Организация телефонного консультативного сопровождения детей – жертв насилия и жестокого обращения

Разделы: Школьная психологическая служба


Проблема насилия и жестокости над детьми за последние годы в нашей стране стала особенно актуальной. Жестокое обращение с детьми в семье, школе, со стороны сверстников - это драматический пример полного распада семьи с одной стороны, и насаждение агрессивности, как нормы поведения в школе и микросоциуме - с другой.

Конференция, проведенная National Institute of child Health and Human Development (США) 1989 году, рекомендовала определять неправильное обращение как поведение в отношении другого человека, которое:

а) выходит за рамки принятых норм;

б) влечет существенный риск причинения физического или эмоционального вреда.

Такое поведение включает в себя как намеренные, непреднамеренные действия, так и недосмотр. Традиционно различают четыре общих категории жестокого обращения с детьми: физическое насилие, сексуальное насилие, пренебрежение потребностями ребенка, эмоциональное насилие.

Многие взрослые, дети, проявляющие жестокость к окружающим, как правило, сами ранее подвергались подобному обращению. Психологическая жестокость является настолько распространенной, что можно с полной уверенностью утверждать: ни один человек не вырастает без того, чтобы не испытать на себе - прямо или косвенно - какое-то из ее проявлений.

Нам, как специалистам детской горячей линии круглосуточного “телефона Доверия” часто приходится консультировать абонентов по данной проблеме. Об этом свидетельствует количество обратившихся детей г. Липецка на “Телефон Доверия” - жертв различного рода насилия. С каждым годом количество звонков увеличивается приблизительно в 2 раза. В среднем, за 2006 год их поступило около 20% от общего числа обратившихся.

Это лишь некоторые из примеров, с которыми мы сталкиваемся в своей практике:

Моя младшая сестра, которую мы воспитываем как дочь, призналась в сексуальном домогательстве со стороны мужа...

Бывший парень угрожает физической расправой, если я не вернусь к нему…

- У моей дочери есть подруга, они учатся в первом классе, она часто приходит в школу в синяках, сегодня она отказалась идти домой, говорит, что ее убьют, если она скажет, что получила двойку.

- Я ненавижу своего отца, он постоянно издевается надо мной, унижает, говорит, что я как девчонка, что ни сделаю, все для него плохо...

- Подруга моей дочери рассказала, что ее и сестру изнасиловал отец, мы ходили в милицию, но там девочек только устыдили за то, что они наговаривают на отца, а я им верю.

Все звонки можно условно разделить на 2 группы: при острой травме (сразу после случившегося) - 30%; спустя некоторое время после происшествия - 70 %. Как правило, дети живут со своей проблемой очень долго, пока чаша весов не переполнится и не возникнет необходимость с кем - то поделиться. Многие из этих ребят не могут сказать своим близким, боясь, что они всем расскажут об их проблеме. Для таких детей консультант “Телефона Доверия” является единственным человеком, который выслушает, поможет, подскажет. Намного легче рассказать о случившемся анонимно, доверить свою тайну незнакомому взрослому, находящемуся на другом конце телефонного провода.

Дети звонят по проблемам различного рода домогательств, физических наказаний, унижения, запугивания, изоляции, постоянного высмеивания, критики со стороны родителей, учителей и сверстников и пр. Консультанты нашего “Телефона Доверия” уделяют особое внимание звонкам детей и подростков - жертв насилия, так как существует большой риск возникновения у таких детей депрессивных состояний, вплоть до суицидальных мыслей и поступков.

Задачи психолога в случае обращения направлены на то, чтобы:

  • уменьшить у ребенка чувства стыда, вины, бессилия;
  • помочь в укреплении чувства собственной значимости;
  • сформировать новые поведенческие паттерны (формы поведения);
  • способствовать избирательному взаимодействию с окружающими людьми;

Свою работу с детьми, подвергшимся жестокому обращению и насилию, мы строим по следующим принципам: слушаю, понимаю, сопереживаю.

Нами был выработан алгоритм поведения консультанта при ведении диалога с такими абонентами:

1. Расположить к себе - "Я тебе верю"

Самый первый и важный шаг - установление доверительных отношений между ребенком и консультантом. Многие дети не могут рассказать о случившемся взрослым, так как боятся, что они им не поверят. Причина этих страхов кроется в том, что насильник, как правило, авторитетнее и сильнее, чем жертва.

