Благодаря усилиям ЮНЕСКО понятие “толерантность” стало международным термином, отражающим интуитивное восприятие единства, взаимозависимости всех от каждого и каждого от всех, и состоит в уважении прав другого. Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать на основе согласия.
В одном из выступлений, обращаясь ко всем людям, ответственным за образование, отчетливо обозначились основные принципы обучения и воспитания подрастающих поколений в духе терпимости. Среди них следующие:
- воспитание в духе открытости и понимания других народов, многообразия их культур и истории;
- обучение пониманию необходимости отказа от насилия, использованию мирных средств для разрешения разногласий и конфликтов;
- привитие идей альтруизма и уважения к другим, солидарности и сопричастности, базирующихся на осознании и принятии собственной самобытности и способности к признанию множественности человеческого существования в различных культурных и социальных контекстах.
В национальной доктрине образования Российской Федерации определены цели, которые содержат:
- воспитание человека уважающего права и свободы личности, обладающего высокой нравственностью, проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к традициям и культуре других народов;
- формирование культуры мира и межличностных отношений.
Нами разработана программа тренинга для учащихся средней и старшей ступени общего образования, их родителей.
При реализации программы тренинга толерантности для подростков "Близкие люди, близкими будьте…” мы ожидаем, что у участников сформируется культура межличностных отношений, терпимость к людям другого пола, возраста, национальности, социального положения. Будут привиты идеи альтруизма и уважения к другим, произойдет понимание амбивалентности и несовершенства мира и человека. Сформируются стратегии совершенствования и достраивания себя, принятия себя и других при наличии достоинств и недостатков, стремления самостоятельно разрешать противоречия. Привлечется внимание к проблемам современной семьи, детско-родительским отношениям
Понимание толерантности не однозначно в разных культурах, оно зависит от исторического опыта народов.
В русском языке существуют два слова со сходным значением - толерантность и терпимость. Термин “толерантность” обычно используется в медицине и в гуманитарных науках и означает “отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию”. А более знакомое и привычное слово “терпимость”, употребляемое в обыденной речи, означает “способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей”.
Понимание и принятие другого предполагает прежде всего принятие себя при наличии достоинств и недостатков, способность взять ответственность за свою жизнь на себя и стремление самостоятельно разрешать противоречия.
Исследования показали, что рост социальной напряженности приводит к деформации толерантных установок в современном российском обществе, которые проявляются в терпимости к совершению правонарушений, некоторым формам девиантного поведения (проституции, алкоголизму, сокрытию налогов и т.д.), в предвзятости по отношению к некоторым группам населения (очень богатым людям, чиновникам высоко ранга, лицам иной национальности, другого вероисповедания и т.п.),к деформации системы отношения к существующей действительности (изменение нравственных ценностей, безразличие к происходящим событиям).
Поэтому необходимо поднимать вопрос о границах толерантности, знакомить учащихся с нюансами и гранями понятия “толерантность” и формирования толерантных установок личности, через развитие эмпатии и доверия
Тенденция последних лет - возлагать ответственность за воспитание детей на образование, правоохранительные органы, культуру…А где в это время семья? В связи с создавшимися социально-экономическими условиями, растет поколение лишенное безусловной родительской любви и не имеющее достаточного опыта передачи эмоциональных связей.
Действительно, основную часть времени ребенок проводит в школе, приобретая опыт общения со сверстниками, со старшими в лице педагогов и старшеклассников, а также с младшими. Но именно в семье закладывается успешность или неуспешность растущего человека, его жизненный сценарий, который основывается в большинстве случаев на родительском программировании (Э. Берн), опыт взаимоотношений между полами (муж-жена, брат-сестра), разными поколениями (родители-дети-внуки), между людьми с разным уровнем образования и культуры, разними семейными традициями.
Семейные отношения – по существу “полигон” для примерки и отработки человеческих отношений с людьми разных возрастов, разного пола, разных характеров, с людьми разных специальностей. Можно сказать, что семья дает универсальный опыт человеческого общения, если к нему относиться осознанно и ответственно.
Мы говорим о толерантности к различным общественным проявлениям, забывая порой о терпимости к людям, которые находятся рядом с нами, к “близким”.
А. Б. Купрейченко было проведено исследование, посвященное изучению психологического отношения личности к соблюдению нравственных норм, в том числе толерантности, в зависимости от психологической дистанции (семья, друзья, коллеги, др. представители общества), т. е. как изменяется уровень толерантности от близости людей.
Анализ исследований показал, что большая часть молодежи до 25 лет часто несправедливы и безответственны с близкими людьми, но более справедливы и ответственны в отношении к другим. А ведь именно в этом возрасте люди создают семью, которая должна давать универсальный опыт толерантного общения. Поэтому необходимо не просто помочь в приобретении опыта такого общения, а учить терпимому отношению к близким людям.
Для этого в программе мы ставим перед собой цель:
формирование толерантного отношения друг к другу, установки на принятие другого; понимания важности передачи эмоциональных связей, опыта терпимости и уважения, успешности и умения брать ответственность на себя в области семейных отношений.
