Альтернативная методика звуко-буквенного анализа с использованием полисенсорного подхода

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии, Школьная психологическая служба


Человек латерален, то есть имеет левое и правое полушарие. От того, какое полушарие является доминирующим, зависит способ переработки информации – синтетический или аналитический.

Левополушарные дети воспринимают информацию дискретно, т.е. по частям, чаще развито слуховое восприятие, опираются они на смысловую сторону речи. Переработка информации происходит медленно, последовательно (сукцессивно).

Правополушарные дети воспринимают информацию целостно, опираясь на интонационную сторону речи, у них более развита зрительная модальность. Переработка информации идет быстро, мгновенно (симультанно).

У детей до 7 лет в основном доминирует правое полушарие. В процессе обучения начинает активизироваться левое полушарие, и к концу 1-го класса оно становится доминантным. Это в норме. Но есть такие дети, и их немало, которые остаются правополушарными. Именно они испытывают наибольшие трудности при изучении предметов, требующих логических, последовательных операций.

Не менее важным является тип восприятия.

Индивидуальные различия в развитии психики ребенка проявляются в преимущественном развитии зрительного, слухового, или кинестетического (тактильного) восприятия.

Органы чувств и соответствующие зоны мозга закономерно взаимодействуют между собой, и работа одного анализатора активизирует работу другого.

Быстрее созревает тактильная сфера. Все дети “группы риска” пользуются при восприятии информации кинестетическим способом и частично зрительным. Ни одного ребенка со слуховой модальностью в логопедической группе нет.

У детей “группы риска” созревание мозга, а с ним и развитие базовых функций происходит замедленно и неравномерно. Они не могут переключиться на левое полушарие, в обучении начинаются трудности, к тому же в классе получают в основном слуховую и зрительную информацию.

Классы, где обучение идет по развивающей программе (Занков, Эльконин-Давыдов), комплектуются более подготовленными детьми, имеющими в большинстве своем слуховую модальность. Там дети, в основном, осваивают предложенный звукобуквенный анализ.

Классы, где применяется традиционная программа, комплектуются менее подготовленными к обучению детьми с кинестетической и зрительной модальностью, и там, в основной массе, идет неприятие и непонимание предложенного звукобуквенного анализа. Он оторван от реальных задач учителя и не помогает профилактике безошибочного письма.

Многие педагоги и логопеды пытаются изменить символы, используемые для звукобуквенного анализа, хотят сделать их более понятными, наполнить смыслом. Однако усовершенствования носят косметический характер и по сути ничего не меняют [2, 3, 5].

Поэтому напрашивается вывод, если есть дети, которые не могут освоить предлагаемый аналитико-синтетический метод, может быть они смогут освоить синтетико-аналитический метод, т.е. буквенно-звуковой анализ, анализ наоборот.

Предлагается набор из картона – 10 цветных фишек (5 – квадратной формы, 5 – круглой формы), белые фишки (квадратные и круглые) и 2 половинчатые фишки (полукруг и треугольник).

Цветовое обозначение гласных: а-я – красного цвета; о-ё – желтого цвета; у-ю – зеленого цвета; э-е – фиолетового цвета; ы-и – синего цвета (Приложение 1).

