Всякая деятельности человека требует сосредоточенности и направленности. Играет ли ребенок, учится ли ученик мыслит ученый, непременным условием любой деятельности является внимание, Внимание в значительной мере определяет ход и результаты учебной работы школьника, она содействует быстрейшему включению ученика в познавательную деятельность, создает предварительную готовность к предстоящей работе, Таким образом, необходимым условием успешной работы учащегося на уроке является оптимальный уровень развития внимания, и в первую очередь, его основных свойств.
В работе использую, разработавшую Петром Яковлевичем Гальпериным теорию поэтапного формирования умственных действий, опираюсь на закономерности внимания изложенные В.А. Крутецким. Вниманием называется направленность психической деятельности на определенные предметы или явления действительности при отвлечении от всего остального. Внимание - это выделение предмета или явления действительности из множества других, окружающих человека. Внимание может быть непроизвольным (непреднамеренным) и произвольным (преднамеренным).
Внимание, возникающее без всякого намерения и без заранее поставленной цели с стороны, непроизвольным дни непреднамеренным.
Hепроизвольное внимание вызывают особенности действующих на человека раздражителей:
– сила раздражителя;
– новизна, необычность раздражителя;
– подвижность предмета, а также начало или прекращение действия.
Внимание возникающее вследствие сознательно поставленной цели, называется произвольным или преднамеренным.
Условия сохранения устойчивого произвольного внимания:
– осознание долга и обязанности в выполнении данной деятельности;
– отчетливое понимание цеди и задачи выполняемой деятельности;
– устойчивость интересов;
– привычные условия работы;
– создание благоприятных условий для деятельности.
Произвольное и непроизвольное внимание тесно связаны между собой, произвольное может сменяться непроизвольным, и наоборот. Помимо произвольного и непроизвольного внимания выделяют еще один вид внимания - послепроизвольное внимание, которое соединяет в себе некоторые черты произвольного и непроизвольного внимания. Послепроизвольным оно называется потому, что возникает на основе произвольного внимания послe него.
Основные свойства внимания;
– объем;
– сосредоточенность;
– устойчивость;
– переключение.
Проведенные исследования в школе N 93 (тест Бурдона, методика на переключаемость, устойчивость, сосредоточенность, распределение, сосредоточенность внимания, на выявление объема внимания) показали, что уровень развития внимания большинства школьников ниже среднего.
Следовательно, возникают противоречия:
1) между необходимостью обучать весь класс одновременно и различным уровнем развития свойств внимания учащихся;
2) между необходимостью дифференциации образования и единообразием содержания и технологий обучения;
3) между необходимостью развивать внимание и отсутствие условий, для индивидуальной работы с каждым учеником;
4) стремлением учащихся к самостоятельности и неумением организовывать и управлять своей учебно-познавательной деятельностью.
Встала проблема выбора содержания и технологии обучения, позволяющей практически разрешить эти противоречия и создающей условия для развития свойств внимания учащихся.
Поиск решения данной проблемы привел к необходимости выдвинуть гипотезу: систематическая работа над развитием внимания учащихся приведет к повышению качества обучения, формированию обще-учебных навыков, которая стала, ведущей, идеей опыта "Развитие внимания на уроках математики через математическое содержание образования и использование различных форм учебно-познавательной деятельности, в частности использование дидактических игр на уроке".
Новизна данного опыта заключается в оптимальном использовании этапов урока, учебного материала для систематической работы над развитием внимания. Новизна состоит в том, что учитель:
1) управляет познавательной деятельностью ученика, то есть переходит с позиции носителя знаний (дающего знания) в позицию организатора собственно познавательной деятельности учащихся;
2) мотивирует познавательную деятельность ученика на уроке за счет коммуникации, взаимопонимания и добивается положительного отношения к предмету;
3) организует самостоятельную работу на уроке;
4) организует помощь в процессе деятельности ученику, проявляет внимание к результатам его самостоятельной деятельности;
5) создает ситуацию успеха, то есть разрабатывает методику и предлагает задания, посильные каждому ученику;
6) использует раздаточный материал с печатной основой;
7) использует на физминутках математические игры, развивающие внимание.
