Коррекционно-развивающее занятие по подготовке детей к обучению в школе “Птицы, звери”.
Цель. Развитие коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы, произвольности психических процессов и поведения.
Вступительная часть.
Психолог приветствует детей и предлагает отправиться путешествовать в сказочный лес.
Основная часть.
1. С детьми заключается договор о правилах поведения во время путешествия.
2. Дети, становясь друг за другом, превращаясь в вагончики, и отправляются в путешествие.
3. Игра с мячом “Птицы, звери” (на развитие внимания, памяти, мышления).
4. Детям раскрывается тема занятия.
5. Работа с рисунком 2 - “Неумелый художник” (развитие внимания).
6. Загадки. (Нужно отгадать загадки, а отгаданных зверей и птиц поселить в лесу).
7. Лес ожил. (Слушаем аудиокассету с записью голосов птиц): птицы и звери благодарят детей за то, что они помогли им вернуться домой…
8. Игра “Сова” (развитие произвольности).
9. Релаксация.
10. Рефлексия:
Заключительная часть.
11. Упражнение: “Мы очень хорошие” (развитие самооценки, сплоченности).
12. Паровоз увозит детей из леса.
Задачи:
- обучение навыкам внутригруппового общения;
- развитие нагляднообразного и логического мышления, памяти, внимания;
- систематизация знаний о животных;
- развитие произвольности;
- развитие положительной самооценки;
- воспитание доброжелательности, умения слушать друг друга.
Инструментарий:
- панорама леса, ручей (нарисованный или из ткани),
- фигурки диких и домашних животных (картонные, магнитные, передвижные),
- картонные куклы “Игрушки и эмоции” (см. Рисунок 1.),
- магнитофон,
- 2 аудиокассеты с записью голосов птиц и шума ручья,
- рисунок “Неумелый художник” (Рисунок 2.),
- шапочка совы.
Рис. 1
Рис. 2
Содержание занятия.
I. Приветствие психолога
Здравствуйте, ребята. Я рада вас всех сегодня видеть.
II. Вступительная часть.
- Вы любите путешествовать?
- Сегодня мы с вами отправимся путешествовать в сказочный лес.
- Вы согласны?
III. Основная часть.
1.
- А с каким настроением вы пойдёте в лес?
- А отчего оно может измениться, испортиться?
- А мы можем повлиять на настроение друг друга?
Работа с картонными куклами, прикреплёнными на закрытую магнитную доску и сделанными в соответствии с рисунком 1 - “Игрушки и эмоции”. (Дети помогают найти малышам их игрушки, обратив особое внимание на то, что настроение детей и их игрушек одинаковое).
- Ребята, так что мы будем или наоборот не будем делать, чтобы у нас во время путешествия осталось хорошее настроение?
(С детьми заключается договор о правилах поведения).
2.
- Ну что, отправляемся в путешествие?
- На чём?
- А вы любите путешествовать на поезде?
- Тогда – поехали!
(Дети становятся друг за другом, превращаясь в вагончики, и отправляются в путешествие).
Загудел паровоз
И вагончики повёз:
Чу-чу-чу, чу-чу-чу,
Я далёко укачу!
Чу-чу-чу, чу-чу-чу,
Я далёко укачу!
- Ребята, посмотрите, в какой чудесный лес мы попали…
- А что вы увидели, что привлекло ваше внимание?
(На открытой доске - панорама сказочного (незаселённого) леса, на коврике – ручей).
А что вы услышали?
Давайте присядем на полянку и послушаем лес…
(Дети слушают тишину).
3.
- Ребята, а как вы думаете, почему в лесу так тихо? (Дети говорят, что нет зверей, птиц и т. д.)
- А каких вы знаете птиц? Зверей?
Игра с мячом “Птицы, звери” (на развитие внимания, памяти, мышления).
4.
Детям раскрывается тема занятия: с правой части доски снимается плакат с нарисованной берёзой. Под ним, в верхней части доски - надписи “ПТИЦЫ”, “ЗВЕРИ”, а внизу - фигурки диких и домашних животных и птиц.
(Надписи “ПТИЦЫ”, “ЗВЕРИ” сделаны для читающих детей).
5.
- Ребята, но чтобы поселить наших птиц и зверей в лесу, нужно выполнить два задания.
- Первое – отгадайте, каких зверей хотел нарисовать художник.
5.1. Работа с рисунком “Неумелый художник” (рис. 2).
- Второе задание – нужно отгадать загадки и отгаданных зверей и птиц поселить в лесу.
Загадки:
Комочек пуха, длинное ухо.
Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)
Трещалка с самого утра:
“Пора! Пора!” А что пора?
Такая с ней морока, когда трещит… (Сорока)
Добрый увалень на вид,
он зимой в берлоге спит. (Медведь)
Есть в лесу трудяга звонкий,
день и ночь долбит кору:
“Туки-тук!..” И вот вредитель
у него уже во рту. (Дятел)
Рыжая красавица, в шубе меховой,
на весь лес прославилась
хитрой головой. (Лиса)
(Дети по мере отгадывания заселяют птиц и зверей в лесу).
5.3.
- А какие птицы и звери ещё остались?
- Давайте их тоже расселим в лесу.
Дети расселяют в лесу оставшихся птиц и зверей. Затем все дружно проверяют: всех ли домашних животных расселили возле избушки лесника, а диких – в лесу.
6.
- Ребята, посмотрите, какой у нас замечательный лес получился: он ожил!
- Давайте послушаем, как птицы и звери благодарят нас за то, что мы помогли им вернуться домой…
(Слушаем аудиокассету с записью голосов птиц).
7.
Ребята, а у меня осталась ещё одна загадка:
Глазки круглые, большие,
Клювик остренький торчит,
Днём она совсем не видит,
Ночь зреньем поразит. (Сова)
Игра “Сова” (развитие произвольности).
8.
Мы так устали играть. Давайте приляжем на полянку и отдохнём…
Закройте глазки, послушайте лес, себя. Почувствуйте своё настроение.
(Слушаем аудиокассету с записью: шум ручья, звуки леса).
9.
Наше путешествие подходит к концу.
Рефлексия:
Чему новому вы сегодня научились? Что вам понравилось, что не понравилось? И т. д.
IV. Заключительная часть.
Упражнение: “Мы очень хорошие” (развитие самооценки, сплоченности).
Чу-чу… (паровоз увозит детей из леса).