Школьная психологическая служба
-
Программа поддержания, укрепления и восстановления психологического здоровья учащихся Ломоносовской школы-пансиона 2007
В данной статье представлена программа, разработанная на основе методических рекомендаций Всемирной организации здравоохранения Институтом психологии и педагогики с учетом специфики негосударственного образовательного учреждения. В ней рассмотрены основные цели, задачи и методы работы психолого-логопедической службы, необходимые для поддержания психологического здоровья учащихся.
-
Занятие из курса "Психология саморазвития" для учащихся 10-х классов на тему: "Самооценка. Роль самооценки в жизни человека" 2007
Урок дает учащимся представление о понятии самооценки личности, учит работать над формированием адекватной самооценки.
-
Деловая игра для молодых специалистов школ: "Самоидентификация и саморазвитие личности молодых специалистов в школе" 2007
Учитель своими действиями, взглядами открывает для учащихся существование значимых социальных знаний, вопросов духовной сферы – осознание жизненных целей, своих возможностей, отношений между людьми. При этом, взаимодействуя с учащимися, учитель проявляет себя как личность, отражая свою "Я-концепцию". В этих психологических образованиях происходит процесс самоосознания себя как учителя и как личности в целом. Данная деловая игра представляет собой некоторое погружение в себя, самопознание себя как учителя, узнавание своих сильных и слабых сторон. Главное – это возможность получения обратной связи и поддержки от людей, которые объединены общими проблемами и переживаниями.
-
Адаптация первоклассников 2007
Известно, каким трудным оказывается для многих детей переход к школьному обучению. Длительные неудачи в учении, как правило, переходят в неуспеваемость. Возникает отрицательное отношение к учебе, к учителю, к школе вообще. Успешное решение всех поставленных задач воспитания и обучения детей в общеобразовательном учреждении возможно только при условии знания педагогом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, закономерностей их развития.
-
Методика проведения городского конкурса среди учащихся с ограниченными физическими возможностями, обучающихся по профилю "Машинопись и основы делопроизводства" 2007
Работая педагогом-психологом, автор преподавала курс "Основы машинописи и делопроизводства" (с элементами психологии развития, общения, скорочтения, клерного письма) для учащихся общеобразовательных школ. В данной статье автор делится опытом организации и проведения городского конкурса среди учащихся с ограниченными физическими возможностями. В приложениях к статье можно познакомиться с тестами диагностики учебных достижений по данному курсу, которые автор рекомендует применять при подведении итогов обучения и проведении конкурсов профессионального мастерства.
-
Семинар-практикум "Детская одаренность и проблема ее развития" 2007
Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одарённость традиционно занимает одно из ведущих мест. Проблемы её диагностики и развития волнуют педагогов и психологов на протяжении многих лет. Интерес к ней в настоящее время очень высок, что легко может быть объяснено общественными потребностями. Для решения данной проблемы нами был разработан семинар-практикум для педагогов по теме "Детская одарённость и проблема её развития". Он предусматривает последовательное рассмотрение ряда частных проблем: во-первых, что такое одарённость, или интеллектуально-творческий потенциал личности как психическое явление; во-вторых, каковы основные характеристики критериев сформированности специальных видов одарённости и методики их выявления; в-третьих, чтобы раскрыть дарование, взрослому нужно начать с себя, или осознание педагогами большой роли отношений и действий в развитии одарённого ребёнка. Основной целью семинара-практикума является повышение психолого-педагогической компетентности педагогов в вопросах раскрытия и развития детской одарённости.
-
Развитие креативного мышления у детей младшего школьного возраста 2007
Развитие творческого подхода к школьному обучению – один из самых разработанных теоретически и самый не разработанный практически вопрос. В данной работе в качестве одной из возможных форм развития творческого подхода рассматривается работа с рисунком.
-
Возможности использования упражнений систем скорочтения в воспитании и коррекции осознанности чтения 2007
В данной работе рассматриваются проблемы чтения у детей и пути их решения.
-
Программа "Учись учиться" (профилактика стрессовых состояний у учащихся в период подготовки к государственным экзаменам) 2007
Программа направлена на профилактику стрессоопасных ситуаций в период подготовки и прохождения государственных экзаменов. В ней отражены принципы и сценарий построения занятий со старшеклассниками, педагогами и родителями, которые помогут избежать типичных ошибок и затруднений в предэкзаменационный период.
