Педагогические технологии как средство формирования познавательной мотивации социально неблагополучных детей

Разделы: Общепедагогические технологии, Школьная психологическая служба


Объект исследования – познавательная мотивация.

Предмет исследования – педагогические технологии в формировании мотивации.

Цель: формирование познавательной мотивации средствами использования педагогических технологий обучающихся в условиях воспитательной колонии.

Задачи:

  • проанализировать, систематизировать имеющийся опыт развития познавательной мотивации у обучающихся в школе воспитательной колонии;
  • разработать и реализовать модель познавательной мотивации у ребят, отбывающих срок наказания;
  • разработать программно-методическое обеспечение реализации модели познавательной мотивации.

Гипотеза исследования – формирование познавательной мотивации будет осуществляться успешно, если:

  • реализуются педагогические условия развития познавательной мотивации школьников;
  • осуществляется опора на комплексное применение педагогических технологий.

Мы предполагаем, что использование средств педагогических технологий в процессе развития познавательной мотивации возможно при учебе следующих условий:

  • использование психологических упражнений для развития познавательной мотивации школьников;
  • равенство всех участников, включая учителя;
  • ненасильственное привлечение к процессу деятельности, создание личной мотивации.

Теоретико-методологическая основа исследования: философские и психологические концепции деятельностного подхода к развитию познавательной мотивации, психологическая теория деятельности (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн). В работах этих ученых выявлена социально-психологическая природа и структура личности, роль объективных и субъективных факторов в развитии ее способности.

Методологической основой исследования служат фундаментальные научные принципы и подходы:

  • реальности (ориентация на реальные субъекты образовательного процесса, развитие на их основе индивидуального своеобразия);
  • конкретности (целью является трансформация потенциала саморазвития и социального заказа);
  • субъективности (поиск путей развития системы, учитывающей индивидуальные потребности и способности всех субъектов образовательного процесса;
  • создания рефлексивной среды (деятельность – рефлексивная процедура);
  • общения как ценности (отношения равных, свободных в выборе ценностей субъектов).

В ходе исследования использованы методы и методики, адекватные предмету и задачам исследования: анализ психолого-педагогической, методической, биологической литературы; опытно-экспериментальная работа по развитию познавательной мотивации школьников средствами новых технологий; диагностические методы (беседа, творческие задания, анализ работ, наблюдение, сопоставление независимых характеристик).

Методы исследования:

Эмпирические методы:

– изучение литературы по теме исследования;

– педагогическое наблюдение;

– социологические методы;

– опрос, беседа, интервьюирование;

– анкетирование;

– тестирование;

– ранжирование;

– метод экспертной проверки (рейтинг);

– изучение и обобщение опыта.

Теоретические методы:

– мыслительные процедуры (анализ, синтез, классификация, типологизация, абстрагирование, обобщение, сравнение, интегрирование, систематизация);

– прогнозирование;

– моделирование;

– построение мысленного эксперимента.

Выбранная методологическая основа и поставленные задачи определили ход теоретико-экспериметального исследования, которое проходит несколько лет.

Актуальность

“Трудные” школьники были и есть и, конечно, будут. Но сегодня их особенно много. Это огорчает учителей и вселяет в них безнадежность. Но верить и надеяться надо. Наша страна на верном пути. В школе внедрение идей гуманистической психологии и педагогики привело к созданию эффективных психолого-педагогических технологий, значительно сокративших трудности учебно-воспитательного процесса.

У детей, которых мы учим, не сформирована потребность в учебе и труде. Надо прежде помочь учащимся сформировать у себя эти потребности, а уже потом опираться на них в процессе воспитания. С этой задачей можно быстрее справиться, если использовать современные технологии. Для нас, учителей воспитательной колонии, одной из важных проблем является воспитание здоровых интересов, прежде всего интересов к учению и будущей профессиональной деятельности. Очень часто от ребят можно услышать такие слова, что освобожусь и начну новую жизнь. Интересно жить, учиться и работать можно уже и сегодня, а не в отдаленном будущем. Использование психолого-педагогических технологий поможет формированию личности, адаптированной к современным рыночным отношениям.

