Новые подходы в профилактике здорового образа жизни

Разделы: Школьная психологическая служба


Вопрос, который мы адресуем подростку:

Почему:

  • ты употребляешь ПАВ?;
  • ты убегаешь из дома?;
  • не справляешься с эмоциями?;
  • испытываешь трудности в общении?;
  • тянешься к дурным компаниям?;
  • не любишь мир взрослых?; – не находит ответа.

Все это следствия, а причина в том, что взрослые и дети не умеют любить друг друга, не умеют общаться, не знают, как можно подружиться.

По данным медицинских карт учащихся школы в 2003 году здоровых детей пришло 38%, а в 2004 году – 14% (дети, у которых нет медицинских показаний).

Когда мы оценили ситуацию по выявлению факторов риска от психоактивных веществ, то обследование 7 – 9 классов показало высокие проценты отдельных факторов, таких как:

  • отношение с родителями 60 – 100%;
  • контроль в семье 60 – 70%; успешность ребенка 50 – 70%;
  • жизненные ориентиры 50 – 70%;
  • кризисные ситуации 40 – 65%;
  • доступность ПАВ 55 – 100%;
  • социально – психологический климат 35 – 80%.

В школах работают специалисты, которые ведут работу с неблагополучными семьями и “трудными” детьми: психологи, социальные педагоги.

Но если нет единства в работе между школьным психологом, социальным педагогом, классным руководителем и администрацией школы, то такая помощь семьям не будет эффективна.

Наша школа работает по модели общественно-активной (ОАШ). Это значит, что школа открыта для сообщества, развивает со всеми его субъектами партнерские отношения. Основной принцип деятельности – сотрудничество.

В октябре 2003 года на базе школы был создан центр психолого-педагогической и социальной помощи семье “Доверие”. Главное – профилактика психоактивных веществ, формирование здорового образа жизни, психолого-педагогическая и социальная помощь семье.

У нас есть глубокая уверенность, что самый эффективный путь – заниматься профилактикой с раннего возраста. И работа центра начинается с дошкольного учреждения, который находится в нашем микрорайоне.

Цель:

Создание воспитывающей среды в микросоциуме.

Задачи:

  • Создание и развитие социально-педагогической базы воспитания и развития детей по месту проживания семей;
  • Оказание помощи родителям и педагогам в психолого-педагогическом изучении детей, в оздоровлении условий семейного воспитания;
  • Налаживание психолого-социальной коррекционной работы с детьми, входящими в “группу риска”;
  • Налаживание контакта с детьми путем создания атмосферы доверенности в общении с ними, психологического комфорта;
  • Оказание помощи в адаптации детей к взрослой жизни и выборе профессии;
  • Вовлечение в совместную педагогическую деятельность учреждений дополнительного образования, шефов школы, правоохранительных органов, медработников, частных предпринимателей и акционерных обществ микрорайона.

Совет центра, который является движущей силой, – это: директор школы; заместитель директора по воспитательной работе; психолог, социальные педагоги; родители.

Совет собирается один раз в четверть. В первый и второй год работы центра на совет собирали все службы микрорайона: медицинские службы, старосту микрорайона, совет молодежи, женсовет, представителей отдела по делам несовершеннолетних (ОДН) и отдела внутренних дел (ОВД). Затем мы от этого отказались. Наиболее эффективно проводить советы в рабочем порядке, когда ставится конкретная задача перед какой-либо службой, потому что основными рычагами продвижения являются службы при центре.

Психолого-педагогическая служба

Курирует работу по профилактике психоактивных веществ, проблемы курения и алкогольной зависимости через волонтерское движение старшеклассников, родителей, учителей, городскую и медицинскую службу микрорайона.

Социально-педагогическая служба

Курирует детей и родителей группы риска, неблагополучные и многодетные семьи, профилактику правонарушений совместно с участковой службой, комиссией по дела несовершеннолетних, отдела по делам несовершеннолетних, классными руководителями, женсоветом.