-
Вопросы организации здоровьесберегающих и развивающих условий для участников образовательного процесса в кабинете психолога 2006
Создание условий для сохранения, укрепления и сбережения психического и физического здоровья участников образовательного процесса – ребенка или взрослого – путем разработки и реализации мероприятий по устранению или уменьшению влияния на них патогенных факторов и условий среды – одно из основных направлений в деятельности психологической службы ГСОУ школы-интерната № 15 г. Краснодара. В статье представлен материал об опыте использования многофункционального пространства кабинета психолога в двух направлениях: для комплекса релаксации и снятия психоэмоционального напряжения и для оздоровительно-игрового комплекса.
-
Жизненная стратегия поведения в конкурсно-кризисной ситуации 2006
От результатов итоговой аттестации многое зависит: итоговая оценка в аттестате, уровень самооценки и т.д, поэтому экзамены превращаются в пытку и вносят напряжение в жизнь не только учеников, но и родителей и педагогов. А можно ли преодолеть этот рубеж без чрезмерного перенапряжения, страхов, усталости и слез? Для этого необходима планомерная работа педагогов (классных руководителей), учащихся и родителей, где каждый будет ориентирован на выполнение определенных задач. Представленный материал является частью программы по психологическому сопровождению выпускников в период подготовки к экзаменам. Это занятие может проводиться и самостоятельно – классный час, внеклассное мероприятие и т.д. Основное содержание занятия направлено на получение определенного опыта учащимися. Акцент делается на усвоение собственного способа деятельности.
-
Большая психологическая игра для подростков: "Время выбрало нас" 2006
Подростковый возраст – это пора достижений, стремительного пополнения знаний, умений, становления нравственности и открытия своего "я", обретения новой социальной позиции. Наиболее благоприятными для развития личности подростка являются условия, создаваемые в процессе взаимодействия, осуществляемого в рамках коллектива. Подросток может стать творцом, субъектом образа жизни этого сообщества, основываясь на общих интересах и идеальных представлениях о коллективе. Члены такого сообщества создают свои законы отношений, свою иерархию нравственных ценностей, систему одобрения поступков и их порицания, перспективы совместной жизни, выбирают лидеров, соответствующих представлениям большинства о поведенческом и эмоциональном образе. Педагогам важно не оставить наших подростков один на один с действительностью, не отгородиться от них, а вместе с ними размышлять, искать истину, осознавать объективность общечеловеческих ценностей, их доминирующую роль в развитии человеческих отношений.
-
Моделирующее занятие по развитию профессиональной рефлексии педагогов 2006
В целях формирования психологической компетентности педагогов и развития у них профессиональной рефлексии психолог может проводить с ними моделирующие учебные занятия. Воспитатели, принимающие на себя роль ребенка, включенного в образовательный процесс, "проживают" его эмоциональные состояния, коммуникативные успехи и неуспехи, интеллектуальное напряжение, произвольную саморегуляцию и т. п.
-
Психологический фестиваль 2006
Статья представляет собой разработку недели психологии, цель которой – создание атмосферы для развития сотрудничества, доверия, понимания во взаимоотношениях, формирование благоприятного психологического климата в школьном коллективе. Мероприятия носят развивающий характер, где решаются такие задачи развития, как: развитие навыков общения, саморегуляции, самораскрытия, принятия других людей в процессе общения; овладение навыками конструктивного общения со сверстниками и взрослыми.
-
Психолого-педагогическое сопровождение детей-логопатов посредством психологических и логопедических интегрированных занятий 2006
В статье предлагается программа психолого-педагогического сопровождения детей-логопатов посредством специально организованных психологических и логопедических интегрированных занятий "От общения к обучению" на первый период обучения детей с ОНР. Цель такой работы состоит в гармоничной интеграции логопедических проблем ребенка с психологическим механизмом адаптации его в социуме.