2. Проявить сочувствие - "Мне жаль, что это случилось"

На втором этапе ребенок должен почувствовать, что его слышат, сочувствуют, понимают возникающие мысли и чувства.

3. Уменьшить чувство вины - "Я уверена, что ты не виноват в том, что произошло". Это третий шаг, который направлен на то, чтобы ребенок почувствовал себя комфортно и безопасно. Консультант не должен осуждать, давать негативных оценок поведению обратившегося.

Преодоление чувства вины является одним из самых важных этапов работы с жертвами насилия. Вина носит всепоглощающий характер, провоцирует различные искажения в представлениях о себе и своих поступках. Ребенок своим поступкам придает особый негативный смысл. Работа с чувством вины включает понимание того, в чем винит себя пострадавший.

4. Поддержать и одобрить его поведение: "Хорошо, что ты не испугался и позвонил".

Позитивная, эмоциональная поддержка, подкрепление желания найти выход из ситуации насилия являются важными моментами данного этапа. Ребенку необходима помощь в преодолении страхов, возникающих после раскрытия фактов насилия.

5. Найти резервы поддержки и помощи - "Как ты думаешь, кому еще ты можешь рассказать о своей проблеме?"

В данном случае важно показать ребенку, что существует много людей, организаций, которым можно довериться и получить помощь и поддержку (родственники, знакомые, учителя, соседи, службы социальной защиты, милиция, органы опеки и попечительства и пр.).

6. Создать условия для пресечения насилия и выработать стратегию поведения - “Давай подумаем, что мы можем сделать, чтобы подобного не повторилось?”.

Здесь нужно обсудить поведение ребенка и исключить моменты, провоцирующие насилие.

Затем найти вместе с ребенком новые пути выхода из сложившейся ситуации. Часто ребенок не видит выхода и проблема для него кажется неразрешимой, поэтому задача консультанта первым начать обсуждение и направить на поиск альтернативных решений.

Делая выбор, ребенок берет на себя ответственность и таким образом, у него повышается мотивация к активным действиям. По окончании обсуждения психолог-консультант предлагает ребенку оценить выбранное решение в свете ожидаемого успеха.

7. Вселить уверенность в завтрашний день - "Я знаю, что ты справишься с проблемой. Я в тебя верю, ты сильный!"

Установка на позитив помогает ребенку уверенно следовать к намеченной цели, не отступая перед трудностями.

На наш взгляд, задача каждого консультанта “Телефона Доверия” должна заключаться не только в оказании экстренной помощи, но и в дальнейшем сопровождении ребенка, которому мы предлагаем обязательно обратиться к нам повторно и рассказать о том, как он справился со своей проблемой.

Для того, чтобы было легче проследить динамику состояния такого ребенка, мы разработали и внедрили в практику индивидуальные карты анонимного консультативного сопровождения (см. приложение 1), в которые заносится вся информация о жертвах насилия, краткий диалог с ними, итог консультирования, найденные выходы из психотравмирующей ситуации. При повторном обращении в них фиксируются произошедшие изменения с момента первого обращения.

По возможности мы рекомендуем детям обратиться к детскому психологу отдела сопровождения Центра диагностики и консультирования, куда составной частью входит наш “Телефон Доверия”.

Помимо консультативной помощи жертвами насилия специалисты ТД оказывают информационную поддержку родителям. С этой целью были разработаны рекомендации:

Рекомендации для родителей, чьи дети постоянно подвергаются моральному унижению со стороны педагогов или сверстников

  1. Не упрекайте ребенка за то, что он не рассказал об этом раньше, или ничего не сделал, чтобы предотвратить случившееся.
  2. Поговорите с ребенком, определите источник конфликта, стресса, напряжения в отношениях.
  3. Дайте понять ребенку, что вы понимаете его и верите.
  4. Поставьте в известность классного руководителя и администрацию школы.

