Цель:
– научить подростков отстаивать свои интересы в критических ситуациях,
а) научить предохранять себя от разрушительных последствий варварского нападения, манипуляции,
б) помочь справиться с ошеломленностью, смятением, эмоциональной бурей в душе
Оборудование: заготовки таблиц №1, №2, №3, №4 для каждой группы, маркеры\фломастеры; таблица №5 – подсказка для ведущего.
1. Знакомство. “ Сегодня у меня (какое?)… настроение, потому что…”
2. Разминка. “Поменяйтесь местами те, кто…”
– у кого имя начинается на М,
– у кого в одежде есть синий цвет,
– у кого лучезарная улыбка,
– у кого карие глаза,
– кто россиянка,
– кто сейчас на занятии.
3. Работа по основной цели занятия.
Я называю фразы, которые нам приходилось слышать, а вы попытайтесь на них ответить так, чтобы соблюсти законы вежливости и сохранить свое душевное равновесие.
– И что вы думаете, те, кто курят, бросят курить, после того, как вас послушают?
– Да люди давно курят, и раньше жили долго, никто не умирал от этого.
– Кто не курит и не пьет, тот здоровеньким помрет.
– Неужели ты веришь, что это кому-нибудь поможет?
– Вам, что заняться больше нечем?
– Да пойми ты, я как покурю, мне легче становится.
– Я большой мальчик, что хочу, то и делаю.
– Ребята, у вас какие-то предрассудки, сейчас все это делают.
– В автокатастрофах погибает намного больше людей, чем от курения.
– В жизни все надо попробовать. А прежде чем говорить об этом, сам-то пробовал?
Приятно ли было слышать такие вопросы?
Что чувствовали, когда отвечали на них?
Изменилось ли ваше отношение/убеждение к тому, что вы делаете (к волонтеркой работе)?
Легко ли было отвечать на поставленные вопросы?
Хватало ли собственных ресурсов?
Хотите ли вы научиться противостоять подобным высказываниям?
Я предлагаю вам разбиться по группам.
Рассчитаться на день-ночь-утро-вечер.
У нас 4 группы – каждая из групп будет работать с 1 техникой. Я предлагаю по часовой стрелке разобрать себе технике.
Раздаются Таблицы 1.
Определяются с техниками.
Перед вами имеются названия техник, которые мы будем сегодня учиться использовать.
Зачитать их.
Т.1
Техника бесконечного уточнения |
Техника внешнего согласия или наведения тумана |
Техника испорченной пластинки |
Техника английского профессора |
|
Ниже имеются примеры для каждой из техник.
Раздаются Таблицы №2.
Соотнесите техники с примерами (каждой технике – свой пример 1-2, 2-1, 3-4, 4-3) Маркерами соедините технику с примером.
Обратимся вновь к таблице №2. Обсудите в группе и назовите основные особенности данной техники (5 мин).
Т.2
– Ты в джинсах выглядишь ужасно. – Возможно, ты и права. -Что вы думает, те, кто курят – бросят курить? – Может быть – Да все всегда курили, деды наши курили и вон до скольки жили. – Я сама об этом часто думаю, но пока не пришла к определенным выводам |
– Делайте, делайте, толку все равно никакого не будет 1. кто делает? 2. что сделали? 3. какой толк может быть? 4. что ты можешь предложить? |
– Неужели ты на самом деле так думаешь, это мнение старо, как мир? – (с улыбкой) Это составляет предмет моих убеждений – Да брось ты эти свои занятия, они никому не нужны. – (добродушно) Если я сделаю это, то это буду уже не я. |
– Я думал, ты лучше сможешь меня понять – Я готов еще раз тебя выслушать. -Что толку говорить, ты все равно меня не понимаешь. – Я готов еще раз тебя выслушать (с той же интонацией). – А может ты не хочешь меня понять? -Я готов еще раз тебя выслушать (с той же интонацией).. |
Группы готовы. Каждая группа называет особенности, другие группы записывают найденные решения. Продолжая таблицу 1.
Т.3
– Использование вводных слов. – Согласие в 1-ой части высказывания |
– Все, что обобщается надо уточнить. – Обязателен последний вопрос |
– Корректное выражение мнения, – добродушное, с улыбкой выражение лица – отказ в выполнении просьбы |
– Использование одной и той же фразы – Использование одной и той де интонации. |
Я предлагаю вам отработать вашу технику в группе.
Для этого группа делится на 2 подгруппы.
1-я подгруппа – нападающие, вторая – отвечающие. Затем меняемся ролями. (15 минут).
Я предлагаю вашему вниманию Таблицу, где дано описание всех названных сегодня техник (раздаются таблицы №5).
Давайте вернемся к началу нашего занятия. Я еще раз ответим на вопросы, но уже с учетом полученных знаний. Вновь задаются вопросы, которые звучали вначале урока. Ребята отвечают.