-
Творческий конкурс для детей младшего школьного возраста и младших подростков "Привет от Робинзона!" 2006
"Привет от Робинзона!" – это творческий конкурс для детей младшего школьного возраста и младших подростков. Целями этого конкурса являются развитие творческого нестандартного мышления, фантазии, воображения; развитие способности преодолевать штампы и стереотипы; развитие, и формирование умения работать в группе.
-
Развитие речемыслительной деятельности у детей младшего школьного возраста 2006
Обследование поступающих в школу детей показывает, что процент детей с нарушениями речи не уменьшается, а год от года растет. У данной группы детей также отмечается недоразвитие психических процессов: обедняется восприятие, слабо развиваются представления. Я хочу поделиться опытом работы с речемыслительным тренажером, который направлен на развитие речи и психических процессов. В процессе занятий решается основная задача: формирование произвольности поведения и деятельности в целом. Причем основной акцент, особенно во второй части занятия, делается на формировании речемыслительной деятельности, то есть развитии и совершенствовании развернутого учебного высказывания (доказательства, рассуждения), а также внимания, памяти и восприятия.
-
Совместная деятельность образовательного коллектива в охране здоровья леворуких детей 2006
Решение проблемы леворукости возможно лишь на основе учета психолого-физиологических предпосылок этого явления у детей, то есть их индивидуальных особенностей центральной нервной системы. Переучивать леворуких – значит ломать специфические качества их психики, что отрицательно влияет на психическое состояние ребенка, на его эмоциональное благополучие и здоровье. В статье "Совместная деятельность образовательного коллектива в охране здоровья леворуких детей" представлен опыт работы МОУ "СОШ № 29" г. Норильска по обучению и адаптации леворуких детей, даны рекомендации учителям, педагогам, родителям.
-
Педагогический конфликт и пути его разрешения 2006
Проблемой конфликтов занимались многие исследователи, среди которых можно выделить А.Я. Анцупова, А.И. Шипилова, А.В. Дмитриева, Г.И. Козырева и других. Целью данной работы является изучение конфликтов в педагогическом коллективе. Предметом исследования являются процессы возникновения и протекания конфликтов в педагогическом коллективе. В процессе работы с учителями по способам разрешения конфликтных ситуаций изменяются стиль поведения и уровень конфликтности, что способствует ликвидации конфликта в педагогическом коллективе.
-
Развитие памяти, внимания и мышления на занятиях "Интегрированный курс математики" (мастер-класс) 2006
В материалах мастер-класса "Развитие памяти, внимания и мышления на занятиях "Интегрированный курс математики" можно познакомиться с программой курса, с основными приемами формирования мыслительных операций на уроках математики. Данный материал может быть использован учителями математики для развития основных мыслительных операций и психических процессов у детей.
-
Развитие образной памяти 2006
Измерить объем памяти пока никому не удалось. По мнению американского исследователя С.Коэна, "мы никогда даже близко не подходим к границам наших возможностей, а мозг работает лишь на ничтожную часть своей мощности". Задача данной работы заключается в том, чтобы раскрепостить мышление каждого, повысить его КПД, начать использовать, наконец, колоссальный кредит, отпущенный нам природой. И в этом поможет особая техника развития образной памяти – эйдотехника.
-
Интегрированное занятие: трудовое обучение + психология по теме: "Путешествие на остров Чунга-Чанга" 2006
Интегрированное занятие: трудовое обучение + психология с элементами предмета "Окружающий мир" "Путешествие на остров Чунга-Чанга". Занятие направлено на развитие у учащихся навыков учебного сотрудничества, формирование морально-нравственных качеств, освоение техники оригами, создание атмосферы эмоционального единства.
-
Логопедическое занятие по теме: "Развитие сложных форм фонематического анализа на материале слов различной звукослоговой структуры" 2006
Развитие языкового анализа и синтеза – это одно из необходимых условий овладения письмом, которое представляет собой значимую проблему совершенствования логопедической практики. Для правильного овладения процессом письма необходимо, чтобы фонематический анализ был сформирован у ребенка не только во внешнем (речевом), но и во внутреннем плане (по представлению). Формирование различных форм языкового анализа и синтеза является одним из важнейших критериев, позволяющих оценить уровень сформированности речи у детей. С детьми, имеющими фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи, необходимо проведение специальной коррекционной работы по развитию языкового анализа и синтеза. Наибольшее внимание следует уделять наиболее сложной форме языкового анализа и синтеза – фонематическому анализу и синтезу.
