Цель занятия: знакомство с психологией, как с наукой; выражение посредством игры чувств и эмоций; сплочение педагогического (ученического) коллектива.
Задачи:
- Совершить краткий экскурс в историю психологии, как науки.
- Провести беседу о свойствах личности и эмпатии.
- Провести игру с передачей голосом чувств и эмоций.
- Провести игру с передачей эмоций посредством мимики и жестов.
- Провести игру “Кто я?”
Оборудование:
- Помещение, которое можно затемнить, свечи.
- Композиция из природных материалов.
- Желательно, чтобы присутствовала вода (прозрачное блюдо с водой, в котором плавают свечи и т.п..)
- Два вида конвертов с наборами карточек, в которых заданы разные чувства и эмоции.
- Набор табличек с именами сказочных персонажей, известных личностей, овощей и т.д..
- Красивая шкатулка с цветными бумажными сердечками, бабочками, в которых содержатся шуточные советы (в каждой шутке есть доля шутки, а остальное – правда).
- Кассеты, диски со специально подобранной музыкой.
1. Краткий экскурс в историю психологии.
Наша встреча проходит в рамках недели толерантности и посвящена она теме: “Эмоции и чувства”.
Слово психология появилось впервые в XVI веке в Западно-Европейских текстах. Состоит оно из двух древнегреческих слов псюхе – душа и логос – учение. Но разве раньше не существовала эта наука? Конечно же, история психологии уходит корнями в далекое прошлое.
Еще до нашей эры она существовала как наука о душе.
В XVII веке нашей эры как наука о сознании.
В XX веке нашей эры как наука о поведении.
И лишь теперь сформировалась как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.
Недаром существует столько отраслей психологии - зоопсихология, психофизиология, социальная психология, возрастная психология, психология личности, клиническая психология, педагогическая психология, дифференциальная психология, этнопсихология, психофизика, психотроника и многие другие.
Чаще всего психология переплетается с философией.
Гераклит в 4-5 веках до нашей эры считал, что космос – это вечно живой огонь. А душа – его искорка.
Пифагор был убежден, что душа бессмертна и вечно странствует по телам животных и растений.
Душа – анима. Давайте послушаем музыку и подумаем о душе.
(Помещение затемняется, зажигаются свечи, звучит специально подобранная музыка, желательно – возбуждающая эмоции и чувства. После прослушивания помещение освещается. Свечи продолжают гореть.)
2. Свойства личности и эмпатия.
Цель нашего занятия - проверить, насколько мы понимаем друг друга, насколько мы эмпатичны.
Все люди разные. Эмоциональные и спокойные, легко ранимые и “толстокожие”. Часто это зависит от умения человека управлять своими эмоциями, но почти всегда – от врожденных особенностей нервной системы.
Еще Гиппократ разделил людей по четырем видам темперамента:
- сангвиники
- флегматики
- холерики
- меланхолики
Одна группа людей предпочитает делиться своими эмоциями легко и свободно, получая разрядку и облегчение. Другая – глубоко скрывает свои чувства и эмоции по разным причинам:
- стыдно казаться слабым
- некрасиво обременять других своими проблемами
- затаенные обиды
- боязнь быть непонятыми и т.д.
Одна категория людей находит и аккумулирует силы, благодаря этому положению. Но не все могут самостоятельно справиться с проблемой – начинаются болезни нервной системы, изменение личности, человек страдает. А все почему? Не последовало своевременной помощи со стороны окружающих людей. Надо сделать первый шаг – “вскрыть нарыв” - тем самым помочь человеку. Эффективность помощи вы увидите по последовавшей реакции (возможно, не всегда положительной...)
Сколько самоубийств было бы предотвращено, будь люди эмпатичней, наблюдательней, внимательней друг к другу.
3. Передача эмоций и чувств при помощи голоса и интонаций.
Внимательно посмотрите, перед вами на столах два вида конвертов: квадратные и прямоугольные. Каждый участник группы, у кого квадратный конверт, вскроет его, найдя карточку с названием эмоционального состояния, и с соответствующей интонацией произнесет эту фразу: “Сегодня был солнечный день” (Можно выбрать любую фразу).
А участники игры попытаются угадать какое чувство, эмоцию передал партнер.
(Примерный набор эмоций: восхищение, грусть, безразличие, агрессия, смущение, недовольство, радость, страх, раздражение, удивление...)
Давайте обсудим, какие приемы вам известны, чтобы справиться со своими эмоциями? Ведь некоторым это прекрасно удается. (Желающие делятся своим опытом).
4. Передача эмоций и чувств посредством жестов и мимики.
Если человек эмоционален, он легко и часто использует жестикуляцию. Кого-то это раздражает, а кто-то просто не может без этого жить. Даже целые государства и народы (Италия, Испания, народы Закавказья ).
В следующем упражнении вы передадите эмоции и чувства только при помощи мимики и жестов, но молча. Это сделают те участники, у которых прямоугольные конверты.
(Примерный набор: влюбленность, обида, радость, смущение, сильная боль, ужас, злость...)
5. Логическое мышление, находчивость и интуиция. Игра “Кто я?”
А теперь давайте с помощью логического мышления, интуиции и минимума вопросов достигать цели в незнакомой, загадочной для нас обстановке, в какую нас время от времени ставят жизненные обстоятельства и когда от нас требуется максимум сообразительности и находчивости.
(На спину игрока ведущий прикалывает табличку с персонажем сказки, неодушевленным предметом, известной личностью и т.п.. Игрок должен угадать, кто он, задавая наводящие вопросы группе, на которые можно отвечать “да” или “нет”. Побеждает тот, кто угадал, кто он, задав минимум вопросов).
Заключение
В нашем занятии было много игровых моментов. Так в легкой непринужденной обстановке мы рассмотрели серьезную тему. А теперь примите подарки на память в виде шуточных советов, но в каждой шутке есть доля шутки, а остальное-правда...
(Звучит легкая, приятная, “светлая” музыка, участники вытаскивают из сюрпризной коробочки цветные сердечки, бабочки с советами о том, каким должен быть педагог. Если занятие с учениками, то советы соответствующие).