Конфликты являются частью повседневной жизни. Многие люди практически каждый день оказываются втянутыми в тот или иной конфликт. Школьная жизнь буквально насыщена педагогическими конфликтами. Педагогические конфликты – это особая группа конфликтов. Н.В. Самоукина выделяет 3 больших группы педагогических конфликтов, одну из которых составляют конфликты взаимодействия учащихся и педагогов, учащихся между собой. Именно такие педагогические конфликты рассматриваются в программе тренинга. Умение решать конфликты относится к коммуникативным способностям.
Коммуникативные способности являются частью профессиональной культуры педагога. Высокий уровень их развития, умение правильно реагировать в сложных ситуациях на уроке и вне определяет профессионализм педагога, а также умение сохранить собственное здоровье. Навыки конструктивного поведения педагога в конфликтных ситуациях являются “техникой личной психологической безопасности” в профессиональной деятельности. Поэтому каждому учителю необходимо знать о психологической природе конфликта, его структуре, эффективных способах разрешения. Американский исследователь М. Дойч подчеркивал, что конфликты ведут к развитию общества, стимулируют поиск решения проблем. Кроме того, конфликт малой интенсивности, разрешенный мирными средствами, может предотвратить более серьезный конфликт. Замечено, что в тех социальных группах, где довольно часты небольшие конфликты, редко доходит до насилия. Вопрос заключается в том, как разрешить конфликт. Имеется 3 типа подходов к урегулированию конфликта:
1) одна из сторон (все стороны) стремятся одержать победу.
В данном случае стороны исходят из отсутствия общих интересов. Каждый участник стремится силой заставить другого подчиниться. Ориентация на победу влечет за собой насилие, в итоге оставляя проблему нерешенной.
2) участники конфликта игнорируют его наличие и бездействуют (односторонние действия.)
Происходит в данном случае игнорирование наличия конфликта, что ведет к его накоплению, а затем к стихийным внезапным формам его разрешения, часто сопровождающегося агрессией.
3) с помощью третьей стороны или без нее участники обсуждают проблему, которая вызвала конфликт, чтобы найти взаимоприемлемое решение ( совместные действия).
Таким образом, цель урегулирования конфликта заключается в том, чтобы направить участников на поиск взаимоприемлемого решения.
В качестве адекватных методов профилактики конфликтов выделяют следующие:
- ранняя диагностика конфликта и выявление его причин, с тем чтобы не допустить его разрастания;
- выплескивание, “разрядка” негативных эмоций через виды деятельности, не причиняющие вреда оппоненту;
- изменение характера восприятия участников конфликта;
- метод последовательных взаимных уступок;
- переговоры участников конфликта;
- обращение к посреднику, арбитру.
Одна из распространенных форм профилактики конфликта – тренинг. Тренинг – одна из форм активного обучения, результатом которой является освоение участником каких – либо форм поведения. На тренинге участник получит знания о психологической природе конфликта, его структуре и динамике, эффективных способах разрешения. В ходе тренинга педагоги обучаются основным способам разрешения возникающих педагогических конфликтов:
- картографирование ( составление карты конфликта);
- выработка альтернатив конфликтному поведению;
- переговоры;
- посредничество.
Цель тренинга:
предоставление возможности педагогам, участникам занятий получить теоретические знания и практический опыт конструктивного разрешения педагогических конфликтов.
На тренинге моделируются реальные ситуации из педагогического опыта, в ходе обсуждения которых педагоги приобретают навык анализа ситуации, ищут компромиссное решение в конфликте с учениками. Специфика программы данного тренинга в том, что участники обучаются не только умению анализировать конфликт, но навыкам посреднической деятельности при разрешении конфликта, что актуально в школьной жизни. В основе содержания программы лежит проблема взаимоотношений таких субъектов образовательного процесса, как учитель и ученик.
Задачи:
- предоставить теоретическую информацию о конфликтах и их причинах, об особенностях педагогических конфликтов;
- обучать способам анализа и методам нахождения решения в конфликтной ситуации;
- помочь участникам скорректировать свое поведение в сторону снижения его конфликтогенности;
- способствовать формированию навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению;
- развивать умения и навыки командного взаимодействия.