-
Коррекция познавательной деятельности учащихся школы VIII вида через систему межличностных отношений 2006
Особое значение в условиях вспомогательной школы приобретают личностные отношения, так как в начальных классах наблюдается характерная замкнутость, изолированность от детского коллектива. Самое главное в работе педагогического коллектива – совместными усилиями психолога, учителя и воспитателя попытаться понять особенности ребенка как формирующейся личности с учетом истории его развития и воспитания и на этой основе определить программу дальнейшей работы.
-
Исследовательская работа "Условия успешной адаптации первоклассников в школе" 2006
Требования современного общества таковы, что ключевой задачей системы образования в нашей стране становится воспитание и развитие свободно мыслящего, творчески относящегося к жизни человека. Личностно ориентированное обучение предполагает, прежде всего, активизацию внутренних стимулов учения. Такой внутренней побудительной силой является мотивация учения. По изменениям этого параметра можно судить об уровне школьной адаптации ребенка, степени овладения учебной деятельностью и об удовлетворённости ребенка ею.
-
Психологический тренинг для учителей (учащихся) "Эмоции и чувства" 2006
Данный тренинг кратко знакомит участников с историей психологии, объясняет причины разной эмоциональности людей, призывает к взаимоуважению, взаимопониманию, эмпатии. Музыкальное сопровождение, степень освещенности помещения позволяют руководить эмоциональным фоном участников, направлять его в нужное русло. Участие в играх раскрепощает людей, дает им новые положительные переживания, сплачивает коллектив.
-
Урок-игра по профориентации "Я и мир профессий" 2006
Данная разработка урока в легкой игровой форме позволяет учащимся освоить житейский метод выбора профессии, серьезно задуматься над качествами, свойственными тем или иным профессиям, выявить и осмыслить свои интересы и склонности в профессиональном выборе.
-
Возможности применения метода терапии творческим самовыражением М.Е. Бурно на интегрированных уроках в курсе "Психология в музыке" 2006
Терапия творческим самовыражением – клинический терапевтический метод. В основе этого метода лежат две идеи. Каждый человек может узнать и понять особенности своей личности, характера, настроения. Вторая идея состоит в том, что, узнав сильные и слабые стороны своего характера, человек может через творчество смягчить свое состояние, так как любое творчество высвобождает большое количество позитивной энергии, любое творчество полезно. Педагогическая суть методики заключается в обнаружении в процессе творческих занятий у каждого ребенка присущего ему природного характерологического радикала. На первом этапе обучения познание характеров позволяет каждому участнику занятий почувствовать себя самим собой, узнать, что люди разные по своему складу. Благодаря полученным знаниям ребенок начинает жить в соответствии со своими природными особенностями, индивидуальными смыслами и наполнять свою жизнь творчеством, выражать себя через творчество.
-
Терапия творческим самовыражением М.Е. Бурно на интегрированных уроках в кадетском корпусе. Создание творческих видеоклипов 2006
В конце 2006 учебного года в Московском казачьем кадетском корпусе им. М.А. Шолохова стартовал учебный интегрированный курс "Психология в музыке". Этот курс разработан и основан на основе психотерапевтического метода терапии творческим самовыражением М.Е. Бурно. Курс рассчитан на четыре года. Каждый курс состоит из 34–35 теоретических и практических занятий, которые проходят один раз в неделю с 5-го по 8-й классы в учебном разделе "Искусство". Несмотря на то что процесс составления видеоклипа невозможен без технических средств, нельзя забывать, что творчество заключается в самом человеке. Благодаря творческому началу, заложенному в человеке, получается творческий видеоклип. Психотерапевтический эффект создания творческих видеоклипов заключается в том, что видеокамера в руках человека становится проводником не только во внешний мир, но и к себе, так же как при фотографировании, просматривая свой видеофильм, кадр за кадром, человек испытывает "вдохновенно-просветленное состояние возвращения к самому себе, что охватывало его во время съемки" (М.Е. Бурно).
-
Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке" 2006
В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных характеров, характерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего характера. Учитель помогает детям определелить свои характерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего характера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса.