллектива" 2006
Эту игру можно провести как со взрослыми так и с детьми, начиная со среднего школьного возраста. Особенно она может быть полезна начинающему психологу. Игра позволяет приобрести опыт в публичном одобрении другого человека.
-
Причины школьной дезадаптации 2006
В последние годы проблема школьной дезадаптации оказалась в центре внимания не только педагогов и психологов, но и врачей. Причины сложностей школьного обучения и проблем поведения у детей могут иметь различную природу. Трудности усвоения школьной программы, нарушения поведения и нарушение эмоционально-личностной сферы - основные компоненты школьной дезадаптации.
-
Развитие логического мышления младших школьников на уроках русского языка 2006
В статье рассматриваются проблемы развития логического мышления младших школьников. Приводятся оригинальные мыслительные задания по русскому языку, которые позволяют формировать у ребенка интеллектуальные умения и мотивацию достижения успеха, необходимые в учебе и в жизни.
-
Психолого-педагогическая работа с родителями тревожных детей 2006
Формирование детской тревожности является следствием неправильного воспитания ребенка. С родителями тревожного ребёнка необходимо проводить психологическую работу.
-
Большая психологическая игра "Невероятное путешествие" 2006
При переходе в старшее звено могут возникнуть проблемы: в классе сложилось несколько группировок, постоянно происходят конфликты, учащиеся не могут найти "общий язык", нельзя провести коллективное мероприятие - которые могут привести к трудностям в дальнейшем процессе школьного обучения и в возможности личностной самореализации в школьной среде. Поэтому важно создать психологически комфортные условия для развития внутригрупповых отношений, где особое внимание необходимо уделить быстрому установлению позитивных отношений между детьми, овладению приемами и навыками эффективного межличностного общения.
-
Этап диагностики и предварительного самоопределения учащихся в вариантах предпрофильного обучения 2006
В статье предлагается один из вариантов психологического сопровождения учащихся восьмых - девятых классов в рамках курса С.Н.Чистяковой "Твоя профессиональная карьера".
-
Дифференциальная психология акцентуированных подростков с органической недостаточностью мозга 2006
Результаты настоящих исследований предоставляют возможность клиническим психологам, психологам, психотерапевтам, психиатрам, детским подростковым психиатрам подтверждать или опровергать с помощью экспериментально-психологических исследований наличие конституционально-типологической недостаточности высшей нервной деятельности и личности предполагая органическую недостаточность мозга у акцентуированных подростков, способствующую формированию аномальной личностной изменчивости.
-
Программа тренинговых занятий, направленных на компенсацию кризиса профессиональной компетентности педагога "Десять шагов к успеху" 2006
Программа тренинговых занятий "Десять шагов к успеху" направлена на компенсацию кризиса профессиональной компетентности педагога. В основу тренинговых занятий положено расширение возможностей использования педагогом механизмов реальной компенсации, обеспечивающих восприятие профессиональной жизни как творческой задачи, приносящей рост и развитие.
-
Модель психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей 2006
В статье представлена модель психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в учреждении дополнительного образования, предложены возможные направления работы психологов по реализации данной модели. По мнению авторов, статья будет интересна психологам и педагогам учреждений дополнительного образования детей.
-
Профилактика аддиктивного поведения у подростков 2006
Целью программы является создание условий для приобретения подростками положительного социального опыта в процессе группового общения. Внимание учащихся акцентируется на ценности общения, на роли правил в современном мире, на необходимости здорового образа жизни, на стадиях формирования зависимости от ПАВ.
-
"В поисках своего призвания" (курс занятий по профессиональному самоопределению школьников) 2006
Краткий курс занятий по профессиональному самоопределению школьников. Трехдневный курс занятий позволяет определить профессиональную направленность ребенка, выявить его основные интересы и склонности. Курс включает в себя рефлексивный блок (диагностика и самопознание), информационный блок (профессиональное просвещение), практический блок (практикумы по самопознанию и нравственному профессиональному самоопределению). Занятия способствуют расширению знаний учащихся о профессиях, их специализации, о занятости населения в регионе, о востребованных специальностях в регионе, о средних и высших профессиональных учебных заведениях города.
-
Проект "Азбука Мудрости" (занятие "Доброта"). 2–3-й классы 2006
Гуманная и лечебная педагогика – это не вседозволенность, не подход в обучении, а обращение к сердцу и совести ребенка. От сердца к сердцу! Освоить это с помощью воли нельзя. Это состояние души учителя. Это вера. Вера в человека. На уроках Мудрости мы вместе ищем и открываем, выбираем и обосновываем, удивляемся, восхищаемся, утверждаем. Во время встреч дети не чувствуют деления на успевающих и блестящих, на талантов и тугодумов. Здесь не ставят оценок. Все равны.
-
Тренинговое занятие "Моя личность и выбор профессии" 2006
Cоциально-психологическая служба ИМЦ Дзержинского РУО г. Волгограда в течение 5 лет ведет исследование, цель которого – выявить особенности ценностно-смысловой сферы в юношеском возрасте, изучить возможности формирования и специфику изменений смысложизненных и ценностных ориентаций старшеклассников. Мы предполагаем, что система развивающих занятий, связанных с формированием готовности к выбору профессии, развитием коммуникативных умений, способствует формированию связной и развернутой ценностно-смысловой системы личности в юношеском возрасте. Можно полагать, что участие старшеклассников в тренинговой работе активизирует субъектность юношей и девушек и способствует более успешному решению задач личностного, социального и профессионального самоопределения.
-
Разработка интеллектуальной игры для второклассников: "Новые сказки от кота Потряскина" 2006
Интеллектуальная игра для второклассников "Новые сказки от кота Потряскина" разработана по мотивам сказок А.Гина с целью развития творческого мышления детей через создание благоприятной психологической атмосферы для общения детей и взрослых. По форме представляет собой игру-соревнование, где задания для участников предъявляются таким образом, чтобы успех зависел от вклада каждого.
-
Разработка занятия с пятиклассниками на тему: "Секреты богини Мнемозины" 2006
Предлагаемое занятие "Секреты богини Мнемозины" способствует самостоятельному формулированию и осмыслению учащимися условий продуктивного запоминания через организацию познавательной активности и диалога с ребятами, выполнение заданий проблемно-поискового характера.