Программа тренинга состоит из 7 занятий. Первое занятие – “ На старте” – вводное, своеобразный фундамент, на котором строится дальнейшая работа группы. Цель этого занятия – создание благоприятных условий для работы в группе: сплочение группы, выработка правил работы, создание атмосферы открытости, доброжелательности, взаимодействия, положительной мотивации и настроя на работу. В ходе занятия могут быть использованы различные игровые методы и упражнения, приемы саморегуляции (релаксационные техники), направленные на достижение заявленной цели.
Последнее занятие – “ Финал” – посвящается обсуждению результатов тренинга, итогов работы группы и рефлексии своего участия. Упражнения, подобранные ведущим, должны быть направлены на завершение групповой работы.
Сценарии остальных занятий представлены в программе. На каждом занятии желательно применять упражнения на релаксацию, обучать педагогов навыкам саморегуляции. Подбирает эти упражнения ведущий.
Программа тренинга может быть скорректирована в зависимости от специфики группы и ее запросов.
Условия для реализации программыТребования к ведущему тренинга:
Занятия проводит психолог, имеющий:
- психологическое образование;
- опыт проведения тренинговых групп;
- опыт участия в тренинге.
Требования к помещению: это может быть просторная комната (класс без парт), в которой предусмотрено место для работы над письменными заданиями, место для проведения упражнений.
Количественные и качественные характеристики группы: программа рекомендуется в форме групповых встреч в рамках педагогического коллектива школы на добровольной основе. Таким образом, участники тренинга – педагоги одной школы. Оптимальная численность группы – 10–15 человек.
Временные характеристики: тренинг рассчитан на 7 занятий по 2–2,5 часа (14 часов). Это могут быть встречи 2 раза в неделю в течение месяца. Другой вариант организации, наиболее оптимальный, в форме погружения, проводимый в каникулярное время по 5 часов в день в течение 3 дней.
Если требуется дополнительная проработка какой-либо темы, программа может быть расширена с помощью дополнительных занятий.
Формы работы и принципы:
Для реализации цели используются следующие приемы: игра, упражнение, дискуссия, диалог, диагностика, моделирование ситуаций, мини-лекция, беседа, рефлексия, групповое обсуждение.
Работа организуется в таких формах, как индивидуальная, работа в парах, в малых группах, работа всей группы.
Все это позволяет реализовать принципы тренинга:
- принцип максимальной активности, предполагающий максимальный уровень включенности каждого участника группы. Принцип активности опирается на идею о том, что человек усваивает 10 % того, что слышит; 50 % того, что видит; 70 % того, что проговаривает; 90 % того, что делает сам. Упражнения и задания сконструированы таким образом, что позволяют активно участвовать в их выполнении всем членам группы.
- Принцип максимальной достоверности информации, который обеспечивается тем, что средством извлечения знаний является собственная деятельность участников, предметом обсуждения являются наглядные факты – примеры из реальной жизни.
- Принцип активной исследовательской позиции каждого предполагает, что каждое упражнение и задание – повод для анализа действий и переживаний участников.
Таким образом, в основе принципов тренинга лежит активный исследовательский харатер поведения участников.
Основной упор в занятиях делается на работу в малых группах. Основной прием работы – ролевая игра, в игре участники проигрывают роли и ситуации из педагогической практики.
Так как большая часть заданий выполняется в подгруппах, ведущий использует игровые способы деления участников: по дням рождения, по стажу работы и т.д. На каждом занятии используется упражнение – энергизатор, цели у которого могут быть самые разные: снять напряжение, расслабиться, установить дружескую атмосферу, отдохнуть, разогреть группу, настроить на последующую работу, активизировать групповую динамику и др.
Занятия строятся по единой структуре:
- Ритуал приветствия.
- Разминка.
- Основное содержание занятия.
- Рефлексия прошедшего занятия.
- Ритуал прощания.
Оборудование и материалы: стулья (по количеству участников), бумага для записей, ручки, бланки для проведения тестирования, магнитофон с записью релаксационных композиций.
Ожидаемые результаты: умение вырабатывать педагогами адекватные способы поведения в конфликтной ситуации и эффективные способы разрешения конфликтов.
Эффективность программы: оценку эффективности отражают отзывы педагогов о тренинге, результаты анкетирования участников. Участниками тренинг оценивается как дающий реально полезные знания, навыки не только в профессиональной сфере, но и в повседневной жизни. По мнению участников, они получили навыки анализа собственного профессионального поведения и поступков, возможность посмотреть на отношения “учитель – ученик” другими глазами, улучшить отношения с учениками.