Т.5
– И что вы думаете, те, кто курят, бросят курить, после того, как вас послушают? |
Т. внешн.согласия Может быть. Я надеюсь. Я тоже себе задаю этот вопрос. |
– Да люди давно курят, и раньше жили долго, никто не умирал от этого. |
Т. внешн.согласия Я тоже об этом часто думаю |
– Кто не курит и не пьет, тот здоровеньким помрет |
Т. англ.профессора Это составляет предмет моих убеждений. Он долго проживет. |
– Неужели ты веришь, что это кому-нибудь поможет? |
Т. англ.профессора Это составляет предмет моих убеждений. |
– Вам, что заняться больше нечем? |
Т. бесконечн. уточн А что вы можете нам предложить? А чем можно заняться еще? |
– Да пойми ты, я как покурю, мне легче становится. |
Т. бесконечн. уточн Когда ты куришь? От чего может легче становиться еще? |
– Я большой мальчик, что хочу, то и делаю. |
Т. бесконечн. уточн Все большие мальчики курят? Все большие мальчики ли делают, что хотят? Что ты можешь делать еще? |
– Ребята, у вас какие-то предрассудки, сейчас все это делают. |
Т. англ.профессора Если я это сделаю, то это буду уже не я. |
– В жизни все надо попробовать. |
Т. заезж.пластинки Что еще надо попробовать в жизни? |
– В автокатастрофах погибает намного больше людей, чем от курения. |
Т. заезж.пластинки А ты знаешь сколько это? Т. внешн.согласия Может, ты и прав. |
Насколько легко сейчас было отвечать на эти вопросы?
Испытывали вы дискомфорт.
4. Подведение итогов.
Как вы уже слышали, целью нашего занятия было знакомство с техниками психологической самообороны.
Что дало вам сегодняшнее занятие? (по кругу)
5. Завершение. Пожелание другу. Наташа, я тебе желаю… Благодарю..
6. Спасибо за работу.
Техники психологической самообороны
Т.4
№ пп |
Название техники |
Определение техники, ее цели |
Примеры техники |
1 |
Техника бесконечного уточнения |
Подробное и точное прояснение того, что является мишенью нападающего |
– Делайте, делайте, толку все равно никакого не будет 1. кто делает? 2. что сделали? 3. какой толк может быть? 4. что ты можешь предложить? |
2 |
Техника внешнего согласия или наведения тумана |
Выражение согласия с какой-то частью нападающего. Можно обратить внимание на то, что его высказывание важно, заставляет задуматься. Обогащает наше видение проблемы. Особенно эффективна против несправедливой критики или открытой грубости |
– Ты в джинсах выглядишь ужасно. – Возможно, ты и права. -Что вы думает, те, кто курят – бросят курить? – Может быть – Да все всегда курили, деды наши курили и вон до скольки жили. – Я сама об этом часто думаю, но пока не пришла к определенным выводам |
3 |
Техника испорченной пластинки |
Многократное повторение одной и той же емкой фразы, содержащее в себе важное сообщение нападающему (всякий раз с одной и той же интонацией). Фраза должна быть такой, чтобы ее можно было повторить, не нарушая осмысленности разговора. Используется для отказа в просьбе, полезна для отстаивания своих прав |
– Я думал, ты лучше сможешь меня понять – Я готов еще раз тебя выслушать. -Что толку говорить, ты все равно меня не понимаешь. – Я готов еще раз тебя выслушать (с той же интонацией). . – А может ты не хочешь меня понять? -Я готов еще раз тебя выслушать (с той же интонацией). |
4 |
Техника английского профессора |
Корректное выражение сомнения по поводу того, выполнение чьих-либо требований нарушает личные права адресата. |
– Неужели ты на самом деле так думаешь, это мнение старо, как мир? – (с улыбкой) Это составляет предмет моих убеждений – Да брось ты эти свои занятия, они никому не нужны. – (добродушно) Если я сделаю это, то это буду уже не я. |
Список используемой литературы:
- Казанцев И.И., Караваева Н.С. Учимся и воспитываемся жить без наркотиков (пособие для психологов и социальных педагогов.) Тюмень, 2001.
- Мальцева О.А. Формирование и развитие ответственного поведения у детей и подростков в семье как основа профилактики аддикций. Рабочая книга по профилактике аддиктивного поведения в 2-х частях.Тюменский областной государственный институт развития регионального образования, 2003 г.
- Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками. – М: генезис, 2000 г.
- Тренинг жизненных навыков для подростков с трудностями социальной адаптации/ под научн.ред. Шадуры А.Ф.– СПб.: Издательство “Речь”, 2005.
Буду рада, если данное занятие поможет вам в работе.