Служба профессиональной и социальной адаптации

Курирует работу по опекаемым детям, по профориентации школьников, по трудовому отряду старшеклассников, занимается созданием банка данных по учебным заведениям города, ведет статистические данные по детям с 1 года до 6 лет, осуществляет связь с центрами психологической помощи города.

Центр осуществляет свою работу по программе и плану совместной работы служб и дополнительно реализуются проекты: “Начни с себя” (работе волонтеров), “Возьмемся за руки, друзья” (взаимодействию городских центров психологического сопровождения).

Методическая работа с педагогами и классными руководителями.

За время работы центра были проведены республиканские, городские семинары, педсоветы по темам:

  • “Можно ли избежать стресса”;
  • “Суицид: признаки и шаги предупреждения”;
  • “Социализация личности”;
  • “Профилактика психоактивных веществ через формирование здорового образа жизни”;
  • “Здоровье учителя и его профилактика”;
  • “Воспитание гражданина”;
  • “Педагогическая этика учителя”;
  • “Взаимодействие психолога и социального педагога в условиях работы центра”.
  • “Психологическое сопровождение учащихся, учителей, родителей в учебно-воспитательном процессе”
  • “Причины дезадаптации детей в школе”
  • “Формы работы психолога по преемственности дошкольного учреждения и школы”
  • “Психологическое здоровье учителя. Пути его сохранения”
  • “Формирование здорового образа жизни детей посредством объединенных усилий социума”
  • “Адаптация учащихся в социуме”
  • “Взаимодействие социального педагога и психолога в работе с учащимися и их родителями”

Созданы методические папки в помощь работы классных руководителей, видеотека, картотека. С учителями среднего звена проведен тренинг по формированию педагогической компетенции.

Профилактическая работа с учащимися.

  • Пропаганда правовых и медицинских знаний: встречи с представителями участковой службы; беседы с учащимися инспекторов, представителями линейного отдела внутренних дел, деятелей прокуратуры;
  • организация досуга – 85% учащихся состоящих на внутри школьном учете, занимаются в различных кружках и секциях;
  • волонтеры-старшеклассники проводят тренинги с учащимися начальной школы по профилактике психоактивных веществ;
  • созданы карты индивидуального психологического развития на каждого учащегося школы. С детьми 5-8 классов проводятся тренинги жизненных навыков.
  • ежегодное проведение ток-шоу для старшеклассников “Путь к успеху”.
  • с учащимися 9 – 11 классов уроки “Психология личности”, “Психология общения”.

Работа с родителями.

Родительские собрания, конференции, круглые столы в интерактивной форме в детском саду и в школе по темам:

  • “Эффективное взаимодействие родителей с подростком”;
  • “Роль семьи в формировании здорового образа жизни”;
  • “Основы психологического здоровья ребенка”;
  • “Влияние алкоголизма на развитие детей”;
  • “Как чувствует себя ребенок в семье, где пьют родители”;
  • “Подростковый возраст – причины негативного поведения”;
  • “Потребности и псевдопотребности наших детей”;
  • “Факторы риска, влияющие на употребление психоактивных веществ”;
  • “Как избежать конфликтов в семье”;
  • “Права и обязанности ребенка в семье”;
  • “Роль отца в воспитании детей”;
  • “Поощрение и наказание детей”;
  • “В семье растет дочь”;
  • Занятия с родителями будущих первоклассников;
  • Занятия с родителями неуспевающих детей.
  • Тренинги по формированию родительской компетентности.

Наш центр “Доверия” создан, работает, мы имеем еще много нерешенных вопросов, но мы имеем результаты. И перед нами не стоит вопрос: Кто в ответе за то, чтобы социализация ребенка прошла благополучно, чтобы он мог с успехом учиться, общаться, развиваться и вести здоровый образ жизни? Если начинать спорить и перекладывать эти задачи с семьи на школу и наоборот, то при этом, как правило, страдает ребенок.