Тема урока: "Преподавание психологии в условиях сельской школы" (из опыта работы)

Разделы: Школьная психологическая служба


За последние годы словосочетание “ситуация успеха в учебной деятельности” стало для педагогов привычным. Никто не спорит, что именно положительные эмоции могут стать для ребенка важнейшим стимулом в учебной деятельности. Но при этом подчас забывают о том, что в педагогике, как впрочем, и в психологии, не существует единой панацеи на все случаи жизни. Поэтому и ситуацию успеха нужно применять продуманно. И где как не на уроках психологии легче всего создать эту ситуацию.

Наша школа работает по теме: “Индивидуализация и разноуровневая дифференциация – основополагающие факторы личностно-ориентированного подхода в обучении”.

Самый большой блок в моей работе – это работа с учащимися. Одно из направлений – преподавание психологии (осуществляется по программе М.В. Поповой, М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2000 год / Под редакцией И.В. Дубровиной – М.: Академия, 2000 год / Под редакцией И.В. Дубровиной – М.: Гардарика, 1998 год.)

Целью преподавания психологии в школе является задача – помочь ребенку стать творческим, социально адаптированным, защищенным человеком и, как следствие, – целенаправленно формировать базу его внутренних ресурсов в рамках здоровьесберегающих технологий.

Часы на преподавание психологии выделены из школьного компонента Базисного учебного плана:

1 класс – “Психология” – 1 час, цель: дать учащимся первичные, общие знания о психологии как науке, помочь ребенку в постепенном открытии им собственного внутреннего мира.

5 класс – “Программа развития способности к самопознанию и уверенности в себе у детей 10-12 лет” 1 час, цель: помочь детям лучше узнать себя, свои сильные стороны, наиболее успешно и полно реализовывать себя в поведении и деятельности, более эффективно действовать в повседневной жизни, решать встающие перед ними каждодневные задачи.

9-11 классы – “Психология” – 1 час, цель: развитие чувства собственного достоинства, повышение уровня рефлексии и самосознания, понимание и принятие другого человека, умения прогнозировать свою жизнь на более длительный период, личностный рост.

Для реализации поставленных целей применяются следующие методы:

  • лекционный метод передачи знаний;
  • методы исследования личности (психодиагностические процедуры);
  • экспрессивные методы творческого самовыражения в движении, в рисунках, в письменных работах;
  • методы социально-психологического тренинга: дискуссионный метод обсуждения различных психологических проблем (чтение вслух художественных текстов, обсуждение которых вызывало дискуссию);
  • метод анализа конкретных ситуаций;
  • игровое моделирование;
  • имитационные игры;
  • методы психической саморегуляции и тренировки психических функций.

На уроках психологии в первом классе учащиеся знакомятся с наукой – психологией. Узнают о том, что у них уже есть свой собственный внутренний мир и что является условием развития этого внутреннего мира. На примере художественных произведений учащиеся высказывают свое мнение о тех или иных нравственных проблемах, в рисунках выражают отношение к героям. Учатся через эмоциональное состояние героев определять свое собственное. В процессе общения познают, какие потребности есть вообще у людей и у них лично, чем люди отличаются друг от друга, для чего нужны знания законов психологии, как развиваются и совершенствуются способности.

В 5–х, 9-11–х классах занятия проводятся в кабинете психологии, где можно довольно быстро организовать учебное пространство – переставить стулья и столы, освободить место для упражнений, связанных с двигательной активностью детей.

Учащиеся 5-го класса заводят личные дневники, которые никто (в том числе и я) не имеет права смотреть без специального “приглашения” со стороны школьников. Между занятиями дневники остаются в кабинете психолога. Ведение личного дневника имеет большое значение для детей: оно создает ощущение безопасности, обеспечивает почву для самораскрытия и подчеркивает суверенность внутреннего мира человека, воспитывает уважение к собственному внутреннему миру и внутреннему миру другого человека.

Благодаря занятиям психологии, ребята учатся правильно, реалистично оценивать свои результаты и возможности. На занятиях предоставляется возможность проявить себя всем желающим; делаю это во время групповой дискуссии, когда каждый должен сказать хотя бы несколько слов. С этой целью использую прием – “запрещающий знак”. Во время занятий поощряю естественность, изобретательность в самовыражении, стремление к самостоятельности, независимым суждениям. Ребятам нравится выполнять следующие задания: обыграть ситуацию, обсудить проблему, закончить предложение, выполнить игровые упражнения, придумать историю или сказку. В конце каждого занятия проводится ритуал завершения занятия: рефлексия, благодарность друг другу и педагогу, прощание до следующего занятия.