Задачи:
- познакомить с понятием “толерантность” и “интолерантность”, их критериями и признаками, дать возможность сравнить представления о себе с портретом толерантной личности, формировать позитивное отношение к толерантному поведению.
- научить осмысливать слабые и сильные стороны своей личности, стимулировать заинтересованность в поисках путей выхода из конфликтных ситуаций на примере семейных отношений; показать значимость терпимого отношения, его влияния на крепость семьи.
Содержание и структура работы.
Программа включает в себя 13 разработок развивающих занятий.
I блок занятий (1- 6) предполагает знакомство с нюансами и гранями понятия “толерантность” и формирование толерантных установок личности через развитие эмпатии и доверия.
Задачи:
- освоить стиль активного общения, способы передачи и приема обратной связи;
- познакомить учащихся с понятием “толерантность” и “интолерантность”, их критериями и признаками;
- дать возможность сравнить представления о себе с портретом толерантной личности;
- формировать позитивное отношение к толерантному поведению.
Эти задачи решаются через лекции-визуализации, в которых учащиеся знакомятся с понятием “толерантность”, открытый диалог.
Так как толерантность - достаточно абстрактное понятие, оно мало доступно для наблюдения и измерения научными методами. Поэтому программа тренинга, разработанного нами, построена на работе над качествами, характеризующими толерантную личность. Это: чувство ответственности, а не “перекладывание” ее на других; защищенность, а не ощущение постоянной угрозы; чувство юмора по отношению к себе, а не превосходство над другими; знание самого себя (признание достоинств и недостатков), а не склонность обвинять окружающих; способность к эмпатии, а не социальная нечувствительность; демократичность, а не авторитаризм; признание мира в его многообразии.
Нужно ли быть снисходительными и равнодушными к людям, выпадающим из социума, или вместо конформизма и безразличия выбрать позицию активной толерантности, т. е. понимания способности защищать права человека, выступать против любой дискриминации? На эти вопросы участники тренинга получают ответы в ходе упражнений, непринужденного диалога.
Например, упражнение “Квадро” позволяет получить обратную связь в виде рассуждений, дискуссии по пройденной теме, для которого понадобится карточка 15х15 с вариантами “Да…”, “Нет...”, “Да, но…”, “Нет, но…”. Каждый участник разъясняет свою позицию по данному высказыванию.
Возможно использовать следующие варианты высказываний-суждений:
1. Чтобы быть толерантным к людям, нужно принять, прежде всего, себя.
2. Толерантность – это отказ от собственных интересов ради интересов других.
Толерантность в первую очередь предполагает взаимность и активную позицию, всех заинтересованных сторон и является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей своей ценности и интересы и готовой, если потребуется их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей.
3. Толерантность – это терпимое отношение к людям различных социальных категорий, в том числе: бродягам, преступникам.
В мире существуют группы людей, которые нередко воспринимаются большинством как антисоциальные явления. Здесь снова встает вопрос: “Должна ли толерантность быть безграничной, а мы терпимыми и снисходительными?” Можно жить, как бы не замечая этих фактов, равнодушно проходя мимо них. Будет ли подобное отношение толерантным? Или толерантным будет активное противодействие их распространению?
4. К наличию “инаковости” (нетрадиционная сексуальная ориентация, другой цвет кожи, национальность) я отношусь терпимо, но не желал бы этого в своей семье или у близких людей.
Принятие других возможно только при условии принятия себя через взаимодействие с другими. Герой фильма “Доживем до понедельника” писал в сочинении: “Счастье – это когда тебя понимают”. Что может быть дороже сознания, что ты нужен, необходим другим людям? Слово счастье в древности звучало как со-частье, т. е. соучастие твое в делах бедах радостях других людей, а этих других в твоих собственных. Однако для того, чтобы достичь такого соучастия нужно, как минимум, понимать самого себя.
II блок занятий (7-9) направлен на смену внутренних установок, расширение приобретенного опыта, позитивного отношения к себе и ставит перед собой задачи:
- осваивать приемы самодиагностики и способы самораскрытия;
- формировать умение осмыслить слабые и сильные стороны своей личности, желание взять ответственность на себя;
- развивать позитивную самооценку, которая дает чувство внутренней уверенности и доверие к самому себе;
- показать зависимость толерантного отношения к другим от толерантности к себе;
- показать связь толерантности с эмпатийными проявлениями личности, и отрабатывать навыки понимания окружающих людей, их душевного мира.
Понимание и принятие другого предполагает прежде всего принятие себя при наличии достоинств и недостатков, способность взять ответственность за свою жизнь на себя и стремление самостоятельно разрешать противоречия. Нет такого жизненного явления, которое характеризуется однозначно как позитивное, к таковым не относятся ни любовь, ни вера, ни творчество. Как человек, так и мир, в котором он живет - не совершенны. Таким образом, адекватным отношением к этим явлениям будет признание противоречивости существования человека, наличия факта амбивалентности: одновременно как позитивного, так и негативного в оценке всех жизненных явлений.