Силы истинного учителя велики. Сила современного учителя в любви к детям, желании им добра, признании и уважении личности воспитанника, способствовании свободному развитию и совершенствованию его душевного мира. Всего этого трудно достичь, не овладев искусством психолого-педагогических технологий.

Изучению проблем развития познавательной мотивации, использования новых технологий обучения посвящены работы Д.Т. Леватиса, Е.О. Талицких, Л.А. Окунева, Н.И. Беловой, И.А. Мухиной, Г.А. Русских, Д. Тейлор.

Благодаря трудам основоположников “Французской группы нового образования” реализуются в практику образования интенсивные методы обучения и развития ребенка, его познавательной мотивации.

Педагогическая мастерская – новая для российского учителя технология обучения.

Мастерская – это средство передачи учителем концептуальной и практической сторон своей педагогической системы.

В методических рекомендациях Е.О. Галицких особое внимание уделено атмосфере мастерских, принципам и основным этапам организации познавательной мотивации обучающихся.

Одно из преимуществ мастерской в развитии познавательной мотивации заключается в том, что процесс обучения становится нужным как мастеру, так и каждому участнику мастерской.

Уникальность работы в том, что новые технологии используются в школе воспитательной колонии. Традиционными формами обучения ребят, обучающихся в этих условиях, просто не дотянуть до стандартного уровня (?). У ребят полностью отсутствует познавательная мотивация, о чем свидетельствует гот факт, что в свои 15–18 лет они закончили свое образование в 5–9 классах. Только, обучая по новым технологиям, ребята получат радость, восторг от овладения процессом познания нового, ощущают свою значимость и неповторимость. Осознают, что они могут быть уникальными не только в криминальном мире. Вместе с тем, анализ психолого-педагогической литературы, обобщение собственного опыта и реального опыта работы общеобразовательных школ воспитательных колоний показывает, что при внедрении в практику работы новых педагогических технологий сталкиваешься с рядом проблем:

  • не учитывается специфика криминальной психологии, требующая особых условий и позиции педагога;
  • отсутствие системы профессиональной подготовки специалистов, работающих в школах воспитательной колонии;
  • крайне неудовлетворительная материальная база.

Анализ состояния проблемы показывает, что, несмотря на определенный уровень ее теоретической и практической разработанности, вне поля зрения исследователей остались такие аспекты, как развитие познавательной мотивации школьников (обучающихся в воспитательных колониях) средствами новых технологий.

Педагоги и психологи нашей школы предлагают проводить серьезную и постоянную работу по развитию познавательной мотивации, используя новые технологии (мастерская, модульная технология, метод проектов, использование технологических карт).

Таким образом, обнаруживается противоречие между требованиями общества в развитии у личности познавательной мотивации и недостаточно разработанной технологией для обучения в школах воспитательной колонии.

Указанные противоречия и определили выбор темы нашего исследования.

Опытно-экспериментальная работа осуществляется в несколько этапов:

Первый этап (подготовительный) 2005–2006 учебный год изучение способностей школьников, формулировку рабочей гипотезы опытно-экспериментального исследования; диагностику исходного уровня познавательной мотивации; разработка модели их развития.

Второй этап (формирующий) 2006–2007 учебный год предполагает внедрение разработанной нами модели развития познавательной мотивации, определения критериев ее эффективности; проверку эффективности выделенных нами педагогических условий успешного развития познавательной мотивации.

Третий этап (контрольный) 2007–2008 учебный год опытно-экспериментального исследования включает в себя: анализ результатов осуществляемой экспериментальной работы.

Оценка развития познавательной мотивации школьников осуществляется в соответствии с разработанными нами критериями: глубина знаний, самостоятельных способ действий, уровень сформированности установки на развитие познавательной мотивации.

Эти критерии позволили выявить уровни развития познавательной мотивации школьников, которые мы использовали в опытно-экспериметальной работе: высокий (креативный), средний (эмпирический), низкий (репродуктивный).