Основные положения

  • Звук – мы слышим и произносим, букву мы видим и пишем.
  • Мы меняем кодировку, вместо букв вводим фишки, поэтому можно сказать: “Звук – мы слышим и произносим, фишку видим и ставим”.
  • Для чего мы поменяли кодировку? Чтобы была видна зависимость между артикуляцией звука и буквой (фишка – своеобразный посредник).
  • Цветные фишки – это просто гласные буквы, имеющие свои качественные характеристики (цвет и форму): цвет определяется артикуляцией, форма определяется назначением гласной – показывать твердость или мягкость предшествующей согласной.
  • Вводятся белые фишки – согласные.
  • Перед квадратной цветной фишкой (или изолированно) белая фишка имеет квадратную форму – согласная твердая (наглядно видна зависимость согласной от гласной), перед круглой цветной фишкой белая фишка имеет круглую форму (Приложение 2).
  • Есть согласные Ж-Ш-Ц – всегда твердые, их заменяем только квадратной белой фишкой, есть согласные всегда мягкие Ч-Щ-Й – их заменяем только круглой фишкой.
  • В русском языке есть Ь и Ъ знаки, для их обозначения используются половинчатые фишки (для Ь – полукруглая, для Ъ – треугольная).
  • Есть возможность провести дифференциацию по звонкости-глухости – белая фишка – это глухая согласная, белая фишка с черной точкой (как кнопка дверного звонка) – звонкая согласная (Приложение 3).
  • Все это позволяет применить предлагаемую систему фишек в двух вариантах: орфографическом и фонетическом.
  • Если нам нужна орфография, мы применяем правила правописания и ставим фишки, заменяя ими буквы.
  • Если нам нужна фонетика, мы применяем правила транскрипции и ставим фишки, заменяя ими звуки.
  • Ни одна другая система символов не дает нам таких широких возможностей, поэтому ее можно применять на разных этапах обучения, как мощное профилактическое средство нарушений письма и чтения.
  • “Путь к чтению лежит через письмо”,  – сказал Н.А.Зайцев  – создатель методики обучения чтению с помощью кубиков. “Не сегодня и не только в нашей стране подмечено, да не всеми понято. Письмо почему-то многими преподавателями понимается как "шкрябание", да еще непременно ручкой, и непременно в тетради. Существует определение письма как превращения звуков в знаки. Чтение отсюда –  превращение знаков в звуки”.
  • Известный американский методист Майер пишет: “Ребёнок любит, ребёнку нравится невидимое в видимое превращать”. То есть детям больше нравится письмо (в нашем случае фишками), чем чтение.

Психологическая основа методики

  1. Контрастность по цвету и по форме – дети раньше начинают замечать различие, чем сходство.
  2. Четкая классификация – еще Пиаже установил, что дети от 4 до 6 лет проходят фазу развития, для которой характерны три основные операции:
    • мыслить, используя логические категории (если – то);
    • классифицировать сначала по цвету, затем по форме, а потом по двум категориям вместе;
    • распознавать связи и оперировать числовыми понятиями.
  3. Применение “обходного пути” (по Выготскому), когда воздействуют на доминантную модальность, тем самым, активизируя и развивая пассивные модальности, формируя новые межанализаторные связи.
  4. Активная деятельность каждого ученика. “Научные понятия не усваиваются, не заучиваются ребенком, не "схватываются" памятью, а возникают и складываются с помощью величайшего напряжения всей активности его собственной мысли [1].
  5. Возможность проведения мониторинга развития и сравнения ребенка с самим собой.
  6. Соответствие методики условиям, закономерностям и механизмам развития (или недоразвития) ребенка. “Обучать ребенка тому, чему он не способен обучаться, так же бесполезно, как и тому, что он уже способен делать сам” [1].

Различия между традиционной и альтернативной методикой звукобуквенного анализа

Традиционная методика

Новая методика

1. Все гласные обозначаются одинаково – красным цветом.
2. Твердость и мягкость согласных обозначаются синим и зеленым цветом.
3. Возможна только позиционная последовательность гласных фишек.
4. При определении твердости и мягкости согласного идет опора только на фонематическую дифференциацию звука.

5. Нет фишек – символов Ь и Ъ знаков.
6. Нет возможности составить позиционную орфографическую схему слов, в которых есть Ь и Ъ.

Эти недостатки ограничивают применение методики только букварным периодом с применением элементарных слов.

1. Пары гласных, сходных по артикуляции, обозначаются разными цветами.
2. Твердость и мягкость обозначаются формой: квадрат и круг.

3. Возможна и позиционная и качественная (артикуляторно-звуковая) характеристика гласных фишек.
4. Твердость или мягкость согласного можно определить по форме следующей за ним гласной фишки (идет опора на зрительный анализатор и логическое мышление).
5. Есть специальные половинчатые фишки для обозначения Ь и Ъ знаков.
6. Есть возможность составить позиционную орфографическую схему всех слов.

Эти достоинства дают возможность использовать методику для профилактики и коррекции дисграфии и дислексии на всех этапах школьного обучения.

Литература:

  1. Выготский Л.С. Мышление и речь, 5-е изд. М.: Лабиринт, 1999 г..
  2. Мазанова Е.В. Формы и методы логопедической работы по коррекции дисграфии //Развитие и коррекция, 2001 г.,  № 10.
  3. Лусс Т.В. Использование дидактического пособия “Азбука “Буквы-куклы” для подготовки к обучению чтению детей, имеющих недостатки речевого и интеллектуального развития //Дефектология, 2001 г.,  № 4.
  4. Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. М.: РПА, 1997 г.
  5. Кощеева Ф.Б. Дифференциация букв “О” и “А” в ударной позиции на основе полисенсорного подхода //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2002 г.,   № 5.