Этико-психологическое развитие личности на уроках психологии в 3-х классах (урок-тренинг "Уважение")

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель: дать понятие основной нравственной категории “Уважение”, формирование умения строить конструктивные отношения с другими людьми и позитивно относиться к себе.

Введение:

1. Прослушивание спокойной музыки.

2. Провести беседу об уважении.

Учащимся задается вопрос: Что значит проявлять уважение к людям?

Учащиеся высказывают свое мнение аргументировано, доказывая свою точку зрения.

Психолог обобщая высказывания детей делает вывод: Проявлять уважение к людям - значит чтить их и соблюдать их права. Уважение проявляется в вежливой манере разговаривать, в бережном отношении к чужим вещам. Лучший способ научиться уважать людей - это задуматься о том, какого отношения ты ждешь к себе.

3. Проверочный тест “Шаги к успеху”

Дети должны ответить “да” или “нет”: проявляет ли человек уважение, который...?

а. Прислушивается к советам старших
б. Подчиняется правилам школы
в. Не перебивает во время разговора
г. Грубо отвечает своей маме
д. Спорит со взрослыми
е. В своей речи использует вежливые слова

Основная часть

1. Рассказ истории: “Старый дед и внучек” (Л.Н. Толстой)

Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И, когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли раз ему обедать в чашке. Он хотел её подвинуть, да уронил и разбил.

Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет. И сказала, что теперь она будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал.

Сидят раз муж с женой дома и смотрят - сынишка их на полу дощечками играет, что-то слаживает. Отец спросил:

- Что это ты делаешь, Миша?

- А Миша и говорит:

Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой
лоханки кормить.

Муж и жена поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика. И стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.

2. Разрешение нравственных ситуаций

Спросите, как дети поступят в той или иной ситуации:

а. Во время Тренинга тебе очень хочется поговорить с другом. Если ты проявляешь уважение к учителю, как ты поступишь?
б. У твоей мамы очень важный разговор с подругой. Тебе тоже хочется поговорить с мамой. Если ты проявляешь к ним уважение, как ты поступишь?
в. У тебя на глазах оскорбили твоего одноклассника. Если ты проявляешь к нему уважение. что ты сделаешь?

3. Игра “Созвучие”

Двое детей, став спиной друг к другу, по сигналу учителя начинают удаляться друг от друга в разные стороны. Они должны одновременно оглянуться, причем без какого-то сигнала со стороны группы или друг друга, т.е. они должны почувствовать тот момент, когда партнер хочет оглянуться, и сделать это. Затем они обмениваются своими ощущениями.

4. Игра “Один и вместе”

Цели: В ходе этого упражнения дети получают опыт как индивидуальной, так и совместной работы. Сначала каждому предоставляется возможность на своем краю листа нарисовать что-нибудь свое. Затем партнеры обсуждают, что они хотят вместе нарисовать посередине. Затем они вместе реализуют эту совместную идею. Это упражнение — отличное начало для детей, которые еще недостаточно привыкли к совместной работе.

Материалы: Для каждой пары детей большой лист бумаги (формат A4) и цветные карандаши, фломастеры.

Инструкция: Подумайте, с кем из класса вам уже доводилось что-нибудь делать вместе... Не произносите ответа вслух... А теперь подумайте, с кем из класса вы до сих пор вообще ничего вместе не делали, либо это было очень редко... Сейчас вам будет нужно вместе с партнером нарисовать рисунок. Решайте сами, хотите ли вы, что бы вашим партнером стал тот, с кем вы уже сотрудничали раньше, или же вы хотите попробовать, как у вас пойдет совместная работа с учеником, с которым вы еще не сотрудничали...

Теперь разбейтесь на пары так, как вы решили….

Сядьте друг напротив друга и положите между собой лист бумаги. Разделите его на три равных поля двумя линиями. Сначала вы можете нарисовать на своем краю листа то, что вам самим захочется. На это у вас пять минут времени.

А теперь вам надо будет вместе нарисовать что-нибудь в середине листа. Обсудите в парах, что вы хотите там нарисовать. У есть две минуты, чтобы спланировать будущий рисунок.

Можете начать совместно рисовать в центре своего листа. Если хотите разговаривать, то можете это делать. Постарайтесь придти к решению, которое устроит вас обоих, чтобы дальнейшее рисование доставило удовольствие каждому из вас. У вас на это десять минут.

После этого пусть каждая мини-команда представит свои результаты классу.

Анализ упражнения:

- Легко ли было для тебя рисовать вместе со своим партнером?

- Доволен ли ты вашим совместным произведением?

- Что тебе понравилось больше: сотрудничество с партнером или твоя собственная, ндивидуальная работа? А что было труднее?

- Как ты думаешь, получилось ли у тебя сотрудничать со своим партнером? Почему ты так думаешь?

Заключительная часть

Размышление над цитатами:

“Уважение – это одеяние, которое, подходит всем, и старым, и молодым”.

“Уважай себя, если хочешь, чтобы тебя уважали”.

Домашнее задание: вместе с родителями или другими членами семьи выучить цитату Тренинга.