Прогнозируемые результаты:

– сформированность у обучающихся образовательного учреждения воспитательной колонии ценностей саморазвития (мотивации достижения, личностной и профессиональной самореализации);

– наличие у педагогов устойчивой мотивации к саморазвитию, педагогическому общению с позиций взаимоуважения;

– готовность педагогов к рефлексивному управлению познавательной деятельностью.

База и участники эксперимента:

Базой эксперимента являются все участники образовательного процесса: обучающиеся; педагоги; администрация.

Состав участников эксперимента:

  • Степанова С.К. – учитель биологии, психологии;
  • Горохова З.Е. – директор школы.

Функциональные обязанности участников эксперимента:

  • диагностическая деятельность;
  • написание и проведение социально-психологических тренингов для педагогов и обучающихся.

Критерии оценки ожидаемых результатов

Критерии Инструментарий
Система ценностей субъектов образовательного процесса:

1. Ориентированность на прогресс, достижение успеха.

2. Принятие себя, принятие других, интернальность (опора на собственные ресурсы, уверенность в себе).

 

3. Оценка творческого потенциала и способности к саморазвитию, самопониманию.

 

4. Готовность педагогов к рефлексивному управлению познавательной деятельностью.

 

Методика Т.Элерса “Мотивация к успеху”

Методика диагностики социально-психологической адаптации К.Роджерса и Р. Даймонда.

Методика диагностики межличностных отношений Лири.

Методика САМОАЛ (перевод – Калина Н.).

Методика “Личностный дифференциал” (адапт. В НИИ им. В.М. Бехтерева)

Анкета “Выпускник”.

Прогноз возможных негативных последствий и способов их устранения

Негативные последствия Способы устранения
Неприятие вводимых новаций субъектами образовательного процесса силу отсутствия мотивации. Формирование мотивации через первоочередное создание соответствующей системы ценностей.

Внедрение новшеств с опорой на базовые ценности и традиции образовательного учреждения.

2. Несогласованность различных процессов по проектировочным параметрам между собой и с концептуальными основаниями модели. Согласование параметров всех процессов на стадии проектирования.

Системность в реализации программных мероприятий.

 Приложение

Я и мастерская

 Часть 1

Сейчас мы проведем первый этап мастерской.

Индукция. Напишите в тетради слово “колония”. Влево отведите стрелочки и напишите цвета, которые возникли в вашем воображении. Вправо отведите стрелочки и напишите о чем вы сейчас подумали, представили, вспомнили, т.е. ваши ассоциации.

Самоконструкция это второй этап. Индивидуальная работа по заданной проблеме. Собрать воедино свои знания по теме.

Социализация этап, где я представляю свою работу и сдаю ее с афишированием. Во время моего письменного выступления допускается исправление, дополнение со стороны членов, читающих реферат.

Я работаю в школе воспитательной колонии и должна учить ребят, которые по три, четыре года не учились. Можно ли мастерскую провести с этими ребятами? ... С ребятами, которые исключены из школ, сами бросили школу из-за конфликтов с учителями, не умеющие нормально читать и писать, отстающие как в физическом, так и в психологическом развитии, наркоманы, возможно, с поврежденными мозговыми центрами. А если попробовать?

Что такое мастерская?

Мастерская это особый способ организации деятельности учеников. Мастерская это такая модель обучения школьников, которая позволяет развивать творческие способности учащихся.

Итак, у меня есть идея. Мои ребята должны принять эту новую форму работы, т.к. в любом возрасте важен постоянный поиск знаний, а не пассивное поглощение их или отчет о заученном. Эта идея не просто сверкнула. Нет.

Сейчас мы проанализируем основные принципы организации мастерской.

Основные принципы мастерской:

Равенство всех участников, включая учителя: “Все способны строить свои знания самостоятельно в совместном поиске”; учитель не над учеником, а с учеником. Ненасильственное привлечение к процессу деятельности этих “с гимулов” самооценкой, самокоррекцией, самовоспитанием.

В работу включаются не только органы чувств, но и эмоциональная сфера ребенка. Чередование индивидуальной и коллективной работы, создает атмосферу сотрудничества и взаимопомощи.

