Беседа о душе (в рамках факультативного курса по психологии)

Разделы: Внеклассная работа, Школьная психологическая служба


Цели и задачи: выявить общий уровень знаний и представлений учащихся о душе, познакомить с генезисом понятия “душа”, способствовать рефлексии над собственным внутренним миром, выявить общий уровень развития психологической культуры личности (методика Романовой О.Н.).

Оборудование: портреты Аврелия Августина, И.П.Павлова, Серафима Саровского, Аврелия Августина, Демокрита Абдерского; ватман, где будут размещаться сочинения-миниатюры школьников на тему: “Что такое душа?”, песня о золотом Купидоне (сл. Л.Дербенева, муз. А. Зацепина, исп. О.Даль), изображения Эрота и Психеи, миф об Эроте и Психее в сокращенном варианте по мотивам Апулея “Метаморфозы”, таблички для упражнения Джеффа (“да”, “нет”, “может быть”).

Рекомендации по проведению.

Занятие разработано для учащихся младшего подросткового возраста (5-6 класс). В зависимости от возрастных и интеллектуальных показателей детей занятие может быть модифицировано. Продолжительность занятия – 45 минут. Занятие может выступать в качестве диагностики представлений учащихся о внутреннем мире, выявление их уровня психологической культуры. На основании полученных данных можно продолжать знакомство с душевным миром человека, разрабатывая курс занятий по психологии.

Рекомендуется проводить занятие с группой детей (не более 15 человек), тогда у каждого будет возможность высказаться. Если нет возможности поработать с группой детей, то можно провести занятие с целым классом, только вместо модификации упражнения Джеффа провести обычную беседу.

1. Вступительное слово учителя:

Мы собрались сегодня здесь,
Чтоб поразмыслить над вопросом:
“Что есть душа?”
Уж много лет вопрос сей пользуется спросом.

Один мудрец кричит: “То – Бог!” (Демонстрация портрета Аврелия Августина)
Другой: “Душа есть сущность мира!”, (Демонстрация портрета Платона)
А третий молвит:
“Нет, друзья. Душа – движение эфира”. (Демонстрация портрета Демокрита Абдерского)

Ученый скажет: “Нет души.
Есть психика, есть мозг, есть нервы”. (Демонстрация портрета И.П.Павлова)
А батюшка воскликнет: “Бред!
Не верь ему, душа есть, сын мой!” (Демонстрация портрета Серафима Саровского)

Проходит век, за ним другой,
Но нет единого ответа.
Настало время нам с тобой
Разгадывать загадку эту.

(Учитель указывает на пустой ватман, где в конце урока должны появиться суждения учащихся о душе).

Звучит песня О.Даля о золотом Купидоне.

2. Миф об Эроте и Психее.

Учитель рассказывает учащимся миф об Эроте и Психее. Он рассказывает о возникновении понятия душа, знакомит ребят с богиней-девушкой, олицетворяющей человеческую душу. Вместе с учителем они обсуждают миф, формулируют основную его идею.

Учитель может задавать следующие вопросы:

  1. Благодаря чему Психея смогла стать богиней, ведь она была простой девушкой?
  2. Способен ли человек в своей жизни прикоснуться к Богу, божественному, как это получилось у Психеи?
  3. В каком состоянии душа человека может почувствовать себя Богиней?
  4. А вы испытывали такое состояние в своей жизни?
  5. Можете ли вы сформулировать основную идею этого мифа?

Учитель должен подвести ребят к философскому смыслу мифа: “Только когда человек влюблен, он способен прикоснуться к миру богов. Любовь – та, сила, что делает человека прекраснее, что заставляет его душу “парить в облаках”.

3. Упражнение Джеффа.

Мы взяли только саму технологию проведения упражнения, предложив вопросы для обсуждения по теме занятия. Для проведения данного упражнения необходимо свободное пространство, так как предполагает свободное перемещение участников. Ведущий развешивает в помещении таблички с надписями “да”, “может быть”, “нет”. Если учащийся отвечает на вопрос “да”, то встает под табличку “да”; если он затрудняется с ответом, то под табличку “может быть”; если ребенок отвечает “нет”, то он встает под табличку с надписью “нет”.

Учащимся предлагается выбрать наиболее подходящий вариант ответа (“да”, “может быть”, “нет”) на перечисленные ниже вопросы и объяснить свой выбор. Данное упражнение позволяет всем ребятам включиться в работу, в отличие от обычного опроса.

Список вопросов:

1. Чувствуете ли вы себя комфортно в данной обстановке?

2. Можно ли увидеть душу?

3. Есть ли душа у растений (животных)?

4. Душа бессмертна?

5. Душа живет в сердце (мозге)?

6. А у Бога есть душа?

7. Когда говорят, что человек бездушный, это значит, что у него нет души?

8. Душа разноцветная?

9. Психолог (человек) может познать человеческую душу?

10. Вы были искренни, отвечая на эти вопросы?

4. Сочинение на тему: “Что такое душа?”

Ребята пишут сочинение-миниатюру на тему: “Что такое душа?”. Затем самостоятельно развешивают свои сочинения на ватмане.

Учитель подводит итоги занятия.

Заключительное слово учителя:

Мы говорили целый час
О жизни, смерти, рае, Боге.
Мы говорили, а сейчас
Позвольте подвести итоги.

Душа, конечно, есть, друзья,
То многогранное создание.
И ты, и вы, и он, и я
Ответ искали. И старания
Не зря приложены, не зря.
Здесь каждый, верю, для себя
Решил вопрос: “Что есть душа?”
А если нет, еще не вечер.
Все впереди. До новой встречи!

Учитель имеет возможность провести контент-анализ сочинений учащихся, на основе которого, сделать вывод об уровне когнитивной сложности представлений о душе (интеллектуальный компонент психологической культуры личности).

В качестве единиц контент-анализа выступает смысловое суждение (например, “душа – это зеркало”, “душа – это внутренность”). На основе анализа составляется обобщенный список смысловых единиц, которые позволяют судить о глубине и адекватности знаний и представлений учащихся о душе.

Приложение 1

Приложение 2