Цели изучения данного курса:
- Ознакомление учащихся с природными задатками человека и условиями для развития их в способности.
- Показать ребятам как влияют способности на успех в профессиональной сфере.
- Способствовать созданию условий для успешной профориентации подростков, быстрой и успешной адаптации на рынке труда.
Задачи курса:
- содействовать слушателям курса в процессе их самопознания ;
- выявление природных задатков и трансформации их в способности;
- ввести подростков в мир профессий;
- ознакомить с актуальностью в потребности профессий на рынке труда;
- показать влияние эмоциональной сферы человека на успешность процесса общения, приобретение коммуникативных навыков;
- совместно с учащимися выявить последствия ошибки в выборе профессии;
- способствовать выработке навыков самопрезентации как залога начала успешной трудовой деятельности.
По окончанию курса, учащиеся должны:
- знать свои характереологические и индивидуальные особенности, сферу своих интересов, направленность;
- знать свои способности и влияние их на профессиональную пригодность в определенной сфере трудовой деятельности;
- познакомиться с навыками самопрезентации.
Продолжительность занятий.
Предпочтительно не более 40-50 минут, в зависимости от характера и сложности предлагаемого лекционного материала и практических занятий.
Техническая оснащенность курсовых занятий.
Рациональное количество детей 15-20 человек. Каждое занятие предусматривает обязательный ритуал приветствия в начале занятия и получение “обратной связи” в конце занятия. Дидактический материал (тесты, картины, плакаты, таблицы, аудиовизуальные средства обучения и т.д.).
Содержание программы
- Потребности. Потребность в самореализации.
Человеческие потребности и их виды. Значение
потребностной сферы в жизни человека.
Потребность человека в самореализации.
Диагностико-развивающие процедуры и самостоятельная работа. Исследование мотивационной сферы и направленности личности. Шкала оценки потребности в достижении. - Природные задатки и способности. Знакомство со сущностью задатков. Трансформация задатков в способности. Определение влияния задатков и способностей человека на его самореализацию.
- Темперамент. Влияние темперамента на виды
деятельности. Определение свойств нервной
системы. Знакомство с понятием “Темперамент”.
Определение типа темперамента.
Диагностико-развивающие процедуры и самостоятельная работа. Тест-опросник Айзенка. - Типы мышления и сфера профессиональной
деятельности.
Дать учащимся представление о мышлении и его особенностях; о типах мышления. - Внимание и память. Виды памяти. Мнемотехника.
Понятие память и внимание: определение видов памяти; внимание его значение в определенных видах профессиональной деятельности. Знакомство с понятием мнемотехника. Презентация основных способов запоминания.
Диагностико-развивающие процедуры и самостоятельная работа. Методика изучения избирательности внимания. Методика Мюнстерберга. Методики изучения видов памяти. - Эмоции и общение. Развитие коммуникативных
навыков.
Эмоции и их значение в жизни человека. Влияние разных видов эмоций на качество общения. Общение и профессиональная деятельность. Три составляющие общения. Практическое занятие. Техники вхождения в контактное взаимодействие. Знакомство с некоторыми приемами саморегуляции в эмоциональной сфере.
Диагностико-развивающие процедуры и самостоятельная работа. (Тест оценки коммуникативных умений). - Характер и карьера.
Понятие характер. Источники формирования характера. Влияние характера на карьерный рост в профессиональной сфере.
Диагностико-развивающие процедуры и самостоятельная работа: методика определения характереологических черт личности (тест-опросник Айзенка). - Способности и профессиональная пригодность.
Что такое “Могу”?
Ознакомление с понятием профессиональная пригодность. Всегда ли наши желания заниматься определенным видом деятельности совпадают с нашими возможностями. Виды способностей и профессиональная деятельность. - Что я знаю о мире профессий.
Дать учащимся представление о многообразии мира профессий. Классификация профессий. Определение степени информированности учащихся о многообразии профессиональной деятельности.
Диагностико-развивающие процедуры и самостоятельная работа: методика определения направленности личности. Карта интересов. - Ошибка в выборе профессии и её последствие.
Осознание учащимися привлекательных и непривлекательных сторон любой профессии. Возможность ошибки при выборе профессии и её последствия. Знакомство с правилами грамотного выбора профессии. - Самопрезентация.
Самопрезентация при трудоустройстве. Знакомство учащихся с понятием самопрезентации. Навыки самопрезентации. Ознакомление с приемами самопрезентации. - Итоговое занятие. Самопрезентация – залог
успешного начала трудовой деятельности.
Практическое занятие. Овладение учащимися азами самопрезентации.
Учебно-тематический план
№ | Тема | Кол-во часов | Вид работы | ||
Теоретическая часть | Практическая часть | ||||
1 | Вводный урок | 1 | лекция | ||
2 | Природные задатки и способности | 1 | лекция | упражнение | |
3 | Темперамент и деятельность | 1 | лекция | диагностика | |
4 | Типы мышления | 1 | лекция | диагностика | |
5 | Внимание и память. Виды памяти. Мнемотехника | 2 | Занятие с элементами тренинга |
||
6 | Эмоции и общение. Развитие коммуникативных навыков | 2 | Беседа | упражнение | |
7 | Характер и карьера | 1 | лекция | диагностика, упражнение | |
8 | Способности и профессиональная пригодность. Что такое “ Могу?” | 1 | Занятие с элементами тренинга |
||
9 | Что я знаю о мире профессий | 2 | лекция | диагностика, упражнение | |
10 | Ошибка в выборе профессии и ее последствия | 1 | Диалог, диспут, упражнение | ||
11 | Самопрезентация. Что это такое? | 2 | лекция |
||
12 | Итоговое занятие. Самопрезентация – залог успешного начала трудовой деятельности | 2 | Практическое занятие |
Количество часов - 17.
Используемая литература:
1. Л.Хьёлл, Д. Зиглер Теория личности / Питер, СПб., Москва. Харьков. Минск. 2000.
2. Бендюков М. А., Соломин И.Л. Что ты должен знать о выборе профессии и поиске работы/ Под ред. Е.И. Горбатого.- СПб., 2000.
3. Бондарей В.П., Гапоненко А.В., Зингер Л.А., Лернер П.С. и др. Технология профессионального успеха: Эксперементальный учебник для 10-11 классов естественно-научного профиля / Под ред. С.Н. Чистяковой.- М.: Просвещение, 2001.
4. Гуткин М.С., Лернер П.С., Михальченко Г.Ф. и др. Твоя профессиональная карьера: Учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений/ Под ред. С.Н. Чистяковой.-М. Просвещение, 2003.
5. Рогов Е.И. Выбор профессии: Становление профессионала. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
6. Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов.- М.:Генезис, 2000.
7. Краткий психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского и М.Г.Ярошевского / Ростов-на-Дону, “Феникс”. 1999.