Важность самого процесса творческого поиска, а не его результатов.

Свобода выбора материала, вида деятельности, способа предъявления результата, всю работу учащиеся выполняют по-своему, исходя из своих способностей, интересов и личного опыта.

Отсутствуют оценка, соревнование, соперничество.

В моих руках – новая технология. Что же такое технология? Можно выделить несколько определений.

Технология – это:

  • совокупность методов обработки, изготовления. Изменения состояния, свойств, формы сырья; материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства;
  • процесс последовательного описания организации деятельности людей для достижения целей производства, основанный на научных достижениях в данной области.

Что же такое образовательная технология?

Это системный метод планирования, создания и оценивания всего процесса обучения с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящей своей задачей оптимизацию форм обучения.

Пробежав еще раз принципы организации мастерской, я вижу, что всего этого ребята в обычной школе были лишены. Значит, они примут это. Мы будем учиться вместе, читать, делать схемы и таблицы, опорные сигналы и конспекты, задавать друг другу вопросы и отвечать на них. Рассаживаться парами, четверками, группами, слушать друг друга, защищать полученные знания.

Передо мной стоят проблемные вопросы:

1. Как сделать так, чтобы они осмыслили важность самого процесса образования?

2. Как повысить их внутреннее, стремление, тягу к учению?

3. Что нужно сделать, чтобы они полюбили книги?

4. Какую дорожку им показать, чтобы они не воровали, не убивали, не насиловали, не унижали других.

Я работаю с отшлифованным генетическим материалом и должна об этом все время помнить. На генотип сильное влияние оказывает окружающая среда, и этой окружающей средой могу быть – я. Ко мне приходит ученик. Что я знаю про него? Его фамилию, т.к. она написана на бирке. Вот он идет по классу и сейчас он определит ряд, где будет сидеть. На какой же ряд он сядет? В условиях колонии это существенная черта. Если на первый ряд, он может быть организатором, помощником мне. А если второй ряд – ну неплохо – золотая серединка. А если третий?.. Сколько же он пережил? А что впереди?.. Не дать упасть ему духом, нравственно он должен остаться сильным человеком, не сломаться.

Этим всем ребятам я должна вернуть веру в учебу. Мастерская... у меня надежда на тебя. Подожди, С.К. Твоим детям 16, 17 лет, а учатся они в 6, 7, 8 классе. Как давно они не слышали лекции, не участвовали в беседе, не листали книг и журналов. Значит, мне надо их подготовить к работе в мастерской. Что же делать? Как быть? Из всякой ситуации есть выход. Надо искать. Искать. Книга... Ты моя помощница.

Люблю, когда ребята приходят в колонию в каникулы. Это время работает на меня. Собираю их в классе, приношу свои книги, журналы, интересные вырезки. Что такое? Через десять минут они все посмотрели. Вот это дела. Давайте смотреть по-новому, теперь получите маленькое задание, а потом обязательно выступите. Итак, несколько раз. Все время наблюдаю за ними. Начинают заново привыкать к классу, к партам, к дежурству, к школьной жизни. Надо с ними почитать. А что? Пусть выберут на первый раз сами. Приношу школьные роман-газеты. Выбирают “Алые паруса”. Неплохо. Читаем, а они не могут вслушаться, вертятся, крутятся, ничего не понимают, одно желание – скорей курить. Первый блин комом. Что дальше?..

Второй – незнакомо, но кое-кто уже слушает меня, или прислушивается. Это хорошо. Кто-то может поменять обстановку, и назавтра пойти в комнату психологов, где есть мягкий уголок, палас, зеркала. Ребята соглашаются. Читаем и долго читаем. Они сворачиваются, как котята и слушают. И так мы читаем несколько дней. Мы общаемся с классической литературой... Как это здорово! Потом я их попросила написать свои высказывания об общении с героями. Написали все как могли. Стали мыслить, рассуждать, мечтать. Одно из откровений мне хочется сейчас написать.

