ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К УРОКАМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Гуманизация школьного образования предполагает в первую очередь обращённость к личности ребёнка её всестороннее развитие, создание благоприятных условий для раскрытия способностей учащегося.
В связи с этим комплексная психолого-педагогическая задача школьного обучения состоит в том, чтобы обеспечить усвоение не только совокупности конкретных знаний по школьным дисциплинам, но и сформировать у учащихся представления об обобщённых приёмах и способах выполнения различных действий, усвоение конкретного предметно-учебного содержания.
С одной стороны - это механизм умственного развития, а с другой стороны – это путь формирования психологического базиса обучения, который позволит в будущем осуществлять не только саморазвитие и саморегуляцию личности, но и эффективное самостоятельное приобретение знаний.
В последнее время следует отметить увеличение числа детей с трудностями в обучении, поэтому оказание действенной психологической помощи учащимися на начальном этапе обучения в настоящее время становится особенно актуальным.
Принципиально важным здесь является то, что психологическая помощь ученикам, прежде всего в виде коррекционно-развивающей работы должна осуществляться в первую очередь самим учителем. При этом в центре внимания должны оказаться дети, психологически слабо подготовленные к обучению.
Целью развивающей работы является формирование у учащегося психологических когнитивно – личностных структур, которые создают основу для самостоятельной систематизации и структурирования, приобретаемых школьниками учебных знаний.
Обучение школьников различным психологическим умениям позволяет не только развивать потенциал учащегося, но и заложить основу их мировоззрения.
Исходя из этого, содержанием этих уроков явилось:
- развитие познавательных процессов (ощущений, восприятия внимания, памяти, мышления, воображения);
- психологических предпосылок овладения учебной деятельностью (умение копировать образец, умение слушать и слышать учителя, умение учитывать в своей работе заданную систему требований);
- формирование психологических новообразований младшего дошкольного возраста (развитие внутреннего плана действий, развитие произвольности, управления своим восприятием, вниманием, запоминанием, развитие рефлексии);
- формирование самосознания.
Таким образом, за первый год обучения ребёнок делает огромные шаги не только в интеллектуальном развитии, но и в адаптации к незнакомому, первоначально чужому миру школы.
№ УРОКОВ | РАЗВИВАЕМЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ |
Урок 1 | Знакомство. Введение в мир психологии. Словесные обозначения предметов. Слуховые ощущения. |
Урок 2 | Как зовут ребят моего класса. Внимание (сосредоточенность). Зрительные ощущения. |
Урок 3 | Зачем мне нужно ходить в школу. Артикуляция. Пространственное представление. |
Урок 4 | Мой класс. Фонетико-фонематическое восприятие. Пространственные представления. Понятийное мышление. |
Урок 5 | Какие ребята в моём классе. Выполнение словесных поручений. Самоконтроль. Слуховые ощущения. Слуховое восприятие. |
Урок 6 | Мои друзья в классе. Внимание (объём). Осязательные ощущения. |
Урок 7 | Мои друзья в классе. Память (непосредственная вербальная). Пространственные представления. |
Урок 8 | Мои друзья в классе. Внимание (сосредоточенность). Память непосредственная вербальная. |
Урок 9 | Мои успехи в школе. Память (двигательная). Пространственные представления. Понятийное мышление. |
Урок 10 | Моя “учебная сила”. Анализ образца. Память (непосредственная зрительная). Внимание (устойчивость). |
Урок 11 | Радость. Что такое мимика. Образное мышление. Зрительно-двигательные координации. Память (непосредственная зрительная). |
Урок 12 | Радость. Как её доставить другому человеку. Память (непосредственная зрительная). Пространственные представления. Понятийное мышление. |
Урок 13 | Жесты. Пространственные представления. Выполнение словесных поручений. Зрительные ощущения. |
Урок 14 | Радость можно передать прикосновением. Анализ образца. Слуховые ощущения. |
Урок 15 | Радость можно подарить взглядом. Осязательные ощущения. Внимание (переключение). Точность движений (макродвижения). |
Урок 16 | Грусть. Анализ образца. Зрительное восприятие формы. Осязательные ощущения. Память (непосредственная зрительная). |
Урок 17 | Страх. Зрительный анализ. Словесный синтез. Понятийное мышление. |
Урок 18 | Страх, его относительность. Осязательные ощущения. Внимание (устойчивость). |
Урок 19 | Как справиться со страхом. Зрительный анализ. Внимание (переключение). Пространственные представления. |
Урок 20 | Страх и как его преодолеть. Мышление (анализ). Анализ образца. Зрительно-двигательные операции. |
Урок 21 | Гнев. С какими чувствами он дружит? Мышление (гибкость). Внимание (Распределение). Мышление (сравнение). |
Урок 22 | Может ли гнев принести пользу? Пространственные представления. Анализ и синтез (программы). Внимание (переключение, устойчивость). |
Урок 23 | Обида. Звуковой синтез. Внимание (объём). Пространственные представления. |
Урок 24 | Разные чувства. Понятийное мышление. Память (двигательная). Пространственные представления. |
Урок 25 | Мышление (синтез). Мышление (установление закономерностей). Наблюдательность. |