Понимание амбивалентности и несовершенства мира и человека, формирует стратегию взаимодействия с ним по типу совершенствования, достраивания, творения. Поскольку человек сам часть этого мира, он и к себе проявляет такое же отношение, достраивая, т.е. развивая себя. Такое понимание дает возможность формироваться отношению к себе в виде принятия себя при наличии достоинств и недостатков. Таким образом, нормальная жизненная позиция - это разумное принятие несовершенности мира и человека, противоречивости жизни и устремление самостоятельно разрешать противоречия.
Можно выделить 2 типа жизненной позиции:
Итак, толерантность проявится как следствие нормальной жизненной позиции, но будет невозможна, вследствие жизненной позиции "разрушителя" или затруднена, вследствие позиции "отчужденного", а, проявляясь при жизненной позиции "симбиотичного", она может подвергать опасности ее носителя.
Существует вполне закономерная связь между уверенностью и толерантностью. Увеличение степени тревожности служит серьезным фактором, снижающим степень конструктивной толерантности.
В случае формирования тревожной доминанты задается установка приспособления к миру, а в случае формирования уверенной доминанты - задается установка освоения мира.
Тревожный человек скорее проявит страх и нетерпимость, чем уверенный в себе.
На занятиях приходим к выводу, что терпимое отношение к себе выступает как необходимое условие толерантности к другим. Позитивное отношение к себе является важнейшим элементом толерантности в целом, сосуществует с положительным отношением к окружающим и доброжелательным отношением к миру.
Практическая значимость работы состоит в том, образовательных учреждениях уделяется недостаточно внимания семейному воспитанию, подготовке детей к семейной жизни. Данная программа позволяет восполнить этот пробел, расширяет воспитательный арсенал. Показывает важность передачи эмоциональных связей, опыта терпимости и уважения, успешности и умения брать ответственность на себя в семейных отношениях. Вырабатывает общую установку на принятие другого на примере семейных отношений.
На подготовительном к разработке программы этапе проводился мониторинг среди детей и родителей, в ходе которого изучались детско–родительские отношения, взгляды детей на семейную жизнь и желание перенять опыт отношений родителей, для построения собственной семьи.
В исследовании приняло участие 763 учащихся 5 – 11 классов МОУ СОШ № 24 г. Белово. В результате выяснилось, что своей жизнью дома не довольны 36 % учащихся, чувствуют себя обделенными вниманием – 22%, в общении редко слышат похвалу, а больше упреки и нравоучения – 53%, хотели бы перенять опыт родительских взаимоотношений – 24%.
III блок занятий (10 – 12) посвящен не просто опыту толерантного общения, а терпимому отношению к близким людям. Его задачи:
- показать значимость терпимого отношения, его влияния на сплоченность семьи;
- стимулировать заинтересованность в поисках путей выхода из конфликтных ситуаций на примере семейных отношений;
- развивать способность поставить себя на место другого человека.
В рамках программы во время занятий необходимо говорить о семье. Ведь где же, как не в ней прививаются такие черты как терпеливость, тактичность, чуткость, умение строить свои отношения с людьми.
В семье мы играем разные роли: мы чьи-то дети, чьи-то внуки, братья, сестры родители, мужья, жены.
В связи с таким многообразием ролей в семье нередко возникают разные конфликтные ситуации, которые могут возникнуть.
Важно осознать, что можно найти способы решения всех этих конфликтов. Это терпимое отношение друг к другу, умение прощать, понять, с уважением относиться к мнениям других членов семьи. Способы разрешения конфликтов в семье подойдут для разрешения любого конфликта.
Обратную связь можно получить, предложив выбрать варианты суждений (методика “Квадро”).
Задача родителей:
- Накормить, одеть, рассказать, что хорошо, а что плохо и больше не вмешиваться в личную жизнь ребенка.
- Посвятить свою жизнь жизни ребенка, его интересам, проблемам, во всем и всегда поддерживать, оберегать от возможных трудностей.
- Интересоваться жизнью ребенка, считаться с его мнением, любить и принимать его таким, каков он есть.
- Особое мнение.
Ребенку достаточно:
- Уважать и считаться с мнением всех членов семьи. В конфликтных ситуациях соблюдать нейтралитет.
- Принимать своих близких со всеми недостатками, любить и прощать им все.
В данной программе к каждому занятию четко поставлены задачи, описаны реквизиты, даны методические рекомендации и психологические комментарии к упражнениям. Поэтому проводить тренинг могут, как школьные психологи, так и подготовленные классные руководители, организаторы внеклассной работы.
С программой тренинга “Близкие люди, близкими будьте…” можно познакомиться на http://www.bachatsky.ru/uch/s24/psi/
Данная программа тренинга была представлена на областных выставках, городской научно-практической конференции “Новой России – новое образование”. На конкурсе "Панорама психологических идей и находок", отмечена дипломом победителя. Стала лауреатом всероссийского открытого конкурса “Педагогические инновации”-2004. Получены положительные отзывы о программе со стороны педагогов, коллектива школьников и их родителей.
Приглашаем к сотрудничеству.