Мое общение

А.П. олицетворяет надежду, веру и любовь, и все те хорошие качества в человеке, которые были у Грея и Ассоль.

Мое отношение к сказочнику Эглю очень хорошее. Он вселил надежду в маленькую девочку, что у нее будет в дальнейшей жизни любящий человек. И я думаю, что эта надежда помогла Ассоль стать такой, какая она стала, и преодолеть все те трудности, которые у нее были в жизни. Наверно, Эгль придумал эту сказку для того, чтобы те люди (взрослые и дети) не черствели своей душой к людям, с которыми они общаются, и чтобы дети верили в то, что если у тебя есть заветная мечта – она обязательно сбудется. Волшебство совершается в том мире, где живет, в первую очередь вера и любовь в, свою самую заветную мечту, и когда это случается, то нам кажется, что произошло какое-то волшебство или чудо. Ассоль и ее отцу помогают пережить несправедливость к ним, наверное, в первую очередь любовь к друг к другу, их надежда на лучшее, и то, что они никогда не связывались с теми людьми, кто пытался их опозорить и оттолкнуть от общества. Волшебство может без доброй феи, если в сердцах, и мечтах нет места злу.

Грей в этом рассказе выглядит как человек, который всю свою жизнь делал добро людям, своим упорством и неисчерпаемым желанием стать моряком, добивается своей цели. Главное чудо в этом рассказе, я думаю, что нашелся человек, который решился на то, чтобы подарить человеку веру в волшебство, и ту любовь, которая живет в их сердцах.

Кто-то предложил нарисовать алые паруса. Что ж – рисуйте! Итог – рисунки хорошие, а алого цвета нет. Для меня еще одна проблема нарисовать – у ребят нет веры в свое будущее, в свою молодость. А ребята просят, чтобы мы еще читали. И читаем вслух мы много.

За этот небольшой период общения мы вместе формировали такие качества как терпение, усердие, желание приобщиться к миру книг. Ребята прочувствовали состояние внимательности и невнимательности, любви, сострадания, пренебрежения и зависти.

Вот и подошло первое сентября. Мы начали учиться. Сначала ввожу в свои уроки элементы мастерской. Принимают. Это уже хорошо! Значит, должны принять и всю мастерскую.

Каковы же основные этапы всей мастерской?

Основные этапы мастерской:

Индукция. Создание эмоционального настроя, личного отношения к предмету суждения. Предлагается задание “вокруг” слова, предмета, рисунка, воспоминания – чаще всего неожиданное для учеников, в чем-то загадочное и обязательно личностное, включение подсознания.

Самоконструкция. Индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта. Первая часть этапа: “деконструкция” – превращение материала в “хаос”, смещение явлений, слов, событий. А затем – “реконструкция”, т.е. со здание своего текста, рисунка, закона.

Социоконструкция. Выполнение заданий группой, соотнесение своей деятельности с деятельностью остальных. Представление результатов работы в диалоге, в малой группе.

Социализация. Задача этапа дать самооценку и провести самокоррекцию. Все, что сделано индивидуально, в паре, в группе должно быть обнародовано, обсуждено, все мнения услышаны, все гипотезы рассмотрены.

Афиширование. Вывешивание работ учеников и учителя в аудитории и ознакомление с ними. Все ходят, читают, обсуждают.

Разрыв. Внутреннее осознание участниками мастерской неполноты собственного знания или несоответствия своего старого знания новому. Процесс поиска ответов, сверка нового знания с литературным источником. Появление внутреннего конфликта, требующего погружения в проблему. Ребенок ощущает чувство информационного голода, понимает, что ему нужно учиться дальше.

Рефлексия. Отражение чувств, ощущений, возникших у участников в ходе мастерской. Размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ.

Можно выделить следующие виды мастерских: построение знаний (при изучении нового материала), реконструкции знаний (при обобщении), восстановление знаний (при повторении).

Предполагаемая мастерская по изучению строения голосеменных растений на примере сосны и ели.

Цель мастерской – активизация мышления учащихся, получение ими представления о строении, среде обитания и жизнедеятельности голосеменных.