В 9-11-х классах на уроках психологии учащиеся углубляют знания о закономерностях развития природы и общества, психического и личностного развития самого человека.

В практике обучения использую следующие виды занятий: теоретические, творческие, практические и дискуссионные. Теоретические занятия проводятся в форме урока, семинара; дискуссионные – в форме обсуждения; творческие – в форме тренинга; практические – в форме психодиагностических исследований.

Упражнения для домашних заданий и самостоятельной работы разработаны как тематические, так и творческие: написать сочинение на тему “Как я понимаю счастье?”, “Что значит, для меня быть счастливым?”, составить психологический портрет человека творческой профессии – реального или вымышленного, сделать анализ проблемной ситуации, нарисовать свой герб и написать свой девиз жизни. Процедура выполнения рисунков на значимую тему развивает у учащихся способность к творческому самовыражению и самопознанию, а также является средством психологической коррекции. Предметом разговора на уроках часто являются явления, очень привлекательные для ребят: о человеке вообще, “обо мне самом”.

Используя метод экспрессии, предлагаю учащимся под музыку почувствовать себя в лесу кем-то или чем-то. Затем написать рассказ или сказку о собственных ощущениях, настроении, выполнить рисунок, коллаж.

С целью усвоения учащимися конкретных психологических знаний использую метод интроспективного анализа. Например, при изучении темы “Умение слушать”, предлагаю письменно ответить на вопрос “Как я слушаю?” и выполнить рисунок. Данный метод помогает развитию самоуважения, принятию себя, развитию положительного отношения к себе.

Совместно с учителями литературы проводятся интегрированные уроки литературы и психологии: Орлянской В.П.: в 10 классе на тему: “Самообман Раскольникова” (по роману Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”); в 11 классе на тему: “У истоков войны народной…” (урок-взгляд по повести К. Воробьева “Убиты под Москвой”); Долговой Е.П.: в 9 классе на тему: “В напрасной борьбе я истощил, и жар души, и постоянство воли…” Повесть “Фаталист”. “Трагедия жизни Печорина и его поколения” (по роману М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени”); в 11 классе на тему: “У кого нет памяти, нет жизни…” (по повести В. Распутина “Прощание с Матерой”).

С учителем истории и обществознания Акатыновым К.К. был проведен интегрированный урок обществознания и психологии в 10 классе на тему: “Творческая деятельность как способ познания”.

После таких уроков учащиеся пытаются разобраться в самих себе, своих способностях, начинают глубже осознавать свои интересы, отношения, переживания. Более четко формируются у них представления о собственном дальнейшем пути.

Имея хорошие знания по предмету, уверенность в своих возможностях, выпускники, избирая экзамен по выбору, все чаще отдают предпочтение психологии (см. Приложение 1).

Учащиеся нашей школы при поступлении в педагогический университет г. Благовещенска сдают экзамен по психологии и педагогике на “хорошо” и “отлично” (см. Приложение 2).

Таким образом, уроки психологии позволяют учащимся:

  • обратиться к себе, заглянуть внутрь себя, обратиться к своим мыслям, переживаниям, стремлениям;
  • посмотреть на себя со стороны, узнать других;
  • учиться адекватно реагировать на взгляды со стороны;
  • понять то, что все люди разные;
  • свободное выражение участниками занятий своих чувств и принятие чувств других.

Литература:

  1. М.В. Попова. “Психология как учебный предмет в школе”, М.; Гуманитарный издательский центр, Владос, 2000 г.
  2. А.Д. Андреева, А.А. Воронова. “Психология”: Учебное пособие для начальной школы / под редакцией И.В. Дубровиной. М.: Гардарика, 1998 г.
  3. И.В. Дубровина. “Руководство практического психолога”. М.: Академия, 2000г.
  4. Е. Коротаева. Ситуация успеха: психолого – педагогические механизмы и этапы организации. // “Директор школы”, №2, 2002, 38 с.