Рекомендации для родителей, чьи дети подверглись изнасилованию

  1. Старайтесь вызвать на доверительный разговор о случившемся и времени происшествия.
  2. Постарайтесь своим поведением вселить веру в свои силы, будущее.
  3. Уверьте в конфиденциальности разговора, и в том, что ребенок потом сам решит, что, когда и кому он расскажет о случившемся.
  4. Скажите ребенку о необходимости выражать свои чувства и что это естественно. Каждый имеет право на любые чувства, которые у него возникают.
  5. Помогите определить основную трудность, проблему.
  6. Уменьшите чувство вины, убедите, что ребенок не виноват в случившемся.
  7. Способствуйте повышению самооценки.
  8. Найдите в ситуации как можно больше положительных моментов (осталась жива).
  9. Помогите ребенку осознать наличие у него резервных возможностей, вместе с ним найдите выход их создавшегося положения.
  10. Убедите ребенка, что он обязательно преодолеет свои переживания, а состояние, в котором он находится, пройдет, но для этого нужно время.
  11. Подскажите ребенку “Как” и “Что” он должен делать, “Как реагировать”, пока не сможет мобилизовать свои собственные силы.
  12. Приветствуйте позитивное общение со сверстниками и значимыми взрослыми, поощряйте посещение секций, кружков и не позволяйте полностью изолироваться от своего постоянного окружения, близких людей.
  13. Предложите ребенку различные материалы для творчества, что позволит выразить чувства, снять напряжение.

Главная задача в решении вопросов профилактики жестокости и насилия, не только планомерная информационная работа с родителями, но и психопросветительская с педагогами. Именно учитель может заметить изменения в поведении, психоэмоциональном состоянии ребенка и предположить что с ним, возможно, обращаются жестоко, проявляют различного рода насилие.

Для того, чтобы подтвердить или опровергнуть данное предположение, мы предлагаем элементарную диагностику ребенка, подвергшегося насилию.

Эмоциональное состояние

  • низкая самооценка, пассивность;
  • сниженный эмоциональный фон, апатия, страхи;
  • беспокойство, повышенная тревожность.
  • Депрессивные состояния, печаль.

Поведение

  • оппозиционное; заискивающее, регрессивное;
  • несоответствуюшая возрасту ответственность;
  • саморазрушительное поведение (причинение увечий самим себе, суицидальные мысли).
  • возникновение различного рода отклонений в поведении: агрессия, дезадаптация, аддиктивное, девиантное, делинквентное поведение.

Интеллект

  • снижение или полная потеря интереса к школе;
  • задержка или резкое снижение уровня интеллектуального развития;
  • снижения познавательной мотивации и как следствие устойчивая школьная неуспеваемость;
  • нарушения речевого развития,
  • заторможенность в ответах, при выполнении заданий;
  • трудности запоминания, концентрации внимания.

Взаимоотношения с окружающими

  • неумение общаться с людьми, дружить;
  • отсутствие друзей либо чрезмерное неразборчивое дружелюбие;
  • стремление любыми способами, вплоть до нанесения самоповреждений, привлечь к себе внимание взрослых, или избегание взрослых, подозрительность и недоверие к ним;
  • требование ласки и внимания или замкнутость, стремление к уединению;
  • агрессивность и импульсивность по отношению к взрослым, сверстникам;
  • роль “козла отпущения”;

Физическое состояние

  • маленький рост, недостаточный вес;
  • гигиеническая запущенность, неопрятный вид;
  • психосоматические заболевания, неврозы;
  • постоянный голод и/или жажда;
  • мастурбация.

Если вышеуказанные признаки в большинстве своем были обнаружены в поведении ребенка, мы предлагаем следующий алгоритм действий взрослого.

Что должен знать и уметь педагог для оказания помощи ребенку, пострадавшему от жестокости и насилия

  1. Законы о защите прав ребенка.
  2. Организации, куда можно обратиться для защиты ребенка (органы внутренних дел, здравоохранения, опеки и попечительства по месту фактического проживания ребенка, общественные правозащитные организации).
  3. Учреждения оказывающие психологическую помощь детям (ППМС-Центры), номера “Телефонов Доверия”.
  4. Последовательность своих действий в случае жестокости и насилия.
  5. Признаки, характерные для различных видов насилия, в том числе физические повреждения и поведенческие отклонения.
  6. Особенности поведения родителей или попечителей, позволяющие заподозрить жестокость по отношению к ребенку.
  7. Последствия жестокого обращения, насилия: психологические, эмоциональные, интеллектуальные, поведенческие и пр.
  8. Правила организации общения, установления контакта, уметь внимательно выслушать ребенка, независимо от того подтверждает или отрицает он жестокое обращение и общаться с детьми.
  9. Знать и уметь дать профессионально грамотные рекомендации родителям, дети которых подверглись жестокому обращению или насилию со стороны взрослых или сверстников.
  10. Быть честным с семьей, стараться подробно разъяснить родителям причину разговора с ними.