Трудоемкость опыта заключается в нетрадиционной проработке содержания: учебного материала. Для разработки дидактического материала, листов с печатной основой, алгоритмов, тренажеров, карточек устного счета, путеводителей требуется материально- техническая база и время.
Результативность такой деятельности:
1) положительная динамика в уровне развития внимания ;
Количество школьников из 92 опрошенных имеющие уровень внимания |
||||||
Свойства внимания |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
|||
До |
После |
До |
После |
До |
После |
|
Объем |
10 |
13 |
36 |
42 |
46 |
37 |
Распределение |
9 |
11 |
38 |
44 |
45 |
37 |
Устойчивость |
10 |
13 |
37 |
45 |
45 |
34 |
Переключение |
11 |
15 |
36 |
43 |
45 |
34 |
Сосредоточенность |
12 |
15 |
38 |
48 |
42 |
29 |
2) до апробирования методики 44% учащихся обучались на «4 и 5», после – 48% учащихся.
Система работы педагога состоит из следующих компонентов:
1) Диагностика обучаемости и обученности школьников как условие реализации представленного опыта.
2) Разработка приемов и форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся, с учетом полученных результатов диагностики.
3) Коррекция уровня развития внимания учащихся.
Приемы развития свойств внимания.
Приемы развития объема внимания:
1. Найдите элементы.
Предлагается из множества уравнений выделить полные квадратные уравнения. Задание предварительно записывается на доске или предлагается на заранее заготовленных карточках.
2. Подсчитайте элементы.
Учащимся предлагается какой-либо объект состоящий из множества других элементов. Цель найти и пересчитать искомые объекты. Например, сколько треугольников изображено на рисунке.
3. Что изменилось?
На доске для изучения и анализа предлагается решение задачи в несколько действий. Затем решение закрывается, и предлагается вниманию решение той же задачи, но в измененной форме. Например, три действия, если это возможно, заменяются одним выражением. Цель учащихся найти изменения.
Быстроту переключения внимания учащихся изменяю, используя следующие приемы:
12
25
27
16
19
54
24
20
15
21
81
49
11
8
14
100
22
73
31
36
17
97
13
45
28
51
42
42
60
6
44
35
33
72
18
12
64
40
9
48
1. Каждый ученике получает карточку с набором чисел. По команде учащиеся начинают зачеркивать числа, удовлетворяющие условиям. Например, зачеркните числа, кратные 2 и 3; затем числа, кратные 5; затем кратные 9 и т.д.
2 "Поле-чудес".
Примеры
Вариант ответа
Буква
6+3/4=
– 4,4
Л
2•3,1=
6,2
А
–8,4/(–2)=
4,2
М
–5-(–5)=
0
О
(2+1/5)•(–2)=
1,1
Е
–11•(–0,1)=
0,5
Т
1/2=
6,75
С
Используя идею кодированных упражнений и задач, можно предложить поиграть в "Поле чудес". Игровая задача – отгадать слово, буквы которого зашифрованы в ответах к задачам и упражнениям, например: отгадать слово, связанное с площадью фигур
Чтобы исключить возможность подбора, лучше предложить заведомо несколько ответов и соответственно букв. Работа класса заметно активизируется, если к тому же позиция отгаданных букв неизвестна и слово будет составляться только после того, как отгаданы все буквы.
Ответы
– 7а+6а+3=
–a+3 Царской
–10а+5+16а=
2 тропинки
–5а–5а+2=
6а+5 математике
–а+а+2а=
26а+5 физике
–10а+2 дороги в
–13а+З особой
0 нет
2а есть
Можно насколько видоизменить игру, составляя не слово, а высказывание.
