Цели:
- Осознать понятия “слушать” и “слышать”.
- Определить собственное умение слушать другого человека.
Оборудование:
- 2 рисунка с изображением уха (Приложение 1).
- Таблички (2 комплекта): воспринимаю, анализирую, думаю, соглашаюсь, не соглашаюсь.
- Комплект цветных табличек для рефлексии.
- 2 короны для короля и королевы.
- Блюдо с углями.
- Тексты с пословицами, поговорками, высказываниями (Приложение 2).
Красна речь слушаньем,
А беседа – смиреньем. (Народная пословица.)
План урока:
- Сценка
- Сравнение понятий “слышать” и “слушать”.
- Тест “Умеете ли вы слушать?”
- Работа с табличками.
- Работа в группах с пословицами.
- Рефлексия.
Ход урока
1. Сценка “Королевский обед”.
Действующие лица:
Король
Королева
Глашатай
1 ученик
2 ученик
Повар
Король: Где мой королевский обед? Подать мне лучшие блюда!
Королева: Но, Ваше Величество, вы же не нашли нового повара. А прежний повар покинул наше королевство.
Король: Издам указ, любой согласится стать поваром и я, наконец, полакомлюсь.
Глашатай: Указ его Величества! Срочно требуется повар!
1 ученик: Кто пойдет?
2 ученик: Давайте посчитаемся. На златом крыльце сидели царь, царевич, король, королевич.
(Выбранный по жребию повар входит в королевские покои.)
Король: И что у нас сегодня на обед?
Повар: Позвольте подать Вашему Величеству жареную дичь!
(Открывает, а на блюде угли.)
Король: Что это? Вон всех отсюда. Всех казнить!
Учитель: Почему произошел конфликт в королевской семье?
(Ребята в ходе обсуждения сами выходят на проблему).
Проблема: Неумение слышать приводит к конфликту!
Что, значит, слышать человека?
2. Понятия “слушать” и “слышать” зачитать определения данные в словаре.
- Слушать – внимать всему, что слышит ухо.
- Слышать – усвоять себе слухом; освоить полученную информацию, осознавать и уметь ею пользоваться.
Определить сходства и различия (сравнить). В двух понятиях звучит одно и тоже слово “УХО”! Концентрировать внимание на доску, где расположены 2 схематичных изображения ушей (Приложение 1).
- Подумайте, почему человеку даны два уха, два глаза и только один язык?
(чтобы человек больше слушал и видел, чем говорил).
- Что важнее: чтобы тебя слышали или слушали?
- Что для вас является самым ценным и самым главным в жизни?
- Когда человеку бывает хорошо?
(Когда его любят, когда он здоров, когда его
понимают.)
- Когда человека понимают?
(Когда его слушают.)
Слушать – первоначально, как результат – слышать.
Вывод: можно слушать и не слышать.
3. Тест “Умеете ли вы слушать?”
1. Ты часто отвлекаешься, когда с кем-то разговариваешь?
2. Делаешь ли ты только вид, что слушаешь, а сам думаешь о другом?
3. Реагируешь ли ты эмоционально на слова рассказчика?
4. Ты часто перебиваешь собеседника?
5. Ты слушаешь или только делаешь вид, что слушаешь?
6. Ты мечтаешь о чем-то своем, когда слушаешь других?
7. Возможно, ты обдумываешь, что сказать, когда слушаешь собеседника?
Ключ к тесту: чем больше у вас ответов “да”, тем хуже вы умеете слушать.
Поднимите руки у кого нет “+”. Поднимите руки у кого 1“+”. Поднимите руки у кого 2“+”. Я рада, что в вашем классе есть такие ребята! Но все-таки большинство не подняли руку, следовательно, у вас в классе такая проблема существует и я думаю, что решение этой проблемы необходимо вам продолжить на другом классном часе.
4. А сейчас проверим, как вы меня слушали. На доске расположены 2 схематичных изображения ушей, какое из них соответствует понятию “слушать”, а какое “слышать” (после верного ответа открыть подписи).
На доске таблички (в 2 экземплярах). Необходимо определить, что относится к понятиям “слушать” и “слышать”.
Воспринимаю | Анализирую | Думаю | Соглашаюсь | Не соглашаюсь |
5. Работа в группах.
Задание: на листах написаны пословицы, поговорки, афоризмы (Приложение 2). Необходимо выбрать те, которые больше всего подходят для сегодняшнего классного часа, и объяснить свой выбор.
6. Рефлексия:
На столе лежат цветные таблички. Выберете и поднимите те карточки, которые на ваш взгляд соответствуют следующему:
- красная – я осознаю, что умение слышать мне необходимо,
- зеленая – услышанное на классном часе расширило мой кругозор,
- желтая – могу предложить свой план действий и помочь в решении проблемы,
- черная – равнодушен к данной теме.
7. Итог.
Как улучшить способность слышать человека – это проблема, которую необходимо решать на следующем уроке.