Последовательность действий педагога

Постараться разговорить ребенка, установить контакт, доверительные отношения с ним. Оказать эмоциональную поддержку. Здесь необходимо учесть, что взрослый должен продемонстрировать по отношению к ребенку интерес, дружелюбие, искренность, теплоту и эмпатию. В таком случае ребенок почувствует, что данный человек действительно слышит и понимает его мысли и чувства. Осмотреть повреждения. Не отправлять домой, если он боится туда возвращаться. Если нет возможности устроить его на ночлег к родственникам или в другое безопасное место необходимо обратиться:

  • в милицию или прокуратуру, если действия родителей являются преступными. Чаще всего имеет место сочетание ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию ребенка с жестоким обращением;
  • в травмпункт или другое медицинское учреждение, чтобы зафиксировать травмы;
  • в орган опеки и попечительства по месту фактического проживания ребенка, если родители относятся к группе риска по алкоголизму, наркомании или психическим заболеваниям и невозможно их обучить родительским навыкам;
  • на консультацию к психологу, социальному педагогу с целью:

- проведения диагностического обследования ребенка и всей семьи, с целью установления причин имеющихся у ребенка нарушений (домашнее насилие, алкоголизм, наркомания, асоциальное поведение родителей, психические заболевания);

- организации и проведения блока коррекционных занятий с ребенком и родителями по обучению навыкам адекватного взаимодействия в условиях семейного воспитания;

- обучения родителей ненасильственным методам воспитания, приемам релаксации и способам снятия нервно-психического напряжения.

Особенности поведения родителей или лиц их заменяющих, позволяющие заподозрить жестокость по отношению к ребенку

  • Противоречивые, путаные объяснения причин травм у ребенка и нежелание внести ясность в произошедшее.
  • Нежелание, позднее обращение за медицинской помощью или инициатива обращения за помощью исходит от постороннего лица.
  • Обвинение в травмах самого ребенка.
  • Неадекватность реакции родителей на тяжесть повреждения, стремление к ее преувеличению или преуменьшению.
  • Отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка.
  • Невнимание, отсутствие ласки и эмоциональной поддержки в обращении с ребенком.
  • Обеспокоенность собственными проблемами, не относящимися к здоровью ребенка.
  • Рассказы о том, как их наказывали в детстве.
  • Признаки психических расстройств в поведении или проявление патологических черт характера (агрессивность, возбуждение, неадекватность и пр. ).

Психолого-педагогические правила организации общения между учителем и учениками

1. Будьте внимательны к своим ученикам, отмечайте малейшие изменения в их поведении, любые отклонения от нормы. Пристального внимания учителей и родителей требуют резкие “вдруг” возникшие изменения в поведении.

2. Обратите внимание на изменение работоспособности ученика (не может продолжительное время работать без отвлечений и ошибок из-за быстро нарастающего утомления).

3. Нельзя торопиться с выводами, проявляйте терпение, доброжелательность по отношению к ученику. Понаблюдайте, побеседуйте с родителями.

4. Будьте объективны не только в оценке ученика, но и в сложившейся ситуации. Не поддавайтесь эмоциям, чувствам, которые мешают решению проблемы.

5. Всегда чувствуйте психологическую атмосферу в классе. Для этого необходимо:

- наблюдать за детьми и обращать внимание на их поведение;

- понимать выражение глаз ребят, их мимику, жесты;

- уметь сопоставлять психологическую атмосферу сегодняшнего дня со вчерашней.

6. Искренне интересуйтесь жизнью своих учеников. Относитесь сочувственно к мыслям и желаниям детей: не придирайтесь, не пытайтесь переделать, не критикуйте, чаще хвалите!

Как консультантам “Телефонов Доверия”, так и близким взрослым нельзя забывать о физических и эмоциональных травмах, которые получают дети от направленной против них злобы, ненависти. Так давайте подходить к детям, нуждающимся в психологической помощи и поддержке с открытой душой, горячим сердцем, добротой, вселяя в детские души надежду, веру в завтрашний день!

Будьте бдительны! Не оставляйте без внимания особенности поведения родителей и детей! Отнеситесь к детям, подвергшимся насилию или жестокому обращению, с любовью, лаской, добротой, и тогда они отплатят Вам тем же!