Организация мастерской

Здравствуйте, ребята! Садитесь!

На столах у вас: книга, тетрадь, ручка, простой и цветные карандаши, гербарные материалы, живые веточки, эмоциональные кружки, слова-оптимизаторы, листочки елочки.

Давайте посмотрим наше с вами настроение, деловой настрой на работу. Разложите кружки в том порядке, в каком они вам нравятся. По ходу работы, если настроение будет меняться, вы кружки передвигаете. Если учитель работает в системе с кружками, то ребята приучены и делают все эти операции без команды. Для учителя очень важно знать эмоциональный настрой ученика перед работой: если он выбирает на первое место красный цвет или кружки, с изображением цветов – ребенок настроен на работу. Моя цель – не потерять его во время работы, сохранить его работоспособность. Готовы к работе и с кружками синего, зеленого, желтого цвета. Но если выбирают черный и коричневый цвет. Тревога! Надо быть очень осторожным и внимательным к этим ребятам. Все ребята колонии очень агрессивны или не уравновешены. Они выражают это поведение либо прямо, либо прячут его внутри и от этого еще больше страдают. Что я делаю? Либо больше внимание уделяю, отмечаю вслух, что у них получается. Либо больше втягиваю в беседу. Либо прошу делать рисунки. Либо просто оставляю в покое и не трогаю, но тихо слежу за ними. Бывает и такое, что все кружки переворачивают, а оставляют один черный цвет. С этого ребенка я не только глаз не спускаю свои два урока, но прошу помощи психолога. Ребята к этому этапу урока относятся серьезно, не превращают в игру.

Открываем тетради и записываем число и тему урока.

Голосеменные. Строение голосеменных растений на примере сосны и ели.

Ребята! У вас на столе лежат карточки с мудрыми словами: Прочитайте их.

Прочитали! Уберите на край стола.

Ребятам предлагаются прочитать очень краткие высказывания великих людей воспитательного плана. Иногда это может совпадать с темой урока.

– “Должны у деревьев учиться и мы”.

– “Имеющий в руках цветы плохо совершить не может”.

Цель этого этапа: не навязывать внешнюю цель, не заострять большого внимания. Но зернышко воспитания все же заложить.

Возьмите листочки-елочки и разделите их пополам вертикально. На одной стороне напишите “Я знаю”, на другой “Я узнал”. Задание: напишите, что вы знаете о сосне, ели.

Работа была разнообразной: читали, рисовали, беседовали, трогали, измеряли, думали. Мастерская получилась. Получился предновогодний праздник, а заключался он в труде, учебе, в наслаждении самостоятельного получения знаний.

В чем заключалась моя роль, роль учителя на уроке? Она была направляющей, организующей деятельность ребят. Посмотрим на ученика. Весь урок он был в состоянии творчества. Все ребята с разными способностями и умениями трудиться. Знания учителя не давили на него. Ученик потихоньку начинает верить в свои силы и в свой успех. На уроке мы выполнили основной закон мастерской: “Делай все по-своему, исходя из своих способностей, интересов и личного опыта, корректируй себя сам”.

Мастерская – это вера ребенка в себя. Он видит, что он уж не такой плохой. Он видит, что он многое может. Мастерская помогает учителю планировать и создавать ситуации успеха для ребенка.

Ну что, устали? Давайте отдохнем. Не прыгать, не бегать мы не будем. По середине листа нарисуйте лежащую маленькую восьмерку. Затем над каждым кружком восьмерки отведите влево и вправо по три прямых линии. Теперь нарисуйте большую, высокую подковку, начиная с крайней точки одной половинки восьмерки и через верх ведите к другой. Маленькие подковки на половину заштрихуйте. Внизу под восьмеркой нарисуйте большой круг. Под большим кругом нарисуйте два маленьких полукруга. Влево или вправо от большого круга, его середины, проведите замкнутую кривую линию любой формы. Над большой подковкой нарисуйте свободные замкнутые кривые линии любой формы, можно одну вверх, другую – вниз. И кто у вас получился?