Использование подобной игры на уроке, позволяет решать обучающие, развивающие, воспитывающие задачи.
Приемы развития концентрации внимания:
1 . "Действия в уме "
При закреплении действий с десятичными дробями предлагается следующее упражнение, цель которого не только формирование навыков действий с десятичными дробями, но и развитие концентрации внимания. Сообщается начальная десятичная дробь и последовательно называются десятичные дроби, которые необходимо складывать с предыдущей. Итоговый результат сравнивается с конечной дробью и тем самым определяется результат работы.
2. "Число в квадрате"
Каждый учащийся получает квадрат 4х4, 5х5 (размеры зависят от уровня школьников), где в клетках вписаны числа (в зависимости от изучаемой темы). Задача учащихся выписать числа в порядке возрастания (убывания).
Приемы развития распределения внимания
1 "Алгоритм + решение"
При рассмотрении вопроса, предполагающего ответ в виде алгоритма, можно использовать следующий прием. Рабочий лист разбивается на две части. В первом столбце записывается сам алгоритм, а во втором иллюстрируется шаг алгоритма. Например, решение квадратных уравнений по формуле.
Ах2+вх+с=О |
12х2+7х+1=0. |
|
1 шаг. |
Выписываем коэффициенты уравнения а, b, c. |
а=12;в=7;с=1 |
2 шаг. |
Считаем дискриминант по формуле Д=в2-4ас |
Д=7•7-4•12•1=1 |
3 шаг. |
Сравниваем дискриминант с нулем. Если Д>0, то 2 корня. Если Д=О, то один корень. Если Д<0, то действительных корней нет |
Д=1>0, 2 |
4 шаг. |
Hаходим корни уравнения по формуле: |
Х1= |
5 шаг. |
Записываем ответ |
Ответ: |
2. "Пишем и комментируем решение"
Сущность этого приема в постоянном комментировании всех действий у доски или на рабочем месте. При этом важно требовать не чтение записей, а пояснение к написанному. Как правило, отвечая на вопрос и показывая на рисунке соответствующие элементы, решая задачу, аргументировано обосновывая ее решение, учащиеся развивают одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдении за ними.
Приемы на развитие устойчивости
1."Построение точек по координатам"
Этот прием целесообразно использовать при закреплении темы "Координатная плоскость". Необходимо на координатной плоскости построить точки по их координатам, а затем последовательно их соединить отрезками. В результате должен получиться рисунок.
2."Определи пароль".
При решении примеров и задач даются варианты ответов, по которым учащиеся проверяют свою работу. Можно усложнить работу учащимся, предложив найти заведомо неверный ответ из записанных на доске. При этом варианты ответов можно сопровождать пояснением, похвалой, например:
Решите уравнения |
Возможные варианты ответов |
2(х–7)=6x–2 |
3, решай следующий |
12x–9=13x–7 |
–3, молодец |
4–3(x–2)=2x–5 |
8, хорошо |
24(13x–24)=48 |
–2, так держать |
2, умница |
|
Лишний ответ: |
3. "Минутка"
Этот прием используется в качестве физминуток на уроке. По общему сигналу учащиеся начинают в уме собственный отсчет времени. По истечении одной минуты, учащиеся подают сигнал учителю об окончании одной минуты. Таким образом, использование данных приемов способствует устойчивости внимания учащихся.
4."Hайди ошибку".
Сущность заключается в отыскании ошибки в решении.
Действия с обыкновенными и десятичными дробями |
|
4,18+3,7=45,5 |
1,24•0,2=248,0 |
1,13•0,3=3,39 |
12,3:0,2=6,15 |
Этот дидактический прием развивает не только внимание, но и такие качества ума, как критичность, гибкость, формирует навыки самоконтроля и самопроверки. Как показывает практика, данный прием практически исключает число пассивных учеников. Более того, с точки зрения психолого-дидактических закономерностей прием намного эффективнее, чем повторение правила.